Хронотоп сказки о мертвой царевне и семи богатырях

Дмитрий Михайлович Николаев
(анализ событийного сюжета сказки А.С. Пушкина)

С полной версией книги  можно ознакомиться, пройдя по ссылке:
http://www.scribd.com/doc/75867476


Рассмотрим другую, более сложную многоцикловую версию этого сюжета, предложенную А.С.Пушкиным. В отличие от варианта Шарля Перро в версии А.С.Пушкина сюжет и фабула, несмотря на включение в  повествование дополнительных эпизодов и персонажей, оказываются более адаптированными к реальной (календарной) структуре волшебной сказки.

КАЛЕНДАРНЫЙ  ХРОНОТОП:
\0. Царь и царица. Отъезд царя. \1. Рождение Царевны (сочельник). \2.Возвращение Царя. Смерть царицы. \3. Женитьба Царя через год на Мачехе. \4.Зеркальце. \5.Царевна выросла. Сватовство Елисея. \6.Девичник. Мачеха и зеркальце. \7.Спор зеркальца и Мачехи. \8.Чернавка и Царевна в лесу.
\9.Царевна и терем. Пес.  \10.Уборка в тереме. Сон. \11.Приезд семи богатырей. Обед. Пирожок. \12. Охота братьев. \13.Сватовство братьев. \14.Отказ.
\15.Дворец  царя. \16. Мачеха и зеркальце. \17. Признание Чернавки. \18. Чернавка в лесу.


(см. изображение в начале странички )

Рис. СОБЫТИЙНЫЙ  ХРОНОТОП  СКАЗКИ

\19.Чернавка в тереме. Яблоко. Сон Царевны. \20.Возвращение братьев. \21.Смерть пса от яблока. \22.Обряд прощания. \23.Хрустальный гроб. \24. Мачеха узнает от зеркальца о смерти Царевны.
\25.Елисей в поисках Царевны. \26. Елисей и путники \27.Елисей и Солнце \28.Елисей и Месяц \29.Елисей и Ветер.
\30.Елисей под горой в пещере. \31.Елисей разбивает хрустальный гроб. \32.Пробуждение Царевны. \33.Возвращение домой.
\34.Смерть мачехи.  \35. Похороны мачехи  \36. Свадьба Царевны и Елисея.

Фактический сюжет сказки начинается с момента рождения царевны (событие \1.) – в сочельник. С этим событием в календарном хронотопе сюжета совпадают: приезд богатырей \11.; смерть пса \21;  пробуждение царевны и встреча с Елисеем \32 (момент полной Победы в сказке).

Моменты возвращения домой совпадают на оси перехода зима\весна (события \2.; \24.). Сюда также выпадают моменты узнавания мачехой о мнимой смерти царевны (\24.) и отказ царевны выйти замуж за богатырей (\14.). Близки по хронотопу к этим событиям и смерть Мачехи (\34.), и смерть царицы – матери царевны (\2.). Ось переходов обладает свойством возможности проникновения в «иные Миры», т.е. гаданий\предсказаний. Отказ выйти замуж – это фактически невозвращение Царевны (весны), её неприход в мир и по хронотопу он тоже попадает на ось перехода зима\весна.

Момент летнего солнцеворота совпадает со следующими событиями в сказке:
сватовство Елисея (\5.), гадания по зеркальцу (\17.), свадьба Елисея и Царевны (\36.). В обрядовой традиции все эти события характерны для этого времени года.

На ось перехода осень\зима попадают события:
приход Царевны и Чернавки в лес (\8., \18.); встреча Елисея с Ветром и приезд к горе (\29.-\30.).  По древнегреческой традиции именно на западе ойкумены находится остров повелителя ветров Эола (см. работы \I.19\).

Исходя из приведенного анализа календарного хронотопа этой версии сказки, можно сказать, что по своей структуре эта авторская версия сказки близка к структуре русской волшебной сказки. Любопытным и неожиданным моментом в этом сюжете является появление именно в момент \19. (октябрь месяц) волшебного яблока сна (смерти), усыпившего Царевну и убившего пса. В мифологической традиции таким яблоком являются яблоки Гисперида, которые добывал (именно в октябрьском подвиге!) Геракл. Это яблоко обладает свойством усыплять пса (!) Цербера, стража Аида \I.19\ и богов. Представляется, что в рамках предложенной нами концепции календарного хронотопа сюжета появление этого эпизода в данной сказке является не случайным, но мотивированным. Правильная структура текста, появление персонажей и чередование их функций в определенной последовательности, обнаруженные в данном повествовании, говорит о понимании А.С.Пушкиным источников и общих законов построения сюжета русской (и европейской) волшебной сказки.

Мотив проживания девушки в лесу среди  «братьев по клятве\молитве», - имеет древние, ведические корни, когда в обряде инициации молодежь изолировалась в «лесных домах» тотемного предка-покровителя (покровительницы) и вместе с ними жили их общие ритуальные невесты\жены. Так, в «Махабхарате» изгнанные на 12 лет братья-пандавы жили в лесу со своей общей женой Драупади \I.61, I.62\. Когда её украл царь Джаядрахта, они вынуждены были за неё заступиться.  В идеологии самого обряда посвящения юноши, живущие в лесу, считаются ритуально «умершими» для родственников и эти «лесные женщины» выступают в роли их тотемных  матерей\невест\покровительниц.

По сюжету сказки сначала Царевна появляется в «лесном доме», и уж затем приезжают «лесные братья». Хозяйкой положения является Царевна, и это соответствует архаичным патриархальным представлениям, когда считалось, что «старшим» является тот, кто раньше является или обретает своё «имя». В детских играх всегда старшим (ведущим) является тот кто первым добежит (или заступит) до особого, выделенного места в игре (в древней традиции это и было священным местом ритуала). Но ведь мы знаем, что детские игры – отголосок архаичных ритуалов. Кстати, именно Царевна называет себя (представляется), а братья так и остаются безымянными (неузнанными). Да и занятия у них тоже из разряда инициаций: охота, подраться с сарацином (борьба за веру), пошалить (ритуальная разбойничья ватага). Отказ Царевны выйти замуж за одного из братьев тоже мотивирован, как элемент ритуала её посвящения. Она отказывает, но даёт обет вернуться к этому разговору впоследствии. Примерно такая же ситуация была и у Арджуны в «Махабхарате», когда он отказался взять в жены одну из прекрасных апсар Индры-покровителя \I.62\.

Как известно,  поиск истоков сюжета сказки может продолжаться до бесконечности, но мы постарались показать на простейших параллелях и сближениях из различных, написанных в разные эпохи источников, возможности предлагаемого метода календарного хронотопа ещё до этапа структурного анализа хронотопа сюжетов, выявить их единый исток, указать ту исходную мифологему, версиями которой они и являются. Более тонкие различия, связанные с местом и временем формирования отдельных версий сюжетов, могут проявиться при сравнении их структурных кодов.