Жизнь и смерть

Влад Матин
Текст продолжает и дополняет публикацию «Человек и его сущность»

Мы уже отмечали, что если жизнь у человека одна, то лишения, страдания, унижения и временами преступления, на которые ему приходится идти в течение своей жизни, бесцельны - «всё есть суета и томление духа». Нет никакого смысла в наших приобретениях любой ценой и самовозвышении в обществе за счет других (деньги, имущество, почет, должности, выгоды, награды и т.п.), т.к все это уйдет от нас с нашей смертью. С собой мы ничего не возьмем. Люди этого не понимают и ведут себя подобно животным, действующим чисто инстинктивно, причем это подобие сдвинуто не в лучшую для нас сторону. Так называемый цивилизованный человек считает себя высшим созданием и хозяином мира, но от дикого животного отличается главным образом безмерным эгоизмом и беспредельной подлостью. «С людьми ты тайной не делись своей. Ведь ты не знаешь, кто из них подлей». «Нет человечьей пакости конца, средь морд звериных не найти лица».

Терпимость и справедливость вообще не свойственны человеческому естеству. При всем своем высокомерии и самомнении, это абсолютно не нужное и враждебное природе существо – ненасытный хищник, паразит биосферы, самое агрессивное, злобное, циничное, порочное, жадное, тщеславное, завистливое, коварное, хитрое, злопамятное, вероломное, жестокое и беспощадное чудовище. Проблемы других для него вторичны. И вся эта конфронтация с миром проходит зря! А стоит ли терять человеческий облик и свое достоинство, если мы всё равно окажемся у разбитого корыта? Едва ли. Но вот умираем ли мы? Вопрос, вроде бы, нелепый. Однако не будем спешить с выводами о вменяемости вопрошающего и попробуем разобраться в том, что такое наша смерть.

Смерть есть существенный момент жизни. Она означает прекращение жизнедеятельности, всех жизненных функций организма. Ее констатируют по отсутствию у человека дыхания и кровообращения, по блокированию зрачкового рефлекса  и ряду других признаков, всего их более 400. Иногда факт смерти установить не так-то просто, поскольку ряд ситуаций имитируют ее (например, летаргический сон, кома, анабиоз и йоговские трюки). Поэтому при эксгумации нередко выявляются (в частности, по изменению исходного положения тела) случаи ошибочного захоронения ещё живых людей. Но нас это в данный момент не интересует. Мы также не рассматриваем известный философский тезис о том, что смерть не имеет к нам  отношения, поскольку пока мы живы, смерти нет, а когда приходит смерть, то нет уже нас. Мы говорим о том, что происходит тогда, когда человек действительно и бесспорно (в принятом медициной смысле) умирает.

Парадоксально, но психологически существенно, что (вопреки «естественным» ожиданиям) в момент своей смерти человек может переживать эмоциональный подъем.  По свидетельству медицинских работников, для последних минут жизни большинства людей с незамутненным сознанием характерен не страх смерти, а особое возвышенное состояние, граничащее с экзальтацией. Иногда они видят образ духовного мира, но чаще всего - умерших родных, которые «пришли за ними». По ощущению умирающих, близкие помогают им перейти грань жизни и смерти.

В эвристическом плане также важно, что процесс умирания имеет две стадии: клиническая смерть (зачастую обратимый этап) и биологическая (окончательная). Клиническая смерть - это пограничное состояние между жизнью и полным небытием, наступающее сразу вслед за остановкой сердца человека; как правило, оно составляет 4-5 минут после прекращения кровообращения. В этот период времени с помощью специальных мер умершего еще можно вернуть к жизни.  Далее гибнут клетки мозга, самого чувствительного к гипоксии органа, и фиксируется биологическая, необратимая смерть. Правда, зарегистрированы единичные экстремальные необъяснимые случаи пребывания людей в состоянии клинической смерти несколько часов и даже дней. С развитием реанимационной техники из состояния клинической смерти удается вывести всё больше людей. Порядка 5% лиц, побывавших за гранью, возвращаются обратно. После поразительных документальных свидетельств, представленных в книгах Р.Моуди, а затем А.Форда о жизни после смерти, интерес к этой теме резко возрос и с 1975 года в разных странах проведено огромное количество соответствующих наблюдений. Расспросы людей, реально оказавшихся на пороге смерти, но вернувшихся «с того света» выявили, что большинство побывавших «Там» из происходившего с ними после остановки сердца ничего не помнят. Но 15-18% опрошенных имели выраженные околосмертные переживания. Их свидетельства отличаются большим сходством впечатлений. В подобных сообщениях всегда присутствуют пятнадцать общих элементов, выстраивающихся в стройную цепочку переживаемых человеком ярких событий, не имеющих ничего общего с галлюцинациями.  При клинической смерти человек посещает принципиально иную, запредельную область или плоскость  существования, переходит на совершенно иной уровень реальности.

Для нас важнее всего в этих описаниях возникающее «Там» непередаваемое словами  ощущение радости, любви и блаженного покоя, нежелание возвращаться обратно, а также  то, что после смерти сознание человека остается ясным и четким, хотя объективно электрическая активность мозга при этом отсутствует (на осциллографе наблюдается ровная полоса - нет биотоков мозга, мозг ни жив ни мертв, не функционирует). Происходит уже знакомый нам «выход из тела», умирающий оказывается вне физического тела и (при полностью отключенном мозге) видит всё происходящее со стороны, в том числе и своё собственное  бесчувственное тело, как зритель, наблюдающий за ним и за попытками врачей вернуть его к жизни (себя со стороны в этом состоянии видят даже слепые от рождения, но придя в сознание они снова «становятся» слепыми). То есть из всего этого с очевидностью следует, что сознание во всей его полноте не только не связано с мозгом, но и может существовать вне мозга и даже без него, а также то, что Душа и личность человека переживают его тело. В этом ракурсе основной интерес вызывает, естественно, дальнейшая судьба души -  жизнь Души после биологической смерти человека.