Черная дивизия. три беды охранного бизнеса

Алекс Линкевич
ЧЕРНАЯ  ДИВИЗИЯ
Три беды охранного бизнеса
 
В одну из квартир первого этажа дома, в котором я живу, въехало охранное агентство, или ЧОП (ЧОО по-новому), как иногда называют эту странную гримасу малого бизнеса.
Много интересного можно увидеть, если твой балкон нависает над входом в ЧОП. Сегодня утром я смотрел на то, как крепыш, заместитель директора ЧОПа, вел к дежурной машине дедушку, лет семидесяти, фигурой своей напоминавшего ненавистный со студенческой скамьи знак интеграла.
Старик-интеграл был одет в черную форму охранника, явно снятую с чужого плеча, размеров на пять больше требуемого. Поддерживаемый заместителем директора охранного агентства удивительный «интеграл» дошел до машины. Заместитель помог ему забраться, зло захлопнул дверь и махнул рукой водителю: - Вези, давай!
«Куда повезли старого? – подумал я. - На охраняемый объект? Или сразу – на Южное кладбище?»
Вопрос показался забавным, и в поисках ответа на него я вот что получил: в стране зарегистрировано 27 тысяч охранных организаций, в которых трудятся   1,5 млн. человек, имеющих на руках 660000 лицензий.
Заметим, в год 200-летия Бородинской битвы, что число российских охранников превышает численность армий Наполеона (640 тыс. чел), Кутузова (590 тыс. чел), народного ополчения (400 тыс. чел) и партизанских отрядов отчаянного Дениса Давыдова вместе взятых.
Для сравнения: в США ( при их экономике, тотальной частной собственности и уровне уличной преступности) в частных охранных структурах числится 1,2 млн. человек при среднем доходе 30 тыс. долларов в год, или около 80 тысяч рублей в месяц.
Итак, первая беда российского охранного бизнеса – это нищенская зарплата охранников, которая практически не поднимается с 2009 года.
Что, казалось бы, проще - установить минимальный размер стоимости услуг, позволяющий обеспечить надлежащее качество при адекватной цене, минимальный размер зарплаты охранников, от которого и рассчитывать стоимость охранных услуг.
Но тут недобрым словом стоит помянуть Федеральный закон №94-ФЗ и то, что основной критерий по Закону о госзакупках – это цена. Потому ЧОПы с высококвалифицированным персоналом и «белыми» зарплатами часто проигрывают, т.к. не могут опускать стоимость своих услуг почти вдвое.
Законы экономики неумолимы: рентабельность охраны стационарного объекта 18-20%, пультовой охраны – до 100% (один авто + пара охранников на десяток объектов). Но организация пультовой охраны требует значительных первоначальных затрат на закупку автомобилей, сигнального и тревожного оборудования, средств связи. А налоги и отчисления, накладные расходы ЧОПа и различного рода «откаты» съедают почти половину тех денег, что платится Нанимателем. И, чтобы поддерживать зарплату своих работников, не позволяя ей опуститься до совсем уже неприличного уровня, ЧОПы вынужденно ищут и находят лазейки, используют несовершенство финансовой и налоговой системы государства, двойные и тройные ведомости на зарплату, липовые Трудовые соглашения и договоры.
При этом великое множество ЧОПов, с целью задержаться на рынке, демпингуют, предлагают услуги по низкой стоимости, и вынужденно расплачиваются со своими работниками «черным налом», не предоставляют социальных пакетов, либо используют людей самой низкой квалификации. Ко всему, они и не отвечают в полной мере по своим договорным обязательствам.
Что может возместить ООО с уставным капиталом в 10 тысяч рублей? Даже если его сотрудники нанесли ущерб на миллионы рублей. Сколько охранных организаций могут себе позволить затраты на страхование своей ответственности? Вам известны такие?
Вот и Заказчик плутает во мраке неведения. А что проще – посмотреть, с какими страховыми компаниями работает ЧОП, перед тем как заключать Договор об оказании охранных услуг, но кто об этом вспомнит-подумает, а вспомнив, решиться попросить директора Охранного Предприятия показать соответствующие документы.
Впрочем, можно директора ОП и не раздражать неуместными вопросами о гарантиях и страховых случаях. Просто будьте чуть внимательнее, и при посещении офиса ЧОПа посмотрите – стоит ли у входа наготове машина ГБР, на ее внешний вид. Обратите внимание, на каком оборудовании работает сердце охранного предприятия -  Дежурная  часть, в том числе на средства связи и оповещения, на внешний вид сотрудников охраны, которые являются второй бедой охранного бизнеса.
Неприглядный образ охранника сформировался в сознании людей не только в результате информационной политики СМИ и ТВ. В жизни мы их встречаем гораздо чаще, чем видим на экране ТВ. Усталые люди в мятой, засаленной форме, с неизменными черными сумками, в которых носят не ноутбуки, а банки-контейнеры с вермишелью или пельменями, пачку печенья и пакетики чая-кофе.
Стоимость этого набора, плюс дорожные расходы и расходы «на курево» составляют до половины суточного (сменного) заработка охранника. Что можно ожидать от этого работника, выживающего не благодаря доходу, а вопреки ему? Знание и исполнение Закона?
Того самого Закона, что опустил охранников до положения ряженых? Ведь, по большому счету, охранник может лишь посмотреть вслед человеку, подозреваемому в краже или хищении в том же супермаркете, но не может его задержать, а часто и не хочет этого делать, зная о возможных последствиях проявленного служебного рвения.
Еще одна, третья беда охранных предприятий – это их руководство. Почти все директора вышли из органов милиции районного уровня руководства, подполковники и полковники МВД. Используя профессиональные связи и навыки, они в начале 90-х железной рукой разгребали уличную шваль, пасущуюся у многочисленных киосков, затем поделили сферы влияния между собой и, наконец, оградили нарождающийся малый бизнес от избыточных притязаний преступных сообществ.
Но, задачи, насущные для 90-х выполнены, время требует новых методов работы, заставляет искать новые ориентиры. И во главе охранного предприятия сейчас должны быть люди с предпринимательским мышлением, которые не просто умеют договариваться с Заказчиками и контролирующими структурами об «откатах», но точно знают, как развиваться охранной деятельности как бизнесу.
Сказать еще точнее - знали, ибо сейчас у них, думающих людей, бизнесменов, волосы на загривке встают дыбом при мысли о последствиях вступления России в ВТО. Ведь после того, как иностранный капитал отстоит свои интересы, отечественный охранный бизнес попадет в очень сложную ситуацию. Вот она, Прибалтика, рядом, посмотрите - там почти все крупные охранные предприятия куплены западными инвесторами.
Пять крупнейших европейских компаний, прибравшие к рукам охранный бизнес, уже давно разрисовали карту России цветными карандашами. Они выделили, согласовали и застолбили свои «зоны влияния». Но это к западу от Урала, а с востока уже накатывает другая волна, «желтый прилив».
И вот тут все намного серьезнее. Российские охранные предприятия, ЧОПы, возможно и станут тем шлюзом, через который китайские соседи затопят сибирскую землю. Именно ЧОПы в ближайшие два-три года должны переродиться в Военно-охранные компании, без которых будет невозможна охрана общественного порядка и, так называемых, материальных ценностей на территории нового «Дальстроя», на территории восточнее Урала. Поясню, о чем идет речь.
Двадцать лет назад, в 1992 году, ведущий консультант Института мировой политики США Уолтер Мид предложил своему правительству приобрести у РФ Сибирь и Дальний Восток в рассрочку, за три триллиона долларов. Об этом же говорили и Walter Mead в 1992 году и John Ellis в 1998.
- Что с них, американцев, взять, - возразит недоверчивый Читатель. – Империалисты и провокаторы.
Может быть, и так, но и наша, Российская государственная дума уже  готова рассмотреть проект закона «О развитии Сибири и Дальнего Востока» предусматривающего создание госкомпании-монстра. После его принятия федеральные законы о недрах, лесах, земле, градостроительстве, трудовой деятельности и гражданстве фактически будут отменены.
Он же предусматривает массовое заселение этой территории иностранцами (читай – китайцами, кто еще выживет в Сибири?), и Госкомпания сможет нанимать иностранцев вне квот и любых других формальных ограничений. Иностранец, окончивший в России вуз или  колледж-техникум, получает вид на жительство, а через три года работы на Госкомпанию – российское гражданство.
И тогда наша «Черная дивизия» превратится в черно-желтую и приобретет любимую всеми россиянами патриотическую расцветку Георгиевской ленточки.