666 нацбест, 2012

Татьяна Лестева
               

        6 авторов, 6 романов, 6 членов малого жюри, – число 666, число зверя, численное воплощение сатаны. Таков Нацбест ныне и присно и вовеки веков. Но не будем дрожать от страха. В 2012 году в одиннадцатый год существования премии мелькнул свет в тоннеле – церемония вручения награды была назначена на 3 июня, в светлый для православных день Троицы. Не потому ли Зимний сад гостиницы «Астория был переполнен как никогда? Не потому ли организаторы отказывали представителям СМИ в возможности аккредитации уже на второй день после её объявления? И не поэтому ли ведущим был приглашён Артем Троицкий, как символ Троицы – Тублин, Топоров, Троицкий, а не только как эхо Москвы, поскольку, напомню, вручение СуперНацбеста Захару Прилепину происходило в начале этого года в столице. Следует, думаю, отметить для смягчения ужаса от сатанинского числа Нацбеста, что не только дьяволы попали в шорт-лист премии, но и представительницы слабого пола. В 2012 году даже две «ведьмы» очаровали жюри – Мария Степнова с «Женщинами Лазаря» заслужила 7 баллов, а Анна Старобинец (роман «Живущий») – 6 баллов. До того 2011 года авторы женского пола не доходили до первого ряда Зимнего сада «Астории». Что-то меняется в сознании организаторов Нацбеста. То ли отсутствие в составе жюри Андрея Константинова, не признающего «женскую литературу», то ли опыт «русского Букера», где за последние три года аж три женщины стали лауреатами: Ольга Славникова, Елена Чижова и Елена Колядина (тут, вспомнив про «Цветочный крест», следует перекреститься даже атеистам: свят, свят, свят). Но лиха беда начало. Феминистки, вперёд!

Во имя справедливости следует отметить, что президиум на церемонии вручения премии всегда украшала женщина: Гай-Германика, Светлана Иконникова, даже Ксения Собчак была почётным председателем  малого жюри. А на сей раз в президиуме (да здравствует толерантность!) была «Женя Отто – общественный деятель,  активист Комитета за рабочий интернационал, руководитель компании "Против эксплуатации и дискриминации женщин", защитник прав ЛГБТ-сообщества». Всё встало на свои места: Нацбест стал противником дискриминации женщин. Для непосвящённых: ЛГБТ – сообщество, как трактует его Википедия, —  это сообщество лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров, объединяемое общими интересами, проблемами и целями. Как тут не порадоваться за униженных и оскорблённых писателей из этого сообщества. Теперь не только женщинам традиционной сексуальной ориентации, но и им открыта дорога на олимп Нацбеста.
Но вернёмся к церемонии награждения. Есть ещё четыре претендента на лауреатство: Александр Терехов "Немцы" (12 баллов), Владимир Лидский "Русский садизм" (7 баллов), Владимир Лорченков "Копи Царя Соломона" (7 баллов) и Сергей Носов "Франсуаза, или Путь к леднику" (6 баллов). И снова магическая цифра шесть: минимальное число баллов для вхождения в шорт-лист и – о редкое единодушие жюри – абсолютное большинство голосов у «Немцев», романа, выдвинутого самим Захаром Прилепиным, дважды лауреатом Нацбеста и Супернацбеста. Итог предопределён? Или?

Допустим, что «или», не менять же из-за этого редкого случая весь церемониал. Слово Артёму Троицкому. Музыкальный критик, постоянный комментатор радио «Эхо Москвы» с первых же слов проявил себя человеком весьма прогрессивных взглядов: он сразу же предложил выступить за освобождение политзаключенных Пуси Райт, томящихся под гнётом путинского режима. Раздались одиночные вялые аплодисменты. Основной  массе присутствующих, похоже, был ближе призыв Виктора Топорова поговорить не о политке, а о литературе. О литературе А. Троицкий также  не умолчал, отметив, что лауреатами Нацбеста были столь разные писатели как Александр Проханов и Захар Прилепин. Охарактеризовав вкратце историю этой премии с 2001 года, он предоставил слово Виктору Топорову, справедливо представив его как «идеолога» премии.

На сей раз критик отошёл от своей обычной манеры, найдя в запасе баночку елея, чтобы вылить её на организаторов премии. Положение обязывает, бессменный ответственный секретарь премии ещё до её вручения высказал свою точку зрения о претендентах, вошедших в шорт-лист : «Решительное обновление и омоложение Большого жюри сделало свое дело: на смену прошлогодней разнузданной кумовщине пришли куда более мягкие и расфокусированные дружеские узы, литературно-партийные и служебно-издательские пристрастия и куртуазное амикошонство - отсюда и достаточно неожиданный, и, вместе с тем, несомненно сильный шорт-лист». Виктору Топорову, «комиссару» премии, как и пастушонку Пете, «трудно жить на свете». Ещё 8 апреля он погоревал об этом на сайте Нацбеста: «Наконец, буквально в последние дни на «Нацбест» (и на меня как на его «комиссара») выплеснули ушат (а вернее, пару-тройку ушатов) даже не помоев, - какие уж там помои, - а такого густопсово-болезненного идиотизма с дебильно-истерическим уклоном, что остается только развести руками... Ну, кто там еще не успел объяснить лично мне и моим коллегам по премии, что «бестселлер» – это просто-напросто книга, которая продается лучше других, а говоря о «национальном», лучше все же указать, какую именно нацию ты имеешь в виду? Кто еще промолчал, но рвется? Только не все сразу! В очередь, шелудивые!!!».

В зале «шелудивых» не нашлось, то ли не допустили их на церемонию, то ли помои кончились. А вот Артемию Троицкому как ведущему пришлось заливаться соловьём. Он представлял романы, вошедшие в шорт-лист, перед тем, как предоставить слово членам жюри. Полемика-с, господа, ничего личного. О Владимире Лидском (настоящая фамилия Михайлов), поэте и журналисте, авторе романа «Русский садизм» он поведал присутствующим, что тот старается совместить богоизбранность русского народа с садизмом. Идея богоизбранности русских отнюдь не тривиальна, но мало признана, как мне кажется. Перейдя к Владимиру Лорченкову с его «Копями царя Соломона», ведущий сообщил, что автор живёт в Кишинёве, ненавидит евреев и интеллигентов, а молдаван вообще не считает людьми. Да и петербургскому писателю Сергею Носову  был отвешен музыкальным критиком соответствующий комплимент: его роман «Франсуаза или путь к леднику» – это всего лишь «беллетристика о межпозвонковой грыже». Не те аккорды прозвучали в романе? Или А. Троицкий всё ещё находится под впечатлением музыки Пуси Райт? Но единодушия не было. Валерий Соломин – доктор педагогических наук, ректор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, действительный член Международной академии наук, – выделил из короткого списка именно роман С. Носова, отметив, во-первых, его художественные достоинства и юмор, и проголосовал за него.  Мне нравится здесь наследие Гоголя, гоголевский юмор, не болтовня о политической повседневности, а стремление разобраться в характерах, - сказал он. О, это уже был разговор о литературе!

Правда, и музыкальный критик блеснул эрудицией. Представляя роман Анны Старобинец «Живущий» он назвал эту женщину, написавшую роман – антиутопию, «русским Стивеном Кингом». Сам роман, по его мнению, будто бы  занял достойное место Оруэллом и Хаксли.

Особое внимание, как и следовало ожидать, было уделено «Немцам» Александра Терехова. О позиции Захара Прилепина, выдвинувшего этот роман, говорить не приходится – она однозначна, хотя Терехова, лауреата «Большой книги» за роман «Каменный мост» нет-нет да и упрекают в приверженности  к сталинизму. Говоря о «Немцах», А. Троицкий охарактеризовал этот роман  как книгу о путинских функционерах, написанную «с удивительным знанием дела». Откуда  такое «знание дела» у автора, ведущий умолчал. А интересно бы узнать, не так ли? В центре романа   – Лужковская Москва 2007-08 годов: префекты, министры, всевозможные бюрократические структуры того времени, думаю, впрочем, что они и сегодня ещё не исчезли. За Терехова проголосовали, кроме Захара Прилепина, Д. Ольшанский и Женя Отто. Юная функционерка, защитница сообщества лесбиянок и геев,  при этом заявила, что все остальные романы далеки от реальности. Я подумала о том, что остальные авторы, по-видимому, обошли вниманием самую животрепещущую проблему современной России  –  нарушение прав секс-меньшинств ( надеюсь, что пока ещё меньшинств) на парады, создание однополых семей и т.п.

Оставались неозвученными голоса ещё двух членов малого жюри – Карена Шахназарова и Михаила Родионова. Их места в президиуме  пустовали. Но присутствующим удалось и увидеть и услышать знаменитого кинорежиссёра – он прислал плёнку с записью своего выступления, в котором отверг «Немцев», выделив в качестве призёра аутсайдера списка Анну Старобинец с её романом «Живущие».

Вопрос со званием лауреата уже был решён: три против одного. Но процедура есть процедура, должен был прозвучать голос Михаила Родионова – «музыканта, лидера группы “The Retuses”, ставшей одним из самых ярких открытий в 2011-ом году. Автора песен на стихи русских поэтов Серебряного века». Познакомиться с «открытием» не удалось. Как объявил о нём А.Троицкий, Родионов не только не пришёл, но даже не подаёт голос, скрываясь от призыва в армию и опасаясь, как бы его «военщина» (надо полагать путино-сердюковская) не засекла на церемонии. И снова пришлось брать бразды правления Виктору Топорову. Он сказал, что есть два выхода – ввести в состав малого жюри его или Артемия Троицкого, единственных, кто прочитал все шесть романов. Топоров отказался, по-видимому, опасаясь дополнительной вспышки «густопсового идиотизма», и передал это почётное право ведущему. Четвёртый голос полетел в корзину Александра Терехова.

Слово лауреату. Но услышать лауреата тоже не удалось – в это время он находился за океаном, представляя отечественную  (или только свою?) литературу  на книжной ярмарке в далёкой Америке. Бывают же совпадения! Но безвыходных ситуаций не бывает. От имени лауреата благодарил жюри и присутствующих Леонид Юзефович, первый лауреат первого Нацбеста 2001 года. Церемония закончилась обильным фуршетом в соседнем зале. На сей раз и водочный стол был представлен во всей белоснежной красе. Поздравляя лауреата, хочу поздравить и читателей. Надеюсь, что на этот раз мнения членов и большого и малого жюри, за исключением мнения Евгении Отто, отражают действительное положение вещей: все шесть романов интересны, есть, что почитать.                Санкт-Петербург