Славная задачка. Условие: вы знаете, что между двумя особями в классе любовь. А родители против их отношений и всячески препятствуют этому. Плюс – обманывают, пытаясь развести в стороны и настраивая друг против друга. В уме - Ромео и Джульетта. Требуется узнать: как бы вы поступили в данном случае.
Допустим, что отношения между точками А и Б равны некоторой силе X. На эту силу действует сила Y объектов, находящихся с точками А и Б в родственных связях, отрицательная по значению и направленная в противоположную сторону. Получаем X - Y. Допустим, что вы сочувствуете точкам А и Б , а ваше влияние на силу Y ограничена. Тогда величина вашего собственного участия Z в противодействии рассматриваемых сил равна его отношению к их разности. То есть:
X - Y
———
Z
Скажите честно, сколько бы у вас получилось? Калькулятор нужен?
Сложность вычислений в основном зависит от возможности или невозможности остаться в стороне от ситуации, степени заинтересованности в исходе дела и объема личных переживаний по этому поводу. Результат может быть только либо положительным, либо отрицательным.
Не все можно проверить математикой. И так трудно порой остаться посторонним. Тем более, когда кажется, что ты видишь решение и последствия, если не можешь остаться безучастным.
Что это? Кто нам, взрослым, рыхлым и самонадеянным, дал эксклюзивное право решать за детей что для них хорошо, а что худо? Кто дал право не любить и не задумываться ни о чем вокруг, кроме себя и своих проблем? Кто нам сказал, что не мы самые близкие и родные своим детям? Кому они нужнее, чем нам?
Корень всех «непедагогических» поступков я вижу в неспособности взрослых анализировать и направлять поведение детей, в их неспособности, общно говоря, воспитать заложенный в них потенциал. Потому что родители родителей не способны были воспитать в их детях чуткость и понимание. Потому что родители их родителей в свое время не.. И это колесо катится с начала времен. Кто станет первым, разорвавшим эту цепь?
Ах, какой я все же молодец! Как все здорово разложил. Почему же я такой умный - и до сих пор бедный? Бедный идальго на худом Буцефале самомнения со сверкающим мечом благих намерений мчусь по сухой равнине людских поступков и горы заблуждений, припадаю к ручейкам истины, бросаюсь на мельницы предрассудков! Я ужас, летящий на крыльях ночи! Я недостача в вашем магазине совести! Я банановая кожура на вашей дороге безразличия! Я...
Ах, как легко пишется о чужих ошибках, пальцы так и бегают по клавишам, я почти уже слышу музыку. Представляю: стою в темной мантии с белым воротничком, на голове не весть что, передо мной красная книга в твердом переплете, и что есть мочи громогласно: «Люди, властью, данной мне справедливостью и здравым смыслом, а также исходя из собственных представлений о них, объявляю вас виновными в своих заблуждениях, в недальновидности и бездеятельности по отношению к своим детям! Вы приговариваетесь к трем стаканам ледяной воды за шиворот! Приговор окончательный и приводится в исполнение немедленно. Стража!..»
Или вот еще. Церемония вручения Нобелевской премии в области педагогики за 2009-2010 учебный год, Стокгольм, Швеция. Разумеется, я на сцене: «Проведя последние два дня, анализируя ошибки и заблуждения родителей, я, наконец, пришел к некоторым выводам. Что есть критерии правильных и неправильных поступков? Обстоятельства? Мораль? Многочисленные опыты над людьми показали, что единственный критерий этому - последствия. Но еще ни один человек, даже я, не смог предвидеть не только последствия чужих поступков, но и своих собственных. Поэтому я смею утверждать, что нет и не было ни одной причины, по которой бы родители могли решить , будто бы чувства между точками А и Б могли бы привести к пагубным последствиям. Именно эти размышления о взаимоотношениях поколений, мои титанические умственные усилия, и привели меня на эту сцену.
И в заключении, мой долг человека и гражданина сказать вам , взрослые, следующее: если вы воспитали своих детей с правильными понятиями о добре и зле, с нравственными принципами и волевым характером, то вам нечего бояться! Выбор ребенка будет трезвым и осознанным. Если же он воспитывался не вами, а телевизором, - пеняйте на себя!
Спасибо.»
( Долгие и продолжительные овации.)