Мина

Павел Малов-Бойчевский
Хорошо, что в нашем депо троллейбусы стоят прямо на улице. Пришёл, штанги поставил и – цоб-цобэ! Покатил себе на линию. Ни заторов тебе при выезде, ни другой нервотрёпки. Хоть и поговаривают в верхах о расширении территории, но по мне лучше б наоборот, уменьшили её раза в два, к примеру. Чтобы уж троллейбусы тогда ставить прямо возле собственного дома! Если кто рядом с маршрутом живёт, конечно. Провода ведь к каждому во двор не протянешь.
Прихожу как-то на смену. Выезд ранний, в пять двадцать утра. Прихожу как и положено, за восемь минут до выезда. У диспетчерской – очередь. Спрашиваю, кто крайний? Показывают совершенно в другую сторону. Там, оказывается, ещё и утренний медосмотр проходят. И тоже очередь, как за сосисками. Только без очереди никто не лезет, наоборот, каждый старается вежливо пропустить другого вперёд себя. Особенно, если позади дама оказывается.
Подхожу наконец-то к столу, уставленному всякими медицинскими препаратами. (До этого я никогда ещё на медосмотр не попадал. Всё у меня выходной получался). Работаю я тоже не очень... Вторую неделю только.
Подаёт тут мне медичка стакан. Я взял и в портфель его сунул, думал так надо. Каждому выдают. Как жилет оранжевый, например. Медичка смеётся и объясняет мне, что со стаканом делать следует. Оказывается, дышать я в него обязан. Ну дыхнул. Нет же, ей этого мало показалось. Медичка у меня ещё и пульс измерила. У меня, признаюсь, выражение лица такое. Все думают, что выпимши! Даже в милицию несколько раз забирали.
Прибегаю после всей этой процедуры в инструменталку. Опять очередь! Тут уже все вперёд норовят. Шум, гам, неразбериха. В углу спит кто-то на стульях, укрывшись фуфайкой замасленной. И магнитофон играет блатные песни...
Пока свой троллейбус отыскал уже рассветать начало. С горем пополам выехал. На маршруте – час «пик»! Народ, как цунами, на транспортные средства накатывается. Аж салон ходуном ходит и двери будто живые жалобно стонут, когда их раздирают безжалостные руки штурмующих. Но смотрю, и глазам своим не верю: у передней и средней дверей – вавилонское столпотворение, а у задней двери – никого! Все почему-то мимо проскакивают. Заколдованная она, что ли? На следующей остановке та же история. Подбегут пассажиры к задней двери, только было войти попытаются, но сейчас же, как от огня, руку от поручней отдёргивают и несутся сломя голову вперёд. Почти на ходу в среднюю дверь запрыгивают.
Ничего не пойму, конечно. А тут ещё бабушка какая-то со своими яблоками привязалась: возьми, да возьми, мол! Насыпала чуть ли не килограмм. Они по всей панели катаются. Крепился, крепился, взял да и съел одно. Другое гражданину какому-то сунул, заместо талонов. Это я просто перепутал. Бывает, забьют тебе пассажиры баки и даёшь сдачи с двадцати копеек как с десяти рублей! А то иной раз развернёшь конфетку, фантик в окно выбросишь, а после и думаешь целый день, не трояк ли выбросил?
Так вот и сейчас. Извинился я перед гражданином, отобрал яблоко, всучил талончики. А какая-то дамочка интересуется: бананов у меня случайно нету?
– Нет, – говорю серьёзным голосом. – Их на другом маршруте продают.
– Коль нет, – отвечает дама, – то давайте хоть яблок с полкилограммчика, а то, мол, дочке в роддоме витамины требуются.
А в заднюю дверь по-прежнему никто не заходит. Я разозлился и кричу в микрофон:
– Посадка только на заднюю площадку!
А даме вежливо объясняю, что яблоки не продаются и что, мол, троллейбус не гастроном.
А она мне в ответ такое:
– Но ведь продают же таксисты по ночаи водку!
– У нас, – говорю, – женщина, с ними разные управления. Мы, мол, покаместь только талончики продаём.
А сам всё на заднюю дверь поглядываю. Не садятся, что ты будешь делать! Правда, вру, ввалился один... Пьяный в дрезину. Этому, видно, море по колено!
Еду дальше. Подходит один. Молодой. Из студентов, кажись.
– У вас там, на задней площадке, – мина! – говорит.
– Ну, – отвечаю, – остроумие твоё мне до одного места! Лучше правду скажи: отчего пассажиры в заднюю дверь не заходят?
– У вас там мина, – смеётся.
– Ну, если там мина, – злюсь я, – то поди и сам её разминируй!
Так до перерыва и проработал в полном неведении...

Хорошо, что в нашем депо троллейбусы стоят прямо на улице! Особенно в зимнее время хорошо. В них, между прочим, и переночевать при случае можно, и бутылку-другую вина с приятелем опорожнить. Одно только плохо – иногда, после таких вот посещений, на задних площадках «мины» остаются! Водителю-то ничего, а из пассажиров вдруг да кто-нибудь «подорвётся» на ней?..
Уж лучше пусть тогда там, в верхах, поскорее решают вопрос о расширении депо, что ли?

3 января 1985 г.