Всё тот же Париж?

Вероника Витсон
Фото автора.

(Из моих архивов "Дорожные записки")

Существует убеждение, что каждый должен открыть для себя Париж хотя бы один раз в жизни. "Увидеть Париж и умереть!" - вышел на экраны фильм А. Прошкина в 90-х годах прошлого века. Актуально ли это теперь? Полагаю, что побывать в Париже можно и даже нужно, ну а уж коль не получится - ничего смертельного, уверяю вас.
Да, но тот ли Париж сейчас?... Что касается памятников архитектуры - конечно. Если закрыть глаза на тот факт, что во времена французской революции мятежные французы разобрали по камушкам на сувениры ненавистную Бастилию, что называется, сравняли с землей, а там где крепость-тюрьма возвышалась когда-то, вымостили  площадь под тем же названием. Символа власти и тирании, теперь не существует. Поспешили, однако, я думаю. В наши дни легендарная Бастилия точно бы приносила доход и немалый. Я имею в виду туристический бизнес, разумеется.
Снесли французы от греха подальше и страшную Гильотину, сооруженную по предложению доктора Гильотен, дабы гуманизировать смертную казнь. Во Франции это орудие смерти  называли также Девою и даже Лесом Правосудия. А там, где летели коронованные головы,  головы мятежников, узурпаторов, неудачников, стремящихся к власти, сооружена стелла, указывающая острием прямо в небо.
 
А в остальном всё по-старому. Правда, я не знаю, во времена д*Артаньяна и трех мушкетеров в предместьях Парижа сервировировались  ли благотворительные супы для толп бездомных прямо на голых тротуарах? Зрелище просто ошеломляющее, я вам скажу, и не настраивающее туриста на оптимистическую волну. Поневоле посещает мысль о жестокостях и несправедливостях сего цивилизованного мира. 
Но мы хотим, жаждем знать не только, как изменился Париж, а чуточку окунуться в прошлое, попытаться увидеть каким он был перед взятием Бастилии и свержением Гильотины. И слава богу, его почти сохранили для нас, благодарных потомков. Только вот напрасно, на мой взгляд, перед Лувром воздвигли стеклянную пирамиду. Некоторые уверяют, что это безвкусица, другие восхищаются сочетанием двух стилей из двух разных эпох. Всем не угодишь.
 
Судя по тому, как бурлит Париж разноязычным и пёстрым людом со всех концов планеты, интерес к французской столице не угасает.
Частенько звучит русская речь на его улицах. Представьте себе бурную сцену, устроенную одной русской парой в самом центре французской столицы. Не стесняясь в выражениях, они давали волю чувствам явно рассчитывая быть не понятыми. Было несколько неловко, что я досконально понимаю эту русскую площадную брань.
Приятно было услышать от гида, что именно русские казаки непосредственно причастны к появлению сначала в Париже, а затем и в целом мире маленьких ресторанчиков "бистро". Но мало кому приходит в голову, что слово, которое принято считать французским, чуть искажённое русское. Русские казаки в 1814 году, освободив Европу от Наполеона, обосновались в Париже... заказывая в ресторанах еду, громогласно требовали, выкрикивая: "Быстро, быстро!" И вот, чтобы привлечь щедрых русских клиентов, владельцы ресторанчиков, гарантируя скорость обслуги, сменили вывески на "бистро", исказив русское слово.

Колыбель французской монархии Генрихов, Людовиков и Филиппов. Кстати, едва ли помнят франзуцы, что последнее имя, тоже корнями своими тянется к далёкой России, а привезла его в Париж русская княжна Анна Ярославна, впоследствии жена французского короля Генриха 2. Таким образом простое имя облагородилось и превратилось в королевское.
Прогулка по Елисейским Полям (Шанз-Элизе;)  к Триумфальной Арке и площади де Голя была несколько омрачена. Ко мне прицепился румынский цыганенок. Грязный мальчик пытался сунуть мне какое-то кольцо, жестами уверяя, что я его потеряла. Мне удалось увернуться.
- Не моё! - лязгнула я по-русски. - У меня своих побрякушек хватает.
Навстречу шла пожилая француженка.
- Не дотрагивайтесь! - предостерегающе крикнула она.
- Я не только честная, но и брезгливая, - ответила я.
Что за подвох с кольцом, выяснять я не стала. Румынских цыган в Париже полно и ясно чем они промышляют. Да, не тот Париж нынче...

Но, является ли столица Франции, по-прежнему сердцем земли и законодателем моды, цитаделью культуры и искусства? Судя по количеству модных бутиков в какой-то мере - да. Но днем на Монмартре не звучит под аккордеон парижский шансон. Это свойственно  ночному Парижу. Кстати, ночью здесь жизнь кипит и на улицах очень людно, а убедились мы в этом, выйдя в два часа ночи из варьете (фривольное кабаре "Мулен руж"), расположенном в квартале Пигаль. Открытыми оказались, как сомнительного плана "забегаловки", так и мелкие ресторанчики.
"Мулен руж" - очень специфическое и необычное варьете. Билеты обошлись в круглую сумму, но я ни на миг не пожалела об этом. Наш столик был возле сцены. Хотя в самом начале я была ошеломлена и вместе с тем несколько шокирована наготой танцовщиц. Нет, нет, они были одеты... но в то же время раздеты, то есть одеты, но не совсем, а именно: в платья фантастических фасонов... с полностью обнаженной грудью. И здесь преобладают красивые славянские лица. Главную партию пел поляк. 
Квартал Пигаль известен своими многочисленными секс-шопами на площади Пигаль и главных улицах. Прилегающие к ним переулки заполнены борделями. Днем в аллеях сидят медитирующие одинокие дамы определенной профессии в костюмах из разных эпох.
Словом, почти всё также как и было. Жизнь продолжается.