Роман Здравствуй, Пауло! Вступление

Галина Лойко
                «Когда пишешь, приближаешься к Богу и к
                людям…» (Пауло Коэльо)


          Я говорю тебе: «Здравствуй, Пауло!» и прикасаюсь губами к маленькому портрету на обложке книги. Ты лучшее, что есть у меня в этой жизни: учитель, друг, личный психолог, порою даже психиатр, блестящий писатель – автор любимых книг. Так уж случилось, что именно твои книги помогли мне выжить в трудную минуту, стали для меня той соломинкой, за которую хватается утопающий. Словом, ты очень близкий мне человек, Пауло, хотя даже не знаешь о моём существовании. Впрочем, я готова смириться  с этим фактом. Главное, что есть на Земле такой человек! И я могу каждый вечер, перед сном, мысленно беседовать с тобой. Да, именно беседовать, потому что я слышу твой голос в ответ на мои нелёгкие вопросы. Вижу твою улыбку и пронзительный, немного печальный взгляд. Я бесконечно доверяю тебе, Пауло, так как наконец-то нашла человека, чьи мысли и взгляды созвучны с моим мироощущением. И я знаю, что в трудную минуту я возьму с полки «Книгу воина света», «Мактуб» или любую другую из твоих книг и найду там ответы, подсказки и утешение.
         
          Всякий раз происходит это примерно одинаково. Несколько дней я мучаюсь каким-нибудь вопросом, либо жизненная ситуация давит меня и повергает в отчаяние. Когда я уже не могу больше терпеть эту боль, рука сама тянется к книжной полке, я называю наугад страницу и открываю одну из твоих книг, выбранную произвольно. И… О, чудо! На указанной странице я читаю ответ на свой мучительный вопрос, нахожу подсказку, как выйти из травмирующей ситуации, или просто читаю спокойные, мудрые слова и, в который уж раз, удивляюсь: но ведь я и сама это всегда знала! Почему же эта истина, сказанная тобой, так успокаивает и лечит душу? Словно живительный водный поток омывает меня с головы до ног и уносит прочь все тревоги и невзгоды. И неожиданно оказывается, что мир не так уж и плох. А просто я не умею справляться со своими чувствами.
         
          Знаешь, Пауло, я навсегда запомнила тот день, когда впервые услышала твоё имя. Оно прозвучало из уст моего зятя: «Прочтите! Не пожалеете!» Так попала ко мне твоя первая книга «Алхимик», не просто прочтённая, но прожитая мною с карандашом в руках. Я вдруг поняла, что всю жизнь искала мудрости, которой и упивалась теперь, буквально утонув в «Алхимике». И после неё я уже не могла жить без тебя. Я покупала всё, что доходило до нашей российской глубинки. Я наслаждалась твоею мудростью, миром твоей души. С нетерпением ждала каждой новой книги. Я прошла за тобой всеми твоими тропами и, наконец, осознала, что невероятно счастлива уже потому, что у меня есть эти двенадцать драгоценных жемчужин – твои книги. Это моё богатство. И с ним не способно сравниться никакое материальное благосостояние.
         
          Я чувствую себя удивительно спокойно и комфортно в твоём мире, мире Коэльо. Поначалу это вызывало удивление у меня самой. Как можно найти что-то общее у знаменитого бразильского писателя и обычной русской женщины, пусть и немного склонной к творчеству и фантазиям?  Ведь это два разных конца планеты! Однако, удивление было недолгим. С твоей помощью я поняла, что человеческая душа не имеет национальности. И миллионы людей на Земле чувствуют, страдают и плачут одинаково. И все они нуждаются в понимании и поддержке. И всем не хватает порой элементарного – доброго и мудрого слова, сказанного в трудную минуту. Ты дал нам это слово, Пауло, одарил ищущих мудрости красотой благородного сердца настоящего мужчины, рыцаря. Ты не побоялся обнажить перед всеми свою душу, не утаил свои слабости. А на это способна лишь невероятно сильная личность, безусловно, достойная той любви и обожания, которую испытывают к тебе миллионы жителей планеты.
         
          Есть и ещё нечто, в чём ты поддержал меня, Пауло. С самого раннего детства жило во мне неукротимое желание выплеснуть на бумагу чувства, порой не умещавшиеся в душе. Поэтому жизнь моя сопровождалась многочисленными дневниковыми записями, стихами, заметками. Я с огромным удовольствием делала то, что ненавидели многие из моего окружения, - писала письма, находясь вдали от близких мне людей. Во мне жило ощущение, что я должна оставить после себя не только двух замечательных девочек, хотя и это уже немало для женщины. Я должна сказать что-то важное, ведь для чего-то я живу на этом свете. Рука сама тянулась к карандашу, и я принималась описывать свою жизнь, называя себя различными вымышленными именами, делая это от третьего лица, затем от первого. Но через некоторое время, перечитав всё это, уничтожала. Вставал вопрос: а почему я вообще считаю свою жизнь настолько важной, что о ней стоит рассказывать людям? И здесь, как по волшебству, с экрана телевизора прозвучала фраза писателя Александра Солженицына: «Не уходите из жизни, не рассказав о том, что с Вами произошло»… А несколько дней назад я, наконец, купила «Мактуб», твою книгу, Пауло. Решив задать тебе такой важный для меня вопрос, я, как обычно, произнесла вслух произвольный номер страницы, открыла книгу и прочла: 
         
          « - Пиши. Не важно, что это будет – письмо, дневник, какие-то заметки, которые нацарапываешь, пока говоришь по телефону. Когда пишешь, приближаешься к Богу и к людям. Если хочешь осознать и прочувствовать свою роль в этом мире, - пиши. Постарайся выразить душу свою в написанных тобой строчках, пусть даже никто и никогда их не прочтёт. Или ещё того хуже – прочтёт то, что ты не желаешь доверять чужим глазам. Сам процесс письма помогает упорядочить мысли и более отчётливо увидеть, что тебя окружает. Бумага и перо творят чудеса – унимают боли, укрепляют мечту, возвращают утраченную было надежду. Слово написанное обладает могуществом».

          Это ли не благословение? И для меня не важно, сколько человек будут читать мою книгу. Главное, чтобы её прочли несколько дорогих моему сердцу людей.

          Ты живёшь на другом краю земли. Но я из далёкой России вижу звёздочку над твоим плечом. С огромной радостью и чувством невероятного торжества в душе я беру протянутую мне руку и иду вслед за тобой.…Я расскажу тебе свою жизнь, Пауло. Нормальную, среднюю, стандартную человеческую жизнь. Оглядываясь назад, я не нахожу в ней ничего примечательного и особенного. Всё как у всех. Я «болела» теми же недугами и обладала теми же недостатками, равно, как и имела те же достоинства, что и другие мои современники. Но именно в этой типичности и узнаваемости, как оказывается, и заключён особый смысл. Почему-то  людям приятно читать о чужих страданиях, ошибках, муках и несчастьях. Психологически это понятно: вот оказывается не я один такой  неудачливый, больной, нелюбимый и так далее. Оказывается, гораздо легче переживать неприятности, когда ты знаешь, что и другим не лучше. Однако, вовсе не это обстоятельство движет мною в настоящий момент. Мне просто хочется рассказать кому-то о своей жизни. Точнее, даже не кому-то, а очень хорошему, доброму и мудрому другу. А это значит – тебе, Пауло…
    
          В бархатной темноте прелестного летнего вечера в тёплом воздухе, подобном парному молоку, бесшумными ночными бабочками парят мои воспоминания. Они безмолвны, но кричат тысячью голосов, просты и бесхитростны, как россыпь ромашек на лугу, но сложны в своей многоликости…
          Я вижу себя восьмимесячной крохой, с безмятежной улыбкой восседающей на материнском носовом платке среди зелёной поляны… смешной тонконогой школьницей с огромным портфелем…хрупкой зеленоглазой студенткой, одинокой в толпе однокурсников… оглушённой горем женщиной у гроба любимого человека…
          Я беспомощная и сильная, мечтательная и рациональная, нежная и холодная, общительная и замкнутая, словом, одна из миллионов русских женщин, которым судьба не доставила удовольствия оставаться «слабым полом»… Я буду жить на страницах этой книги под вымышленным именем, хотя и не скрываю элементов  автобиографичности написанного. Так легче взглянуть на происходящее со стороны. Одновременно  оставляю  за  собой  право  на  определённую  долю  вымысла  и  творческой  фантазии.
         
          Я заглядываю в твои пронзительные и одновременно грустные глаза, Пауло….Эти глаза, мне кажется, видят самую суть, отбрасывая внешние условности. Человек с такими глазами не может быть злым и жестоким. Он не может совершать низкие поступки, обижать и унижать других людей. Человек с такими глазами всегда поймёт, поддержит, утешит в трудную минуту. Даже если он далеко, на другом конце планеты. Ты мой лучший друг и учитель, Пауло. Я беру тебя за руку и приглашаю совершить путешествие по страницам моей «обыкновенной жизни»… Пожелай мне удачи, Пауло!



Портрет Пауло Коэльо выполнен автором.