Крещатик. Лучшие кинотеатры начала ХХ века. Очерк

Влад Каганов
       Пионерами кино, как известно, стали французы братья Огюст и Луи Люмьер, которые 28 декабря 1895 года организовали первый киносеанс в Париже, на бульваре Капуцинок, в маленьком кафе, которое носило звучное название «Гранд-кафе».
В Киеве кино узнали в 1897 году, когда в августе 1897 г. состоялись кинопоказы в здании киевского Купеческом клубе (ныне – Национальная филармония, Владимирский спуск, 2), которые устраивали французские техники Кляйн и Шапюи а затем - Киевского дворянского собрания на углу Крещатика и Думской площади состоялся первый пробный сеанс живых картин кинематографа Люмьера. «Члены клуба и их семьи входят бесплатно, гости – с платой 1 руб.», – говорилось в анонсе газеты «Жизнь и искусство».
          Затем киевский актер, режиссёр и антрепренер, владелец театральной труппы Николай Николаевич Соловцов (1857-1902) познакомился с агентами Люмьеров и уже через несколько месяцев приобрел модель киноаппарата серийного производства, который по техническим характеристикам превосходил все остальные — был съемочным, проекционным и копировальным одновременно.
В апреле 1902 года он организовал в арендованном им театре Бергонье на улице Фундуклеевской (ныне помещение театра русской драмы им. Леси Украинки) «подвижную живую фотографию картин», а 21 ноября 1902 года в газете «Киевлянин» было помещено объявление: «Первый раз в Киеве! КРЕЩАТИК, 6. Впервые в России последнее изобретение Люмьера Электро-хрономатограф! Живая фотография во весь рост!»
Первые «иллюзионы» мало напоминали кинотеатры в современном понимании. К синематографу тогда относились как к аттракциону. Коротенькие фильмы крутили один за одним, расписания сеансов не было, посетители входили в зал и выходили, когда кому вздумается. Зрительные залы на 100 – 200 человек чаще всего оборудовали деревянными скамейками, пол не имел уклона, поэтому просмотр фильмов был не очень комфортным. Изображение было нечетким и постоянно мелькало, а пленка рвалась. И всё же, через несколько лет «эпидемия киномании» захватывает Киев, а кинофильмы начинают демонстрировать в специально приспособленных помещениях.
        Прокатные кинотеатры значительно превосходили первые иллюзионы по техническому оснащению.Появилось расписание сеансов. Владельцы кинотеатров начали заботиться о комфорте зрителей. В залах появилась вентиляция, наклонный пол, удобная мебелькачеству демонстрации лент и культуре обслуживания. В 1911 году в Киеве было уже 28 кинотеатров, а в 1915 году – 34, из них 10 находились на Крещатике.
Так, в 1904 -1907 годы здесь были открыты: «Весь мир» в Малом театре А.М.Крамского (№15), «Электротеатр Эдисона» (№ 19),«Express» (№25) , «Электробиограф» Рихарда Штремера (№27), «Корсо»(№ 30), «Новый Мир» №31, «Новый театр» № 36, «Электрион» предпринимателя Альфреда Мяновского (№39), «Эдисоноскоп» Чарова (№47), «Модерн» (№ 58).

ПЕРВАЯ КИЕВСКАЯ КОНТОРА КИНОПРОКАТА

Конечно в начале в «иллюзионах», как тогда называли кинотеатры, демонстрировали все, что имелось в наличии, без оглядки на вкусы публики. Следующим шагом стало возникновение системы кинопроката. В Киеве ее распространение связано с Сергеем Френкелем.

         В 1906 году, на углу Крещатика 28 и улицы Прорезной поэт и переводчик, математик и юрист, инженер СЕРГЕЙ АНДРЕЕВИЧ ФРЕНКЕЛЬ (1875? – 1930) открывает собственный кинотеатр «Люкс» на 300 мест, а затем организует в Киеве первую в стране контору по прокату кинофильмов
          Сергей Френкель был человеком блестяще образованным. После окончания Киевской Первой гимназии, учился на физико-математическом и юридическом факультетах Киевского университета, а затем за рубежом:  в Политехнических институтах Льежа, Монса и Брюсселя (Бельгия) и получил диплом инженера-электрика, а также прослушал курс социологических наук в Брюссельском университете. Кроме того, С.А.Френкель в совершенстве овладел французским языком и завязал знакомства с ведущими кинофирмами Европы.
          Вернувшись в Россию, Сергей Френкель, одним из первых, понял, что владельцы кинотеатров, которые стали на рубеже XIX-XX вв. появляться в Киеве, остро нуждаются в новых лентах. А поскольку ездить каждый раз за границу, чтобы приобрести очередную новинку, возможности у них не было, С.Френкель становится учредителем и директором-распорядителем Акционерного кинематографического общества. Деятельность его была настолько успешной, что в 1910 г. свою прокатную контору он превратил в Первое в России «Акционерное кинематографическое общество С. А. Френкель». Общество создало сеть отделений по всей России — от Феодосии до Томска, от Вильно до Ташкента и Баку. Каждое отделение располагало богатой фильмотекой, немалая часть которой была предоставлена фирме Френкеля зарубежными студиями для эксклюзивной демонстрации. Его рекламные объявления подчеркивали: «Монопольно на всю Россию!». Благодаря широкой постановке дела Френкель прельщал клиентов еще и скидками с прокатных тарифов.
       В 1913 году Сергей Френкель возглавил научный отдел московского отделения фирмы «Братья Пате». В 1914 -1915 годы был помощником директора этого отделения. В 1914 году участвовал в создании киностудии «Люцифер». В 1915 году открыл собственную прокатную контору «Экран». Один из руководителей Профессионального союза работников кино в России. В 1917 году был заместителем председателя «Объединённого киноиздательского общества» (ОКО), членом исполнительного комитета Киносоюза, председательствовал на Всероссийском совещании деятелей кино. В 1922 году эмигрировал во Францию. Жил в Париже, был комиссионером- перепродавал кинофильмы. Занимался переводами французских поэтов и прозаиков на русский язык (Верлен, Гюго, Золя).

       Вслед за С.Френкелем прокатные конторы открыли ИВАН ЕФИМОВИЧ ОРЛОВСКИЙ – Крещатик, 22, а позже на Крещатик, 31 и купец и кинопромышленник, основатель и владелец «Торгового дома Харитонова»- ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ ХАРИТОНОВ(1886-1946) на Крещатике, 25

        ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ ХАРИТОНОВ в 1907 году открыл в Харькове свой первый кинотеатр - «Аполло». Начиная с 1909 года Харитонов финансировал съёмки собственных фильмов. Предприятие разрасталось и вскоре были открыты филиалы в Одессе, Ростове-на-Дону, Киеве и Санкт-Петербурге. Благодаря собственной предприимчивости и знанию особенностей южного прокатного региона, он стал влиятельной фигурой российской киноотрасли. Харитонов был одним из первых, кто начал вкладывать деньги в украинское кинопроизводство.В 1915—1916 годах издавал кинематографический журнал «Южанин».
         В 1916 году состоялся переезд в Москву. В условиях, когда все значительные режиссёры и актёры российского кино были уже заняты на других студиях, Харитонов повёл агрессивную кадровую политику и чрезвычайно высокими контрактными ставками и обещанием полной творческой свободы переманил к себе на работу многих ведущих кинематографистов.
           Среди фильмов киноателье Харитонова были такие значительные ленты, как «У камина» (1917), «Молчи, грусть… молчи…» (1918), «Чёрная хризантема» (1919) и другие.
          В 1918 году киноателье Харитонова вынужденно перебралось в Одессу, а затем ещё продолжало работу в Крыму.
          С 1920 года Д. Харитонов в эмиграции. Он пытался организовать собственное кинематографическое производство в Италии и Германии, но в итоге в 1924 году обосновался во Франции, где собрал многих эмигрировавших из России кинематографистов под эгидой киностудии «Сине-Франс-Фильм». Выпустив несколько фильмов и попав в сложное финансовое положение, Харитонов был вынужден в 1926 году пойти на слияние студии с французским отделением германского киноконцерна UFA.
         В конце 20-х годов Харитонов отходит от кинопроизводства и больше занимается кинопрокатом. Жизни в дорогом Париже предпочитает небольшой домик в пригороде. Но все же не теряет связей с эмигрантами-кинематографистами.
 
        «АВСТРИЙСКИЙ ПОДДАННЫЙ» АНТОН АЛЕКСАНДРОВИЧ ШАНЦЕР(1871-?)

         Немаловажную роль в развитии киевских кинотеатров сыграл,
 «австрийский подданный» АНТОН АЛЕКСАНДРОВИЧ ШАНЦЕР о котором в докладной записке, которую в мае 1912 года составил Киевский губернатор, было указано: «Антон Шанцер - 41 год, уроженец Галиции, поляк, католик, портной по специальности, проживает в Российской империи с 1895 г. по национальному виду, выданному в Берлине. В Киеве с 1907 года. Имущество оценивается в 1 миллион рублей.» В 1914 году на специальном бланке Шанцера значилось: «Антон Александрович Шанцер. Киев. Николаевская ул. № 11. Первоклассный магазин дамских нарядов. Синематографические театры. Прокатная контора синематографических лент. Производство синематографических снимков и специальная лаборатория для изготовления фильм. Собственные дома: Николаевская ул. № 11, Институтская ул. № 22, Крещатик № 42»
В 1914 году, с началом Первой мировой войны, Антон Шанцер обратился с ходатайством о переходе в русское подданство. Более того, в своём прошении он обязался до конца войны перечислять 5% валового дохода от кинотеатров в пользу Красного Креста или другие нужды для семей запасников. Только за период с 28 июля по 3 августа 1914 года его взнос составил 183 руб. 95 коп. Однако, знаменитому предпринимателю не только не дали гражданство, но и обвинили в шпионаже, мол, «Шанцер ведет денежные дела с жителями Австрии (Львов) — высылает ежемесячно 50 рублей Анне Плоской». Кроме того, операторы-хроникеры его фирмы, якобы снимали секретные объекты, а он продавал их вражеской разведке.
         Но, конечно, главным раздражителем для властей страла демонстрация в 1912 году киноленты, снятой на студии Шанцера, похоронной процессии украинского композитора Николая Витальевича Лысенко, которая превратилась в стихийную демонстрацию сторонников украинского освободительного движения. Словом в 1916 году на имущество Шанцера был наложен арест: на усадьбу на Крещатике 42 и кинотеатры. Впрочем, через год этот запрет был снят. Дальнейшая судьба А. А. Шанцера неизвестна.
После 1917 года, когда кинотеатры Шанцера переименовали в безликие «госкино», они оставались лучшими в Киеве и упрямо держали высокий статус и народное название «Шанцер».Вот как вспоминал об этом писатель Виктор Платонович Некрасов:«Шанцер - это самый лучший в мире кинотеатр.Так казалось нам в детстве. Какие-то трубящие в длинные трубы скульптуры вокруг экрана, жертвенники с трепещущими, словно пламя, красными ленточнками и какой-то особый, возбуждающий кинематографический запах. Сколько счастливых минут пережил я в этом Шанцере!»
Именно Антону Шанцеру принадлежит создание целой сети лучших киевских кинотеатров: «Экспресс» (Крещатик 25, по теперешней номерации это № 15 на первом этаже «Пассажа»),«Корсо» (Крещатик 30), «Новый мир» (Крещатик 31) и «Кино-Театр» (Крещатик 38).
       Кстати, само понятие «кинотеатр» – театра для показа кинофильмов – едва ли не впервые в Российской империи, вошло в обиход именно в Киеве, по инициативе все того же Шанцера, который один из залов для показа фильмов, так и назвал «Кино-Театр». Заметим, что красотой и удобствами для зрителей, о чём речь ниже, его заведения славилось чуть ли не на всю Российскую империю.

Вскоре после появления в Киеве, Шанцер в марте 1907 года на Крещатике 25, открыл иллюзион «The Express Bio», но затем значительно его перестроил, и с 15 августа 1908 года открыл кинотеатр «Экспресс». По этому поводу газета «Киевлянин» сообщала: «Сегодня открытие лучшего и единственного в России по усовершенствованию и красоте театра-синематографа «Экспресс» Крещатик, №25 (против почты). На месте прежнего «The Express Bio» открывается новый «Экспресс», который по усовершенствованиям в техническом отношении и существенной перестройке внутреннего помещения заслуживает всеобщего внимания. В роскошном фойе полный концертный оркестр из 25 музыкантов. Усовершенствованны в техническом отношении и перестроены внутренние помещения.
        Зрительный зал представляет собой грандиозное помещение, отделанное с удивительной роскошью и тонким изяществом. Специальная вентиляция до того освежает воздух, что не только не чувствуется какой-нибудь духоты или повышения температуры, но наоборот воздух чище и прохладнее уличного. Фойе театра роскошно отделано зеркалами и гобеленами, и для публики введена оригинальная новинка — кафе, снабженное самыми лучшими продуктами и прохладительными напитками. Безусловно, это первый и единственный театр в Киеве, и, как говорят специалисты, всей России».
        «Новое заведение, - указывал «Киевлянин»,- не уступает «электро-биографу» французов братьев Боммер, основавших первый в Российской империи стационарный кинотеатр, по комфорту и безопасности: театр «Экспресс» устроен в партере и имеет 10 выходов, дающих возможность в одну минуту очистить зал от публики, чем устраняется всякая возможность паники. Кроме того, в театре введены и другие меры. Камера, где находится синематографический аппарат, построена из железа и бетона; помимо того в ней устроены аппараты, устраняющие всякую возможность пожара. Однако, если бы воспламенение почему либо и возникло, то благодаря полной изолированности камеры от зрительнаго зала таковое не могло бы быть даже замеченным публикой.».
  После открытия «Экспресса» прошло четыре года, но Шанцер не успокоился, а наоборот развил бурную деятельность. Мы уже рассказывали о гостинице «Бель-вью», которую в 1877 году построил зодчий Владимир Николаев. В 1912 году, в специальной пристройке к этой гостинице, на Крещатике 38, на месте снесенного флигеля по проекту старшего сына Владимира Николаева- выпускника Петербургской Академии искусств - ИППОЛИТА ВЛАДИМИРОВИЧА НИКОЛАЕВА был построен лучший по тому времени не только в Киеве, но и во всей России кинотеатр. Зрительный зал в два с половиной этажа, составлял 26 метров в длину и 17 метров в ширину и был рассчитан на 1100 мест.
 Руководил всеми работами по оформлению кинотеатра молодой архитектор, окончивший с отличием архитектурный отдел Петербургской Академии искусств,- ВАЛЕРИАН НИКИТОВИЧ РЫКОВ (1874-1942). Именно Валериан Никитович, собственноручно, создал тот незабываемый оригинальный интерьер кинотеатра, включавший мозаику из разноцветного искусственного мрамора, декоративные скульптуры, колонны с бронзовыми капителями и лепнину, которые своей роскошью поражал даже иностранцев.
11 декабря 1912 года, на Крещатике 38, состоялось торжественное открытие нового кинотеатра Антона Шанцера. Возле входа с массивными дверями с зеркальными стеклами, зрителей встречали два чернокожих швейцара, в красных ливреях и белых чулках и перчатках, которые вежливо приглашали в просторные роскошные фойе с колоннами и бархатными портьерами, освешенное большой люстрой и оркестром из 60 человек, в кафе и в огромный зал, высотой в три этажа, где в партере, в ложах и на балконе могли разместиться более тысячи зрителей.
На втором этаже здания находился малый кинозал, входы на балкон большого кинозала, эстрада, где выступал второй оркестр для тех, кто ожидал следующего сеанса. И фойе, и вестибюль, и, конечно зрительный зал были оборудованы специальной вентиляцией и щедро освещались электрическим светом, исходящим от оригинальных, пышно разукрашенных люстр и бра.
          12 декабря 1912 года газета «Киевлянин» рассказала: «Вчера, в 3 часа дня, состоялось торжественное открытие первого городского кино-театра в Киеве, сооруженного в городской усадьбе на Крещатике, 38 .Обширное здание находится во дворе и примыкает вплотную к фасадному дому, вход в театр устроен с улицы. Рядом с входом находится очень просторное, богато отделанное фойе, с одной стороны которого устроены гардеробные, с другой стороны - буфет. В конце фойе несколько входов в зрительный зал, имеющий вид настоящего театра. Зал блещет богатством и красотой отделки и всевозможными усовершенствованиями, а именно: кресла с откидными сиденьями, прекрасная вентиляция, покатый пол и т. д. Помимо мест в партере, в зале имеется балкон с ложами. Как зрительный зал, так и фойе и другие внутренние помещения исполнены в греческом стиле. Единственным дефектом нового кино-театра является недостаточно большой экран для демонстрирования картин.
       Постройка этого здания, как нам сообщают, обошлась около 200 тыс. руб. Выстроено оно г. Шанцером на условиях, что он пользуется им 12 лет, платя аренды по 22 тыс. руб. в год. После постройка переходит безвозмездно в собственность города.».
Киевлянин Дмитрий Макульский, заставший кинотеатр Шанцера в довоенные годы, когда от прежней роскоши еще многое сохранилось, вспоминал: «Фойе напоминало дворец, оно было высоким, в два этажа. Особую торжественность ему придавали два ряда ослепительно белых колонн... Зал был огромным и торжественным. Выдержанный в бледно-коричневых и бежевых тонах, несмотря на свет большой люстры, он казался слабо освещенным. Ряды кресел были, как и в фойе, обтянуты красным бархатом; кресла были просторные и удобные... Наклон пола был таким, что отовсюду было хорошо видно... Сверху, над экраном, две почти обнаженные нимфы, одна с факелом, другая - с дудочкой, крутыми боками подпирали картуш, где было изображено какое-то загадочное число длинным рядом римских цифр, которые, вероятнее всего, обозначали год основания «синематографа». Пока зрители рассаживались и рассматривали нимф над экраном, звучали второй и третий звонки, после чего свет в зале гас. Сразу весь! И начиналось чудо на экране - кино!»
В январе 1916 года кинотеатр А. Шанцера посетили Великий князь Александр Михайлович и Великая княгиня Ольга Александровна. Они были встречены оркестром из 60 музыкантов и просмотрели двухчасовую программу, состоявшую из восьми отделений.

Каждую неделю в кинотеатре демонстрировалась новая программа, состоявшая из четырех отделений. Ради большего зрительского интереса фильмы сопровождали «специально приноровленные к сюжету» музыкальные композиции в исполнении большого профессионального концертного оркестра из 30 музыкантов. При этом лучшие ленты показывали в сопровождении оркестра в составе 60 музыкантов под управлением композитора, пианиста и дирижера ГРИГОРИЯ ЯКОВЛЕВИЧА ФИСТУЛАРИ (1871– не ранее 1939). «В театре Шанцера, - писал Алексей Каплер, - перед экраном помещался большой и очень хороший симфонический оркестр. К каждой картине составлялась специальная музыкальная программа.»
На уровне велись и показы кинолент — всегда премьеры. Во время демонстрации картин просили не ходить и не стоять в зале, не разговаривать громко.  Тот, кто стремился быть модным и первым смотреть новейшие ленты, должен был раскошелиться на один-два рубля, чтобы купить билет. О новинках синематографа регулярно рассказывала газета «Киевский кинематограф», выходившая с 1912 года дважды в неделю.
Приблизительно каждую неделю новый кинофильм можно было посмотреть только в одном кинотеатре, при этом стоимость билета составляла около 0,5-1 руб., а потом - в нескольких других кинозалах сразу. Конечно, качество было значительно хуже - пленка, как правило, имела механические повреждения, рвалась, качество копий тоже было не лучшим. Но и цена билета на такие сеансы была в несколько раз ниже- 20-30 копеек. Для сравнения-средняя месячная заработная плата рабочего в 1913-1915 годы составляла примерно 36 руб. Так что кино было вполне доступным развлечением и для рабочих, и для студентов.

САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ ФИЛЬМЫ
Среди бестселлеров тех лет были: двухсерийный фильм «Ключи счастья» (1913 г.), снятый в Киеве на Серце фирмой «Тиман и Рейнгардт» по роману А. Вербицкой. Ни один фильм дореволюционной России не имел такого коммерческого успеха. Билеты были распроданы задолго до выхода фильма.
        «Крик жизни», в котором снялась известная исполнительница русских народных песен и романсов НАДЕЖДА ВАСИЛЬЕВНА ПЛЕВИЦКАЯ(1884-1940) Премьера ленты состоялась в начале 1916 года в кинотеатре «Корсо» (Крещатик, 30 );
         уголовная драма «Санька-семинарист, или Русский Рокамболь» в четырех больших частях («Первые шаги», «Мертвая хватка», «Труп в корзине», «Разбойничье гнездо»), в которой участвовали артисты Московского художественного театра. Лента шла в начале января 1915 года в кинотеатре «Экспресс»;
        фильм «Последнее танго» со знаменитой киноактрисой, звездой экрана начала ХХ века ВЕРОЙ ВАСИЛЬЕВНОЙ ХОЛОДНОЙ(1893-1919) демонстрировался в июле 1918 года в кинотеатре «Новый мир» (Крещатике, 31).
        У актрисы было странное лицо - такое в древности называли «колдовским» : смоляные волосы, тонкий профиль, капризные губы и глаза - огромные, глубокие, грустные. Она провела на съемочных площадках всего четыре года, но осталась в сознании людей целой кинематографической эпохой.Киносценарист Алексей Каплер писал: «Ленту с Верой Холодной крутили с утра до вечера всю неделю, а многие поклонники «королевы экрана» смотрели картину раз по пять, а то и больше.» В августе 1918 года местом кинопаломников стал «Колизей» (Крещатик, 43), где показывали двухсерийный фильм «Молчи, грусть. Молчи!»

ИСПОЛЬЗОВАНА ИНФОРМАЦИЯ:
1.«История кинематографа в Украине» 2.Миславський В. Н. «Фактографічна історія кіно в Україні. 1896–1930.» https://ia803003.us.archive.org/4/items/31_20190802/
3.Оксана Овсіюк «Картографія і хронологія столичного сінематографа: київське кіно першої половини ХХ ст.» https://uamoderna.com/md/ovsiuk-cinema