Т. М. Нэмени. Как и что?

Тибор Нэмени
              Т.М.Нэмени.

             Как и что?

           (Опус № n+1).

Может быть, хотелось бы, вообще говоря, что-нибудь писануть. А?
Ну, да попозже, а то дует тута!
Закрываем фрамугу (слово такое есть. Каких только слов нет!)
А в рифму ее мать в качель?
Что можно извлечь из себя?
Чем оно должно полниться?
Вы видите, друзья, я совсем опустошился.
Друзья, говорю.
О чем поведаю на этом безбрежье и непонятии.
Вот друзья, они бы меня поняли!
По существу - это происходит потеря идентификации.
И как-то ухватить ничего не могу.

А теперь о другом.

Как сказал поэт
Плоды холодных наблюдений
И сердца горестных замет.

1. Большинство людей обладает массой всяческих недостатков и физических и психологических,  с трудом держится на курсе, и изо всех сил старается это всячески скрыть.
Что называется «держать фасон».
Знаете, с возрастом как-то пелены спадают и все это очень видно.
По молодости, будучи от природы простаком и наивным, я видел прежде всего косметически тщательно обработанный фасад (особенно у женщин), мужчины петушатся и выпячивают грудь (если есть что выпячивать) – все тип-топ.
Отлично это показал Гоголь в «Женитьбе». Помните, сцена беседы между женихами, когда они ожидают появления невесты?
Конечно, люди неподготовленные, будучи «в обществе», несут в этих случаях всякую околесицу, тогда как люди светские ведут гладкие пустые беседы на никакую тему, но от этого, может быть, еще противнее.
Итак, если мысленно снять маски с красоток и вообще «заглянуть за кулисы», то эпизод оборачивается фарсом.
Но этого не надо делать, поскольку при этом приподнесенное вам жизнью блюдо как бы теряет вкус.
Поскольку реальность происходящего гораздо глубже этого спектакля, как он всем актерам данной мизансцены видится.
Но нельзя же тем не менее специально поглупеть ради такого или другого случая! 
Во всяком случае надо всегда стараться доиграть пьесу до конца.
Мой жизненный опыт показал, что в противном случае вы теряете связь с социумом и вас ждет одиночество.
Вот гордыня вас заест и вы скажете
- Я такой умный и не могу с этими дураками!
Но в действительности оказывается, что это они умные – а вы дурак!
Если плюс к тому учесть, что большинство людей вообще не склонно все оценивать, анализировать и раскладывать по полочкам.
Так ведь им и вообще легче живется! Не так ли?

Ну-с, пусть это будет вступлением.

2. Итак, писатель-романист прошлого что, собственно, делал?
Сознательно или интуитивно он шаг за шагом по ходу изложения тех или иных событий, скрывал подноготную своих главных героев, показывал их внутреннюю суть, подчас совершенно не видную сверху, просвечивал их рентгеном своего таланта, причем иногда становился в позу третейского судьи (тщился это сделать), иногда, наоборот, занимал активную позицию моральной оценки своего героя (как Пушкин в «Скупом рыцаре»), причем эта оценка подчас могла быть и ложной.
То есть, так или иначе он выискивал приглянувшиеся ему на данный момент психологические типажи и заставлял их «работать» в той или иной придуманной им для них жизненной ситуации. 
Психолог или психоаналитик мог бы все это превратить в сухое протокольное перечисление свойств психотипов героев (например, в виде таблицы).
Примерно так поступают в учебниках по литературе.
Но, согласитесь, все это очень сложно. Так сказать, ухватить саму жизнь за титьку и подоить.

Гораздо легче использовать приемы магического реализма.
Тогда вам как автору, собственно говоря, можно все.
Например, как у Булгакова, вмешать чертей в деятельность московской милиции.
Но, правда, при Сталине вся эта публика и так была как бы от дьявола. Но тем не менее.
Здесь надо в этом коктейле смешать таланты бытописателя и сказочника.
И надо, как говорил товарищ Бывалов из «Карнавальной ночи», чтобы при этом сказка вела, но не уводила.
В сущности это получается как бы сказка, вырастающая из реальности. Сказка вперемешку с повседневностью.
Жизнь порой такая нудная, совершенно не соответствует иллюзиям, которыми мы все живем, хоть вешайся, так хоть в мир баснописца погрузиться. Побеседовать с Нефертити.
Каков внутренний мир и круг интересов был у этой красотки в действительности. Но что значит «в действительности»? Нашими современными глазами?
Главное для автора в этих магических баснях подсунуть нам наши неявные грезы из детских впечатлений в мир этакой странной романтики. Своего рода интеллектуальный наркотик.
Но я, собственно, не об этом.
Пожив маленько в условиях реальной жизни, мы замечаем, что она в основном протекает вопреки.
Вопреки нашим иллюзиям, нашим ожиданиям, нашим схематическим построениям, будь все это у данного индивидуума в явном или неявном виде.
Это на бытовом уровне выражается известными словами
- Все опять идет не так!
А как надо?
Этого на самом деле никто не знает кроме Господа Бога.
Все идет так или иначе как бы на уровне невозможного. Этого, казалось бы, не может быть, а оно есть!
И мы этого не хотим понять и не признаем, хотя действуем именно в этом ключе.
Например, понятие эквивалента стоимости продаваемого товара, раньше такое понятное, ну хотя бы на уровне проклятого «злата», давно потеряло всякий смысл.
Печатаются реально простые бумажки в громадных количествах и это как-то заменяет процесс реального производства, по крайней мере, с точки зрения простых пополоидов, плебса, имя которому тьма.
Сколько бы не притворялись жулики из американско-еврейского истеблишмента, это действительно так, и они сами этого не понимают и им остается только плыть по течению до следующей бури.
Тоже ежедневно мы наблюдаем и в реальной жизни.
Людям деятельным и целеустремленным (и не только им, но им особенно) постоянно мешают всякие житейские, казалось бы, «мелочи».
То зарядка у нетбука отказала, так ее протак, надо заказывать новую, то бытовая техника дома взбрыкнула, а надо бы срочно что-то простирнуть, а руками – это уж мы совсем отвыкли, то недомогания какие-то вдруг не ко времени (а когда они бывают «ко времени»?), то одно, то другое.
Нам кажется, что вот если бы ничто не мешало, мы устремились бы прямо к цели и быстро ее достигли.
Предположим, что это действительно было бы возможно.
Раз-два - и мы у цели!
И что? А что теперь дальше делать?
Возникла бы постоянная скука, хорошо известная богатым бездельникам, и потеря смысла жизни. (Хотя и они по большому счету тоже поступают все время вопреки.)
Но плохо обеспеченной материально, относительно бедной массе плебса, постоянно деятельной в силу необходимости, а также активно творческим людям это не грозит и они постоянно действуют так или иначе вопреки, хотя бы этого и не понимали.
Тоже самое в еще большей степени относится к сфере интимных отношений, вообще не поддающейся логическому анализу. 
 И здесь в области эмоционально интимных отношений еще более ярко проявляется свойство реальной жизни идти всему вопреки.
Известно, хотя большинство этого и не осознает, что каждому возникающему желанию соответствует некоторое внутреннее сопротивление.
Душа говорит себе
- Опять!
Она по всеобщему закону инерции как бы и хочет и не хочет этого нового влечения к неизведанному.
И это не обязательно в области эротики, это проявляется всюду и всегда (последите за собой внимательно).
И чем сильнее желание, тем сильнее волнение сопротивления ему.
Это очень метко и едко подметил Салтыков-Щедрин. Помните
- Как бы чего не вышло!
Но, увы, желание неодолимо.
И как правило оно побеждает несмотря ни на что, вопреки всему.
Оно побеждает в борьбе  с внутренним сопротивлением  и в некоторых случаях это разрешается взрывом.
Да что говорить! Часто и дети-то откуда берутся?
Конечно, лучше быть как бы разумными машинами. Все по плану, спокойненько, как в свое время при нацизме немцы пытались «калибровать» настоящих арийцев-молодоженов.
Но это будут не люди, а роботы.

3. Ну что еще?
А вот что. Расширение текста по п.1.
Что меня всегда особенно удивляло, когда я начал с возрастом понимать это, так это тот факт, что в обществе подавляющее большинство людей с трудом держится на курсе, предписанном нормами поведения в обществе, и тем самым сохранения самого факта его существования.
Они (это большинство) как правило держатся по существу на грани дозволенного, однако это обстоятельство изо всех сил и очень тщательно скрывается.
Интуитивно, чтобы не выпасть из игры.
Посмотрите внимательно вокруг, убрав ширму притворства.
Один пьет, другой погуливает где недозволено, третья «слаба на передок», как говорят в народе, у этой вообще деньги не держатся и утекают как вода, у пятого дутое семейное благополучие. Лучше Шекспира не выразить
- Тот караулит, этот спит – и так весь мир вертится.
Плюс к этому деловые качества у многих людей в силу как вечной неорганизованности и несобранности, так и недостаточной внутренней логической силы, оставляют желать лучшего, поэтому как следует им не удается выполнять свои служебные обязанности без опоры на нескольких ведущих работников.
И этот факт люди особенно неохотно признают и разговоры об этом воспринимают крайне болезненно.
При чем тут достижения Французской революции и декларация о всеобщем равенстве и братстве, на которую они в споре часто ссылаются? Равенство равенством, а табачок врозь.
В силу изложенного общество держится на сравнительно небольшом проценте (думаю, не более 15) достаточно организованных и целеустремленых людей, мало снабженных природой-матерью указанными недостатками.
Если обратиться теперь к искусству, то в его классических произведениях как раз с большой силой вскрывается вот эта тайная подоплека, тайные пружины истинного поведения людей по и вопреки нормам.
Но простое препарирование объекта, простое описание этой картины может вызвать интерес только у любителей анатомии.
Поэтому настоящее произведение искусства создается тогда, когда автор (тайно или явно) вдохновлен какой-либо идеей: вселенской красоты, высокой морали, правды или добра, истинной веры и признательности Всевышнему, порицания порока, т.е. так или иначе воспитанию людей в духе своего внутреннего кредо.

И что же получается?
Если у нас с развитием всякого нигилизма (выражаясь по-старинному) в разных его проявлениях и формах, грубо говоря, таки нет никакого кредо?
Нет убеждения и понимания, чего бы теперь держаться.
Как у Экклезиаста
 -  Все это было и было и суета сует.
Вот и получается – хочешь чего-нибудь написать, а зачем?
И рука не пишет и тянется к стакану.

И вот,

Живем мы как пустышки,
В игре мешаем фишки,
Чредуем увлеченья,
Надежды и сомненья,
Но по большому счету
Есть все равно охота.


  Fin.