Аполлон и апологеты

Филипп Морис
                50 лет исполнилось бы Тимуру Петровичу Новикову(1958-2002).Именно так по отчеству было принято величать основателя Новой Академии Изящных искусств ,художника, теоретика, педагога…Провокатора и мистификатора.
К этой дате Государственный Эрмитаж в своем новом корпусе«Главный Штаб» подготовил выставку «ПРОСТРАНСТВО ТИМУРА».Так запросто по имени называли гениев Возрождения. Просто Данте, просто Микеланджело. Пространство ограничилось тремя небольшими генштабовскими  залами, кажется еще сохранившими аромат нагуталиненных сапог, с наскоро подкрашенными стенами. Воплощение наступательной стратегии штабистов Эрмитажа на  современное искусство. Реконструкция здания Росси должна завершиться к 2014г, и по слухам обещает быть грандиозной, но вести полномасштабные маневры на территории современности решено без промедления. Пока выставочные залы напоминают убранство краеведческого музея в глубинке, где в разные, но одинаково «лихие» годы в конфискованной и разоренной помещичьей  усадьбе, располагались: лазарет (латышские стрелки в шинелях в барышниной светелке), агитпункт (красный кумач в домашнем театре), правление колхоза (трактористы курят в ладошку у парадного крыльца, топчутся, робеют), пока наконец взыгравшая гордость односельчан не возобладала и те не решились выставить на показ заезжим городским зевакам умильные изделья из лыка и бересты. Экспозицию составили несколько живописных полотен и около двадцати шелкографий и фотоколлажей, созданных скорее по дизайнерским законам, чем по канону изобразительного искусства. Аудиторию – несколько студенток и сопровождающие их кавалеры. Кроме произведений из Русского Музея, амстердамского Stedelijk , и «Aboa Vetus & Ars Nova» г.Турку, выставлены работы из собраний семьи художника и других его наследников : Ольги Тобрелутс и Сергея Бугаева «Африки», являющегося также наследником С.Курехина . В. Цоя и др. Почему вдруг Эрмитаж, почтеннейшее культурное учреждение, всей мегалитической массой своего авторитета решило взгромоздиться на хрупкое, едва прорастающее на нашей неплодородной почве древо актуального искусства, да еще и обратило пристальный и весьма официальный взгляд из своих золотых кладовых на представителя неофициального искусства? Значит ли это, что начинается кампания по воздвижению «Пантеона героев новейшей культурной революции», тогда строить его лучше сразу пирамидальной формы – монументально и верно по духу. Даруем вечную жизнь посредством мумификации. Хотел ли для себя такого официального признания художник, во всей деятельности которого прослеживается нескрываемый сарказм  и неприятие казенщины и массовости? Достойны ли декоративные объекты музейной пыли и шикающих бабушек-смотрительниц, я решил узнать в галерее Д137, у Ольги Остерберг, хорошо знавшей Тимура Петровича, организатора нескольких выставок в том числе и последней прижизненной «Воздухоплавание и мореплавание». О.О. «Прежде всего Тимур Петрович был художником- концептуалистом, Начав как живописец. он в дальнейшем выстраивал свою жизнь, творчество и даже финал как последовательную гениальную концепцию. Провокационную и ироничную. Все эти Аполлоны, восхищение классическим искусством, отторжение модернизма, восхваление гомосексуальных идолов (Уальд,Уорхолл,Людвиг Баварский) за которое мою галерею клеймила «Комсомолка» в начале 90-х, не должны восприниматься буквально. В выдуманной им псевдоакадемической манере он провоцировал искусство официальное, прячущихся в рамках его, бездарей, чем остается актуален и сейчас. Свои шелкографии он называл «тряпочками» и в этом был вызов системе: не получать в инстанциях разрешения на вывоз картин, а заполнить чемодан «тряпочками» и отправляться с персональной выставкой в Париж или Нью Йорк. Это был перфоманс. Последним из таких перфомансов было его видеообращение, которое я получила накануне открытия его последней выставки в моей галерее, когда его уже не было в живых. Он подготовил его ,предвидя, что не доживет до открытия. Будучи безусловно самобытнейшим персонажем, он при этом был представителем  питерского андерграунда, одним из его лидеров. Артемий Троицкий на открытии «ПРОСТРАНСТВА ТИМУРА» предложил чествовать сегодня наряду с Новиковым Курехина и Цоя, имея ввиду «Попмеханику» и ту(!) творческую среду в целом. Сам Тимур считал успешным другой свой проект. Сергея Бугаева и Ольгу Тобрелутс  он называл «2 машины, которые я запустил и которые никто не остановит», подразумевая не их дарование, конечно, а намекая на их главные качества - всюду проникать и с невероятным упорством преодолевать любые барьеры. Этот его проект победоносно шествует и по сей день, Вероятно без их участия не состоялась бы и выставка в Эрмитаже». И все-таки не горячится ли Эрмитаж стремясь канонизировать Тимура? Будто не видя лукавой улыбки самого мистификатора Новикова. Не выглядит ли покровительство музея поспешным, излишне прямолинейным и не слишком изящным? Или мы наблюдаем очередной перфоманс Тимура Петровича?