Что есть истина?

Сергей Корягин
Что есть истина? Я полагаю, что более других в этом вопросе компетентен Гегель. Поэтому начну текст с цитаты из его «Малой логики» (Параграф 19. Прибавление 1-е): «Истина есть великое слово и еще более великий предмет. Если дух и душа человека еще здоровы, то у него при звуках этого слова должна выше подниматься грудь» С другой стороны существует отношение к истине, которое звучит в  презрительном вопросе Понтия Пилата, обращенном к Христу: «А что есть истина?!» «Если она и есть, то ничего не стоит», –  полагают эти, отравленные политической властью  люди.  Однако формула Гегеля «Все разумное действительно, и все действительно разумно» работала и работает: неразумные, то есть неистинные, политические образования история рушила неумолимо. Особенно искусственно раздутые государства, империи. В прошлом веке пали тоталитарные чудовища,  в начале нового века разум приводит в соответствие отклонения предмета от истины в арабском мире.

Истина – это соответствие. Для обыденного сознания оно означает соответствие наших представлений (нашего знания) реальному предмету, который находится вне нас, перед нашим взором, рассудком, интеллектом. Для философского сознания оно означает соответствие реального предмета своему понятию. Истинный (настоящий) врач, учитель, друг, истинное произведение искусства, истинное государство соответствуют своему понятию. Все истинное – самого высокое качество. Неистинное произведение искусства непопулярно, неистинное государство стоит на слабых ногах. Могут возникнуть вопросы: «Как познать истину  предметов, политических и экономических учреждений, которые являются произведениями наших рук? Как воспитать истинного человека, создать истинную партию, построить истинную жизнь?» Послушаем Гегеля: «Единственно лишь Бог есть истинное согласие понятия и реальности. Но все конечные вещи имеют в себе неистинность, они имеют понятие и существование, но это существование не соответствует их понятию. Поэтому они должны погибать, и эта их гибель служит их проявлением несоответствия между их понятием и их существованием». («Малая логика», параграф 24.) Ответ Гегеля звучит неутешительно, однако надежду оставляет.

Вопрос об истине как ориентире и стимуле развития  особенно остро встал в философии Гегеля.  Исторический процесс – бесконечная смена поколений, которая уже пройдена в Боге, или в Абсолютном  духе, пройдена логически, не во времени. Реальный человек, живущий в реальном времени, не имея возможности достичь идеала, имеет шанс подойти к нему ближе. Наше строительство реальных отношения представляет собой ступени истины, приближающие нас к Абсолюту. Всемирная история – прогресс в познании свободы. Именно в познании (освоении, овладении), а не введении ее указом, которое обычно оканчивается кровавой вакханалией, а потом тиранией.
 
Человек строит свою жизнь по образу и подобию Абсолюта (Бога). План его жизни, его  понятие может быть более разумным (истинным) и менее разумным. Разумный план  при  добросовестной организации дела может дать адекватный результат, а не разумный наверняка окончится провалом. Ученый экономист, обществовед, идеолог, политик создает модель общественного устройства. Разумная (истинная) модель не гарантирует успеха, но создает максимум возможностей для успешной реализации, неразумная модель приведет к явному неуспеху. Все разумное действительно, говорит Гегель. А неразумное? – Недействительно, неразумное, если оно родилось, должно погибнуть, прекратить свое существование.

Очень важный вопрос – из чего вытекают наши планы. Все конкретное, все человеческое берет свое начало в Абсолютном духе, как малое в большом, временное в вечном, относительное в абсолютном, частное в общем. Идеальное берет свое начало в идеальном, в самом себе как первопричине всего сущего. (Субстанция – причина самое себя, causa sui,   полагал также Спиноза.) И строит жизнь, действительность. Это позиция Гегеля. У Маркса иная позиция: все идеальное вытекает из материального, экономическая теория определяется экономическими отношениями, способом производства материальных благ. Экономический интерес производит общую идею, на основе общей идеи создаются конкретные планы по преобразованию общества. Здесь и план по революции, и по экспроприации, и по диктатуре и т.д. Истинность общей идеи проверяется исторической практикой, отнюдь не соответствием ее абсолютному духу. Истинность  конкретного плана проверяется его соответствием главной идее, отнюдь не успешностью реализации, которая чревата отклонениями, нарушениями.

Сегодня марксисты утверждают, что их теорию опровергла не историческая практика, но отступление от главной линии. Так сказать, головокружение от успехов. Ретивые исполнители поторопились, забежали вперед паровоза. И в пример приводят Китай, который, чтобы спасти дело,  сделал два шага назад (те самые – ленинские). И потому, полагаю я, нельзя исключить, что европейская цивилизация повторит неудавшийся эксперимент, переживет еще одну кровавую эпоху, какую она пережила в XX веке. Суббота, 9 июня 2012 года.

P.S. Текст написан для форума "Философский штурм"