На дальней стройке

Валентина Вильчек
Из блокнота журналиста

Величественные громады сопок проплывают под крылом самолета ЯК-40. Девственные леса пересекают блестящие ленты горных речек, причудливо изогнувших свои русла. Солнечные зайчики, отражаясь в воде, возвращаются вверх, и не верится, что они прилетели на огромную высоту, почти в пять тысяч метров.

Не только море тайги под крылом. Нет-нет да и пересечет тень самолета творение рук человека – линию электропередачи, которая подобно серебряной стреле прочертила тайгу из края в край. Дороги, прямые словно ленты, под правильными углами меняют направления, и отсюда сверху кажется, что они тянутся по гребням сопок. Могучие лесовозы величиной со спичечный коробок, словно трудяги муравьи медленно тащат по ним связки леса-кругляка.

Конец сентября, а в цвете доминирует зелень Буйная, чуть тронутая позолотой, она прекрасна в своем молчаливом великолепии. Над морем сегодня нет тумана и на посадку идем мимо скал, омываемых водами Японского моря. В одной из небольших бухточек промелькнула серая стенка мола, краны на причале, у которого загружался лесовоз.

Прошло всего десять лет напряженного труда сложных гидростроительных будней, когда целенаправленной силе рабочих сопротивлялось непокорное море. Во время штормов крушило оно стенки оградительного мола, скручивало и ломало стальные шпунты. Разъяренные волны поднимали и отбрасывали на десятки метров сорокапятитонные железобетонные монолиты . Особенно много разрушений принес шторм под названием Фред. Не смирили волны и сегодня своего крутого нрава, но сила их оградительному молу, построенному по новому проекту, уже не страшна. Надежным подспорьем гидростроителям стали бетонные изделия с красивым названием тетраподы. Забавные на вид, словно занимательные детские игрушки, эти четырехрожковые конструкции объемом в пять с половиной кубов и весом в тринадцать тонн, уложенные перед стенкой мола со стороны моря защитили его и причал от разрушения, приняли на себя беснующуюся силу тайфунов.

С конца 1980 года, когда был построен причал портофлота, изменилась технология погрузки судов, которые раньше принимали груз на рейде. Это был громоздкий перегрузочный процесс. Лес грузили на плашкоут, затем грузовыми стрелами его переправляли в трюмы лесовозов. По двенадцать дней продолжалась погрузка, а с вводом в строй действующих первого причала эта операция сократилась во много раз.

В 1983 году был сдан заказчику комплекс, в который вошли: причал №2 круглого леса с пожарной и насосной службами, водопроводом, административно-бытовой корпус порт-пункта со столовой, медицинским пунктом, бойлерная, трансформаторная подстанция, подкрановые, тыловые и прикордонные пути, покрытие площадок и проездов. В 1985 году строители сдали склад материально-технического обеспечения, универсам общей площадью 1100 квадратных метров, заселено пять пятиэтажных домов. Два таких дома и детский сад на 320 мест находятся в стадии завершения. Сейчас ведется строительство причала технологической щепы, продолжается возведение мола. Еще на шестьдесят два метра ушла в море его стенка, пока состоящая из стальной арматуры. Она готова под бетонирование. Стена парапета, венчающего мол, поднимается над уровнем моря и собрана из сборных железобетонных лицевых плит, опирающихся на контрфорсы, защищенные тетраподами, закрыла причалы и акваторию бухты от штормов. Полностью мол и причалы будут построены в ближайшие годы, и тогда снимутся с обжитого места гидростроители северного отряда, как это было уже не раз в их трудовой биографии.

Рабочие, инженеры, служащие, механизаторы много теплых слов говорили о первом начальнике строительства А.С.Стогове. Под его руководством на голом месте был построен поселок. Оперативно отсыпали территорию, где было болото, создали базу, автохозяйство, филиал управления механизации и только тогда приступили к основным работам. Сколько энергии, душевных сил ушло на то, чтобы четко работали все звенья сложного хозяйства. Многие из работающих теперь в Пластуне были вместе с А.С.Стоговым в Де-Кастри, начинали строить причалы Восточного порта и, легкие на подъем, поехали за ним сюда, где суровая природа, но интереснее и важнее стройка, где труднее и тем почетнее участие в ней.

Разве легко было гидростроителям трижды отдавать тайфунам плоды своего труда? Трижды восстанавливать разрушения и выйти победителями в неравной схватке со стихией. Да если еще принять во внимание то, что все строительные материалы завозились в Пластун морем. Все – от гвоздя до цемента – с нетерпением ждали строители, простаивали, а потом работали в две смены, меняя звенья бригад, наверстывали упущенное время, выполняли напряженную производственную программу и выстояли! Огромные лесовозы швартуются к причалам, построенным энтузиастами треста Дальморгидрострой.

1985 г