Что такое справедливость?

Вадим Бережной
          Этот вопрос я задал себе, увидев в очередной раз через окно вполне еще приличного человека, роющегося в мусорном баке. В советское время, которое свежо в памяти, такого не было. Лентяи, тунеядцы, "деклассированные элементы" в те времена тоже были. Но даже и они не позволяли себе рыться в мусорных баках, чтобы добыть еду. Справедливо устроенное человеческое общество не должно иметь у себя такое глубоко асоциальное явление, как безработица. Любой человек имеет право на труд, и справедливое общество обязано предоставить ему возможность трудиться, чтобы достойно жить, получая за свой труд денежное вознаграждение. Безработица - это вопиющая социальная несправедливость.
          Справедливость - сложное философское понятие. Как о ней думали до Древней Греции, мы не знаем - нет источников. Древний грек Аристотель в своих трудах записал: "Справедливость - это равное, но только для равных", и возраст этой цитаты 2300 лет. Он, конечно, признанный гений, но жил Аристотель в такое время, когда процветало рабство, то-есть абсолютное людское неравенство, и потому его мысль о справедливости далека от полноты.
          Когда-то, когда мы жили в социализме, справедливости было гораздо больше, чем сейчас. Но, видимо, человек еще настолько несовершенное существо, что он вечно чем-то недоволен, склонен к бессмысленному разрушению своей среды обитания, как социальной, так и природной. Вот и тот народ, который называли советским, взял - да и бессмысленно разрушил свое общество, и теперь неравенства в жизни его потомков стало намного больше.
          Был такой период в жизни человечества, как Великая Французская революция. Она началась со штурма Бастилии и длилась целых десять лет. Ее история весьма поучительна - это великая история, и ее значение для всего человечества неоценимо.
          Великая Французская революция тоже стремилась к утверждению справедливости. Лозунгами той революции были свобода, равенство, братство. Красивые слова, не так ли? Но они так и остались словами, а крови было пролито ой как много. И где вы сейчас можете увидеть братство людей? В какой стране мира?
          Всего лишь 72 дня просуществовала Парижская коммуна 1871 года, но ее история тоже интересна, сложна и противоречива. Дискуссии о справедливости с применением оружия были в те времена довольно-таки ожесточенными.
          Пример французов был повторен в 1917 году в Российской империи. Сначала грянула Февральская, а затем и Октябрьская революции. Реализация справедливости оказалась в очередной раз кровавым делом. Но поколение людей, к которым принадлежит вступивший в зрелый возраст автор данной заметки, проживало уже в более или менее спокойной справедливости. Войны закончились, хозяйство восстановилось, катаклизмы стихли. Подавляющее большинство того народа пребывало в относительном равенстве и обладало достаточной свободой для самореализации. Чего ему не хватало? Не хватало коллективного ума и умных правителей...
          Надо отметить также неспособность того советского общества к самоочищению и самообновлению. Был вождизм одряхлевших пресыщенных старцев. Крах советского общества, хотя он был результатом долгой, кропотливой работы внешних сил, теперь представляется вполне закономерным.
          Однако:
Весть летит во все концы. Вы поверьте нам, Отцы:
Будут новые победы. Встанут новые бойцы.
И вновь продолжается бой.
И сердцу тревожно в груди.

* * *
У Кобзона великолепно получилось спеть эту песню:
http://www.youtube.com/watch?v=MJFwzn96TFM
В этой песне И.Д. Кобзон гениален.

-----------------------------------
Ссылки:
1. Артемий Оров. Мой мир. http://proza.ru/2015/06/18/71
2. Роется в мусорном баке - откройте Яндекс-картинки, там такого полно.
3. Петр Евсегнеев. Элита России http://www.proza.ru/2011/09/17/1442
...
..
.