Трактат о музах

Алекс Боу
Музы - все девять - подряд голосами прекрасными пели
        Песнь похоронную. Так потрясающе песнь их звучала,
        Что не в слезах никого не увидел бы ты из ахейцев.
        Целых семнадцать и дней и ночей над тобой непрерывно
        Все мы - бессмертные боги и смертные люди - рыдали.
Одно из первых упоминаний муз в литературе находится в «Илиаде» и «Одиссее» (XXIV 60).



Плутарх Херонейский:
"Мудрецы передали нам, что Муз девять: восемь из них, как и говорил Платон, отнесены к вещам небесным, а девятая - к земным; ора очаровывает людей, взывая к ним и вызволяя их из скитаний, раздоров и смятенья".


Клио прошлых времен дела вещает потомству,
Мельпомена трагический вопль исторгает печали,
Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой,
Сладкую песню поет с тростниковою флейтой Эвтерпа,
Терпсихора кифарой влечет, бурей чувства владея,
С плектром в руке Эрато чарует и словом, и жестом,
Песни времен героических в книге хранит Каллиопа,
Звезды небес изучает Урания, неба вращенье,
Жестами все выражая, Полимния славит героев.

Авсоний



Орфический гимн Музам
 Зевса гремящего и Мнемосины прекрасные Дщери,
 О Пиериды, Вы славой покрыли просторы Вселенной.
 Многообразные, Вы воплощаете чаянья смертных:
 Ум, добродетель, талант и учености дар благодатный.
 Вы направляете ум и пути указуете духу.
 Речи внушаете смысл, окрыляете гением разум.
 Вы же и смертным пути проложили к священным обрядам.
 Вот они, Муз имена: Мельпомена, Эвтерпа, Эрато,
 Клио - истории глас, Терпсихора и Талия; также -
 Пылкой Полимнии лик и небесной Урании мудрость;
 и Каллиопа, Чей сын - достославный Орфей.
 Вместе с Ней - Агна, Богиня, что мир осеняет Своей добротою.
 Дивные Музы - венок из весенних цветов ароматных.
 Как Вы приятны для всех, посвящаемых в таинства наши.
 Дайте же мистам успех и усердие в пении гимнов!


Где же сфера их обитания? В умопостигаемой обители красоты и блага


Му;зы (др.-греч. musa, мн.ч. mousai «мыслящие») — в древнегреческой мифологии дочери бога Зевса и титаниды Мнемосины, либо дочери Гармонии, живущие на Парнасе богини — покровительницы искусств и наук. От муз происходит слово «музыка», первоначально обозначавшее не только музыку в нынешнем смысле, но любое искусство или науку, связанные с деятельностью муз. Музам посвящались храмы, которые назывались мусейонами (от этого слова и произошел «музей»).



По сообщению Павсания, первыми, кто почтил муз и принёс им жертвы на Геликоне, были не поэты и певцы, а страшные великаны алоады — От и Эфиальт. Они ввели культ муз и дали им имена, считая, что музы только три: Мелета («опытность»), Мнема («память»), Аойда («песня»). С течением времени из Македонии прибыл Пиэр (по имени которого была названа гора), он установил число муз (девять) и дал им имена. Поэт Мимнерм утверждал, что были старшие музы — дочери Урана (неба) и Геи (земли) и младшие — дочери Зевса (Paus. IX 29 1—5).

 О хтоническом прошлом муз свидетельствует также то потомство, которое музы, будучи дочерьми земли Геи, рождали и от Зевса, и от Аполлона. От Зевса и Каллиопы [(Strab. X 3, 19), по другой версии, — от Талии и Аполлона (Apollod. I 3, 4)] родились корибанты. Детьми зооморфического Зевса-коршуна и Талии были сицилийские палики. От брака Мельпомены и речного бога Ахелоя рождаются сирены — миксантропические чудовищные существа, своим пением привлекающие путников и пожирающие их (Apollod. I 3, 4). Архаические музы назывались «бурные», «неистовые» (греч. thoyrides, одного корня с лат. furia), как об этом сообщает Гесихий (v. thoyrides). Муз именовали кормилицами Диониса (Eustath. 1816, 4) и спутницами его странствий (Diod. IV 4), подобно менадам. Музы и менады иногда ставятся в один ряд (напр., царь Ликург был наказан Дионисом за преследование менад и муз, Soph. Antig. 962 след.). В геликонской надписи сопоставляются Терпсихора и Дионис Бромий, ей присущи дар вдохновения и плющ, ему — умение чаровать и флейта. Орфей, установивший мистерии Диониса, сын Каллиопы и Эагра (Apollod. I 3, 2—3). Певец Лин, сын Каллиопы (или Урании) и Амфимара, сына Посейдона. Бурных и экстатических муз возглавлял Дионис Мусагет — «водитель муз». Диониса Мельпомена (CIA III 274) почитали в Ахарнах (Paus. I 31, 6), он, подобно Аполлону, вел за собой хороводы (I 2, 5). Музы жестоки и сурово наказывают каждого, кто осмелится с ними соперничать. Они ослепили и лишили дара пения и игры на кифаре Фамирида (Apollod. I 3, 3).

 Олимпийские музы классической мифологии — дочери Зевса, они обитают на Геликоне, воспевая все поколения богов — Гею, Кроноса, Океана, Ночь, Гелиоса, самого Зевса и его потомство, т.е. они связывают прошлое и настоящее. Им ведомо прошлое, настоящее и будущее. Они покровители певцов и музыкантов, передают им свой дар. Они наставляют и утешают людей, наделяют их убедительным словом, воспевают законы и славят добрые нравы богов. Классические музы неотделимы от упорядоченности и гармонии олимпийского мира (Hes. Theog. 1—103).

 Функции муз постепенно разграничивались по мере дифференциации искусств, и в эллинистическую эпоху музы превратились в символические образы: Эрато — муза лирической поэзии с лирой в руках, Эвтерпа с флейтой сопровождает лирическую песнь, Каллиопа — муза эпической поэзии и знания со свитком и палочкой для письма, Клио — муза истории с теми же атрибутами, Мельпомена — муза трагедии с трагической маской и венком из плюща, Полигимния — муза серьёзной гимнической поэзии, Терпсихора — муза танца с лирой и плектром, Талия — муза комедии с комической маской, Урания — муза астрономии с небесным сводом и циркулем. Выступают музы обычно под водительством бога искусств Аполлона, получившего имя Мусагет (I 2, 5).

Лит.: Лосев А.Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии,

Цицерон «О Природе Богов». Книга 3:
Что касается муз, то сначала их было четыре: Тельксиопа, Аэда, Арха, Мелета, отцом их был Юпитер второй. Вторая группа муз родилась от Юпитера третьего и Мнемозины, их было девять. Третья группа, тоже девять муз, с теми же именами родились от Пиерона и Антиопы, поэты их обычно называют пиеридами и пиериями.


Старшие музы
Иногда говорят, что муз было три[10] (таково мнение Эфора[11]). Алкман называет муз дочерьми Урана и Геи[12]. Согласно Мимнерму, дочери Урана[13] и Геи[14]. Мнасей из Патр также указывал, что музы были дочерьми Урана и Геи, и их было четыре[11].

Музы Алоадов
Согласно Павсанию, старшие музы: Мелета, Мнема и Аэда, поклонение которым установили Алоады[15]. У Аполлодора нет старших муз.
Аэда (англ.) («Песнь»). Одна из старших муз[16].
Мелета (англ.) («Опытность»). Старшая муза[17].
Мнема (англ.) («Память») Старшая муза[15]. Упомянута у Орфея[18].



Дельфийская версия
По изложению у Плутарха представлений жителей Дельф, три музы связаны с тремя частями космоса, которые находятся в гармоничном соотношении между собой. Назывались именами (струнами) Полной системы (полного звукоряда) греков:
Гипата (англ.) («Верхняя», то есть верхняя струна, чей звук был самый низкий), покровительствует сфере неподвижных звёзд (звёздного неба).
Меса (англ.) («Средняя»), покровительствует сфере планет.
Нета, или Нэта (англ.) («Крайняя», самый высокий звук), покровительствует подлунному миру.



Дочери Аполлона
По Евмелу Коринфскому, дочери Аполлона: Кефисо, Аполлонида и Борисфенида[20].
Либо старшие музы — дочери Зевса второго: Телксиопа, Аэда, Арха, Мелета[21]. Названия Аэде и Архе носят XLI и XLIII спутники Юпитера.
О старших музах, рождённых от Крона, говорит Мусей[22].

Диодор Сицилийский
 ИСТОРИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА. КНИГА IV,7
Не лишним представляется сказать кое-что в общих чертах и о Музах, поскольку мы уже о них упоминали, говоря о деяниях Диониса. Большинство мифографов (и притом наиболее заслуживающих доверия) считают Муз дочерями Зевса и Мнемосины35, хотя некоторые поэты (в том числе Алкман) полагают, что они — дочери Урана и Геи36. (2) Разногласия имеются также и относительно их числа: одни говорят, что Муз было три, другие — девять. Возобладало число девять, нашедшее подтверждение у наиболее прославленных мужей,— я имею в виду Гомера, Гесиода и других, столь же выдающихся. Так, Гомер говорит:
Музы — все девять — сменяясь, голосом сладостным пели37,

 а Гесиод даже сообщает их имена:
 Девы Клио и Эвтерпа, и Талия, и Мельпомена,
 И Эрато с Терпсихорой, Полимния и Урания,
 И Каллиопа,— меж всеми она выдается38.

 (3) С каждой из них связывают особый вид имеющих отношение к музыке искусств, как то поэтику, песню, пляску и танец39, астрологию и прочие искусства. Большинство [мифографов] придерживается мнения, что девами они [стали] потому, что связанные с искусствами добродетели считаются непорочными. (4) Музами же они названы по той причине40, что посвящают (mueyn), т. е. обучают прекрасному, полезному и непонятному для необразованных. Каждая из Муз получила имя, якобы указывающее на соответствующее искусство: имя Клио происходит от того, что воспевание в поэзии дает восхваляемым великую славу (;;;;;); Эвтерпа — от наслаждения (;;;;;;;) слушателей, которые получают блага образования; Талия от процветания (Fallein) на многие годы прославляемых в поэтических произведениях; Мельпомена — от мелодии (melodia), радующей слушателей, Терпсихора — от наслаждения (;;;;;;;) зрителей являемыми в искусстве благами; Эрато — от умения обученных становиться желанными для страсти и любви (eperastous), Полигимния — от создания многими восхвалениями (pollas hymneseos) известности тем, чье имя обессмертила славой поэзия, Урания — от устремленности к небу (ouranon) тех, кто постиг ее искусство и чьи души своей славой и помыслами уносятся к высям небесным (ouranion), Каллиопа — от возглашения прекрасного слова (kallon), т. е. такого, которое силой своего красноречия (eupeya) вызывает восторг слушателей.
Каллио;па (др.-греч. ;;;;;;;; — «красноречивая») в древнегреческой мифологии — муза эпической поэзии[1], науки и философии. По этимологии Диодора, получила имя от возглашения прекрасного слова
Старшая дочь Зевса и Мнемосины. Мать Орфея и Лина от Аполлона (или от Эагра[3]). По одной из версий, мать Реса[4]. По версии, родила от Аполлона Гомера[5]. Иногда упоминается как мать корибантов.
По Гесиоду, выдаётся меж музами, шествует за царями[6]. Её упоминают Алкман[7], Стесихор[8]. К ней обращается Вергилий[9]. Дионисий Медный в элегиях называл поэзию «криком Каллиопы»[10].
Изображалась с восковыми табличками и стилосом (палочкой для письма). Почиталась в Локрах эпизефирских.

К ней обращается Вергилий в 7 Энеиде:
  О Каллиопа, к тебе и к твоим я сестрам взываю:
        Песнь помогите сложить о кровавых подвигах Турна,
        Молвите, кто из мужей кого к Ахеронту отправил,
 Свиток чудовищных битв разверните со мною, богини!



Вергилий об Эрато:
Ныне о древних веках, Эрато, дозволь мне поведать,
        О стародавних царях и о том, что в Лации было
        В дни, когда с войском приплыл к берегам Авзонийским пришелец,
 40   Также о том, отчего разгорелась распря впервые.
        Ты певца вдохнови, о богиня! Петь начинаю

Павсаний «Описание Эллады» (книга9) :
Говорят, первыми людьми, которые на Геликоне принесли жертвы Музам и нарекли эту гору священной горою Муз, были Эфиальт и От; они же основали и город Аскру. Кроме того, и поэт Гегесин по поводу этого же сказал в своей поэме "Атфиде":
С Аскрой снова почил Посейдон, земли потрясатель,
С круговоротом времен родила она сына Эокла;
Первый он основал с Алоея сынами совместно
Аскру, что под Геликоном лежит, богатым ключами.

Я сам не читал этой поэмы Гегесина, потому что она была уже потеряна раньше, чем я родился на свет.
 Дети Алоея считали, что Муз было числом всего три, и дали им следующие имена: Мелета (Опытность), Мнема (Память) и Аэда (Песня).
С течением времени, говорят, прибыл сюда, в Феспии, Пиер из Македонии, по имени которого в этой стране названа гора, установил число Муз в количестве девяти и дал им те имена, которые они носят и доныне. Сделать это Пиер решил или потому, что считал это целесообразнее, или в силу какого-либо прорицания, или получив насчет этого указания от кого-либо из фракийцев: в древности фракийское племя считалось во всех отношениях более даровитым, чем македоняне, и, конечно, относилось более ревностно и тщательно к религии. Но есть люди, которые говорят, что у самого Пиера было девять дочерей и что их имена были те же самые, как и у богинь, и те, которых эллины называли детьми Муз, были внуками Пиера.
Со своей стороны Мимнерм, написавший стихотворение в элегическом размере на битву жителей Смирны против Гигеса и лидийцев, в введении говорит, что старшие Музы были дочерьми Урана (Неба), все же остальные, младшие, были дочерьми Зевса.
3. На Геликоне, если идти к роще Муз, налево есть источник Аганиппы. Говорят, Аганиппа была дочерью Термесса, а этот Термесс — река, которая течет у Геликона. Если идти к этой роще прямо по дороге, то встретится изображение Эвфемы (Доброй славы), вырезанное в виде рельефа на камне; говорят, что эта Эвфема была кормилицей Муз. За таким ее изображением есть изображение и Лина на небольшой скале, где высечена пещера; здесь каждый год перед жертвоприношением Музам приносятся жертвы и ему как герою. Говорят, что этот Лин был сыном (музы) Урании (Небесной) и Амфимара, сына Посейдона, и заслужил великую славу за свою музыку, превзойдя в ней всех своих современников и всех тех, кто был раньше его, и что за это Аполлон убил его, так как он сравнялся с ним в пении. После смерти Лина печаль о нем разошлась повсюду и дошла даже до варварских стран; так, например, у египтян Лин перешел в песню, и эту песню египтяне на своем местном языке называют манерос. Что касается эллинских поэтов, то прежде всего Гомер знал, что у эллинов есть песня о страданиях Лина; так, он говорит, что на щите Ахилла среди других художественных сцен, которые там изобразил Гефест, есть также и мальчик кифаред, поющий песню о Лине:
В круге их отрок прелестный на звонко рокочущей лире
Сладко перстами бряцал, воспевая прекрасного Лина.

1. Прежде всего мы встречаем статуи всех Муз — творение Кефисодота; пройдя немного дальше, мы видим три статуи Муз того же Кефисодота и столько же других статуй Муз работы Стронгилиона, художника, который прекрасно изображал быков и лошадей. Статуи остальных трех Муз были изваяны Олимпиосфеном.

Гомер. Гимн Музам:
С Муз мою песню начну, с Аполлона и с Зевса-Кронида,
 Ибо от Муз и метателя стрел, Аполлона-владыки,
 Все на земле и певцы происходят, и лирники-мужи;
 Все же цари — от Кронида. Блажен человек, если Музы
5 Любят его: как приятен из уст его льющийся голос!
 Радуйтесь, дочери Зевса, и песню мою отличите!
 Ныне же, вас помянув, я к песне другой приступаю.

Прокл. Гимн музам:
Свет воспеваем, подъемлющий смертных горе;, воспеваем
 Девять дщерей великого Зевса прекрасноголосых!
 Души людей, кои жизнь, полонивши, ввергает в глубины,
 Могут они избавлять от скорбей, землеродным присущих,
 Силою чистого таинства ум пробуждающей книги
 Учат нас, как поскорей пролететь чрез глубокую Лету,
 След обретя, что к звезде соимённой ведёт — ведь когда-то
 Там они сбились с пути и упали на берег рождений
 В жажде безумной испробовать жребий вещественной жизни.
 Ныне, богини, молю — уймите порыв мой тревожный!
 Полными смысла рассказами мудрых меня опьяните!
 Да не сбивает с пути меня род человеков безбожный,
 С дивной, священной стези, сияющей, полной плодами!
 Музы, молю — из толпы многогрешного рода людского
 Вечно влеките к священному свету скиталицу душу!
 Пусть тяжелит её мед ваших сот, укрепляющий разум,
 Душу, чья слава в одном — в чарующем ум благоречье.

 (Перевод О. В. Смыки)