Школы и техногенные катастрофы

Леонид Аронов
По сообщениям министерства по чрезвычайным ситуациям многие катастрофы произошли по вине «человеческого фактора». Почему работники не соблюдают правила техники безопасности? Почему водители транспорта нарушают правила движения? В результате этих нарушений гибнут десятки тысяч людей. Экономика страны терпит колоссальные убытки. Со мной согласятся все: нарушители правил работы и движения по дорогам --- люди недисциплинированные. Естественно задать вопрос: где воспитываются люди? Вы скажите: в школе. Следовательно, надо внимательно посмотреть на ситуацию с дисциплиной в образовательных учреждениях. Нынче, то есть в начале третьего тысячелетия, в школах преобладают разговоры о демократии, о правах ребёнка, исследуются мнения обучающихся об учителях. Значительная часть учеников систематически не учит уроки, домашние сочинения и решения задач находят в Интернете. Всё это приводит к формированию у людей в сознании и в подсознании  чувство безответственности, по принципу: авось, сойдёт. Ученики не приучены к тому, чтобы к ним предъявлялись жёсткие принципиальные требования, а технический прогресс, изобилие машин, увеличение мощности агрегатов на производстве требует от людей чёткого выполнения определённых правил эксплуатации, нарушение которых приводит к гибели и катастрофам.

Учителя обязаны требовать от подопечных обязательного выполнения всех заданий и правил поведения, ни одно не выполненное задание не должно для ученика оставаться без взыскания. Вспомним порядок в школах до всеобуча: если ученик не выполнил домашнее задание, то его заставляли сделать это после уроков. Нынче школа перегружена различными мероприятиями, в том числе по методике преподавания. У педагогов  нет времени для дополнительных занятий со своими питомцами. Можно наблюдать в школе такую ситуацию: кто-то из учителей находится на курсах повышения квалификации, кто-то уехал на районную конференцию с группой учеников по какой-то проблеме, кто-то заболел, кто-то на конкурсе на лучшего учителя года. Директора вызвали на совещание. В результате вместо, предположим, шести уроков по расписанию было всего три. Учащихся отпустили по домам. Их родители находятся на работе, и дети предоставлены сами себе. У детей возникает подспудное понятие, что учёба --- это что-то необязательное. Обстановка в школах требует, чтобы кто-то обратился в Генеральную прокуратуру, чтобы её следователи изучили  проведение уроков по расписанию, бумажные потоки чрез школу.

 Например, раньше был единый Устав общеобразовательный школы для всей страны, а нынче каждая школа обязана написать свой собственный Устав. Практика убедительно доказала, что это --- бесполезная трата времени педколлектива. Надо защитить уроки от ретивых работников отделов образования, а педагогов от  оформления бесчисленных «бумаг». Урок должен стать главной целью функционирования учебного заведения. Преподаватели, словно школьники, вечерами и ночами готовятся к урокам, а значительная часть детворы не считают своим долгом заглянуть в учебники. Коротко --- к урокам обязаны готовиться все. Вы скажите: банальная истина. Согласен. Но тогда, почему она не претворяется в жизнь? Почему не формируется у людей с детства в сознании и в подсознании ощущение, что ни одно нарушение порядка  в жизни не обойдётся без взыскания? Почему не формируется привычка к учебной, производственной дисциплине? К дисциплине вождения транспорта? Указано, к примеру, в правилах дорожного движения, что при движении по населённым пунктам скорость не должна превышать шестьдесят километров в час, значит, надо ехать с такой скоростью.


Когда произошла трагическая авария на Чернобыльской АЭС, я написал письма в различные центральные газеты о том, что в результате воплощения в реальность всеобуча техногенные катастрофы следует ожидать.  Конечно, мои послания  никто не напечатал, и мне  на них не ответили. Я не знал людей, работающих в Чернобыле, но я знал ситуацию в системе образования, приводящую к пробелам в знаниях обучающихся, и, к сожалению, оказался прав. Судебное расследование  аварии доказало, что причиной трагедии на Чернобыльской АЭС является человеческий фактор. Возможно, специалисты-атомщики, ознакомившись с моими рассуждениями, улыбнутся или сочтут меня «кукушечным», так как разработаны системы безопасной работы АЭС, но десятки тысяч людей, ежегодно погибающих в результате  нарушения правил эксплуатации «прелестей» цивилизации и сотни тысяч раненных, заставят общество согласиться с учителями: формирование исполнительского стиля жизни человека следует начинать со школьной скамьи. В школах должна быть дисциплина, похожая на дисциплину в армии: ученики обязаны безоговорочно и добросовестно выполнять задания учителя.

Вы спросите: а как насчёт демократии? В пятнадцать лет я поступил в техникум,  в 1952 году, и нас сразу всех приняли в профсоюз. Есть веские основания, учеников, получивших паспорт, принимать в профсоюзную организацию «своего» учебного заведения. Пусть они на собрании  выступают с предложениями по улучшению работы учреждения и с критикой учителей. Это станет для подрастающего поколения серьёзной школой для вступления во взрослую жизнь. Но всякие разговоры об учителях вне собрания должны быть прекращены, как и в армии комментировать подчинённым  какие-то персональные качества командиров запрещено. Учащиеся обязаны осознать  персональную ответственность перед собой и государством за личные успехи в учёбе, за соблюдение правил по технике безопасности.
Предполагаю, что не все согласятся с моими рассуждениями. Однако, жизнь требует, чтобы срочно были приняты результативные меры по воспитанию исполнительной дисциплины у всех, без исключения, членов общества.


Эта статья о школах у меня третья, последняя. Для тех, кто ознакомился с ними, дарю старый анекдот.
Фидель Кастро, находясь с визитом в Советском Союзе, посетив школы, техникумы и институты, воскликнул: «Оказывается,  в мире  существуют три системы --- капиталистическая, социалистическая и система образования СССР!»