Очень хочется вновь отразить пару диких атак

Константин Семынин
     Надёжность! Именно это чувство испытываешь, находясь вместе с Игорем Косаревым. Надежность и безграничную веру в правоту того дела, которому он решил посвятить свою жизнь. Видя, как этот парень берёт в руки гитару, крепко стиснув её гриф, словно приклад автомата, осознаёшь, что это его нынешнее оружие. С ним Игорь выходит на сцену, пытаясь достучаться своими проникновенными песнями в наши сердца.

     Первое необходимое отступление. В 1991-м в челябинском еженедельнике "Комсомолец" моё внимание привлекли статья "Разведчик с гитарой" и небольшая подборка стихотворений автора-исполнителя Игоря Косарева. Читая пронзительные строки об "афганской" войне, о жизни и смерти настоящих мужиков, я не мог отделаться от ощущения, которое задолго до меня озвучил в одной из своих песен Владимир Высоцкий: "… кажется мне, это я не вернулся из  боя".

     В силе песен Игоря я убеждался не раз. Но больше всего меня потряс эпизод, который случился в 1993 году в городе Магнитогорске, куда Косарева пригласили на очередную годовщину вывода войск из Демократической республики Афганистан. Бесстрастный глазок видеокамеры запечатлел для потомков это уникальное выступление Игоря перед ветеранами "афганцами", матерями и жёнами тех, кому уже никогда не вернуться из пекла необъявленной войны. После исполнения песни "Сопровождение" в зале навзрыд заплакала женщина. Игорь не смог продолжить концерт и ушёл в глубь сцены. Когда же он спустя некоторое время снова встал к микрофону, в его глазах были слёзы, которые выдавали всю бурю чувств, что сам Игорь переживал в этот момент.

     Конечно, служба в Афганистане стала одним из самых значимых событий в жизни автора-исполнителя Игоря Косарева. Именно Афган разделил её огненной чертой на "до" и "после". Об этой границе он сочинил свои лучшие песни: "Тишина", "Не будите меня", "Первый снег оказался последним"…

     Второе необходимое отступление. Судьба оказалась благосклонной: с войны Игорь вернулся без единой царапины. Беда настигла уже здесь, в мирной жизни. Бывший десантник, разведчик, прошедший семь кругов ада "афганской" мясорубки, попал в страшную аварию, перевернувшись на грузовике. Целый год после автокатастрофы левая рука свисала безжизненной плетью. Грозила инвалидность. Но с этим Игорь смириться никак не мог: он самостоятельно разработал комплекс упражнений и каждый день, через боль, неимоверными усилиями начал возвращать руку к жизни. Пришлось заново с азов осваивать гитару. В этот период и пришло осознание того, что без музыки, без постоянной творческой работы жизнь просто не имеет смысла.

     В 89-м Игорь решился на коренные перемены в своей судьбе. Совмещать работу на производстве с артистической деятельностью становилось всё сложнее, и он полностью отдал себя песне. Да и время благоприятствовало: завершился вывод войск из Афганистана, воины-интернационалисты стали желанными гостями на радио и телевидении. Именно в эти годы "афганская" тема вошла в художественную литературу и кинематограф. По стране прокатилась волна конкурсов солдатской песни.

     Игорь решил гастролировать. Объехал вдоль и поперёк Урал,  Сибирь, выступал в Питере и Москве. Его красивый сильный голос, виртуозное владение гитарой, жёсткие и честные песни имели заслуженный успех, как в глубинке, так и у изысканной столичной публики. Не удивительно, что с тех конкурсов авторской песни, где Игорю довелось помериться силами с другими поющими поэтами, он возвращался неизменным победителем.

     Да, пожалуй, стихи – это главное в творчестве Игоря Косарева. К текстам своих песен он строг и беспощаден. И это не пустые слова. Им написано чуть больше сотни произведений. Много это или мало? "Конечно, мало!" – говорит Игорь. И делится своей сокровенной мечтой:
– Хотелось бы писать в день по песне… Ну,  пусть не каждый день, но хоть одну – в неделю!
В этом нет позёрства. У него много набросков, заготовок, но если в уже готовой песне что-то будет царапать слух, отвлекать, мешать целостному восприятию написанного, Игорь не станет выносить её на суд зрителей, а отложит до лучших времён.

     Третье необходимое отступление. При внешнем благополучии в жизни Игоря далеко не всё так просто, как кажется. В последние годы продолжать артистическую деятельность становится всё труднее и труднее. "Афганская"  мода прошла, и теперь организаторы конкурсов и фестивалей авторской песни как-то неохотно зовут к себе былых кумиров. Косареву об этом известно не понаслышке. Обидно, что  даже организаторы демократичного Ильменского фестиваля, в своё время, по предлогом "нэ трэба!" просто не допустили Игоря к участию в конкурсе, хотя в его богатом репертуаре есть всё, чем традиционно славится русская авторская песня, в том числе и задушевная лирика. Поубавилось и выездных концертов. Игорь, горько усмехнувшись, поделился своими мыслями: "Знаешь, самые бешеные деньги в своей жизни я зарабатывал, исполняя песни… в подземном переходе!".  Воистину – нет пророка в своём Отечестве!

     Хотя Игорь Косарев и называет себя волком-одиночкой, он никогда не забывает добавить, что очень многому из того, чего  добился в жизни, обязан своей "второй половинке" – жене Тане, с которой  познакомился ещё в далёкие школьные годы. Она провожала его в армию, заведомо зная, что её любимый уходит на самую настоящую войну. Что довелось ей пережить? Что передумалось за те два страшных года, когда, по словам  официальной пропаганды, наши солдаты из ограниченного контингента строили дома, сажали деревья и играли в футбол, а на самом деле "чёрные тюльпаны" везли из Афгана в Союз цинковые гробы?..

     Таня дождалась Игоря! Сыграли свадьбу. У этой красивой пары два сына, Александр и Владимир, и дочка Анечка. Старший из сыновей появился на свет 15 февраля.  Игорь  вспоминает, как был разочарован и несколько огорчён, что супруга "не дождалась" 23 числа и родила немного раньше. Но прошло всего несколько лет, и 15 февраля вошёл в историю как день вывода 40-й армии из пекла афганской бойни… Теперь в этот день у Игоря двойной праздник!

     Впереди у Игоря Косарева масса проектов и творческих планов. Несколько лет назад увидел свет второй авторский компакт-диск "Возвращение", с легендарным "афганским" репертуаром челябинского барда. На подходе новые песни, концерты и встречи со зрителями. И хочется пожелать удачи, творческих успехов и ещё большей надежности автору-исполнителю и просто отличному парню Игорю Косареву!


     Игорь Косарев

         Не будите меня…

     Не будите меня,
     Если снятся мне схватки в горах.
     Не будите меня,
     Если снятся мне мёртвые лица.
     Я уже не кричу,
     Я теперь нахожу в этих снах
     Тех, кто дорог мне стал
     И с кем мне пришлось распроститься.

     Не ругайте меня,
     Если вас я не слышу порой.
     Не ругайте меня,
     Если делать что-то не так.
     Это может быть странно –
     Бывает, не тянет домой.
     Очень хочется вновь
     Отразить пару диких атак.

     Не считайте больным,
     Если вдруг я неделю запью.
     Не считайте больным,
     Если буду неделю молчать.
     Вы не бойтесь,
     Я всё ж человека в себе не убью.
     Даже если придётся
     С собою всю жизнь воевать.

     Не держите меня,
     Если вдруг захочу я уйти.
     Не держите меня,
     Я вернусь, не смогу не вернуться.
     Очень хочется, братцы,
     Какое-то средство найти,
     Чтобы люди смогли
     В настоящих людей обернуться.

     Не спешите отдать
     Голоса свои "против" и "за".
     Не спешите судить
     Тех, кто, может быть, рубит сплеча.
     Посмотрите внимательно
     В эти мужские глаза.
     Там написано всё,
     Почему эти души кричат.


     Несколько слов об Игоре Косареве.

     Родился 15 июля 1962 года в городе Копейске Челябинской области. Место жительства – г. Челябинск.

     С 1981 по 1983 служил в воздушно-десантных войсках Витебской дивизии в 317 полку.

     Место службы – Афганистан.

     Начал писать песни в 1984 году. Принимал участие в фестивалях солдатской песни в городах Москва, Челябинск, Стерлитамак,  Уфа, Тюмень, Ростов-на-Дону, Тихвин.

     С 1989 года профессиональный автор-исполнитель.