Живёт такой доктор

Олег Татков
(Опубликовано в сокращённом виде в "Литературной России" - http://www.litrossia.ru/2012/30/07310.html)


Слухи в Москве распространяются быстро и о том, что в доме кино будет премьерный показ документального фильма  «Леонид Рошаль. Без лишних слов» режиссёра Акима Салбиева, на который придёт и пообщается со зрителями главный герой,  - народ узнал заранее.  Скажу сразу,  – из «киношников» на встречу пришли только друзья режиссёра и главного героя,  а вот врачей было много – Большой зал заполнили в основном они.



Вёл встречу Виктор Мережко, приехавший из Питера на один вечер,  исключительно по этому поводу.



Доктор Рошаль – человек мудрый и честный. Немного в нашей стране людей, завоевавших и, - главное, - сохраняющих такую планку всенародного уважения.  В его жизни, помимо многолетней хирургической практики,  было многое: и землетрясение в Спитаке, и «Норд-Ост», и Беслан…


Спасибо режиссёру Акиму Салбиеву за честное и хорошее кино и, - особенное спасибо, - за диск с фильмом «Леонид Рошаль. Без лишних слов»,  который он мне подарил.



И общения зала с Леонидом Михайловичем,  его монологов на экране и сложились эти заметки.



Записка из зала.  Зачем Вы «легли» под Путина?
Я никогда ни под кого «не ложился». Трудно меня заставить сделать, сказать и подписать то, во что я не верю. Я никогда не говорю не откровенно.

Из киномонолога.  О наградах.
Из всех медалей для меня очень важно несколько. Это маленький значок «Своя колея» (премия им. В.С.  Высоцкого – Авт.) и маленькая медаль от детей Беслана.  Для меня очень дорога эта медаль.




Записка из зала.  Когда Вы  оперировали в последний раз? 
Оперировал я совсем недавно. Я действующий хирург, но сейчас моя основная задача – научить мой коллектив, чтобы он без меня работал как со мной. У меня хорошие помощники и я рядом всегда.

Из киномонолога.
Институт (НИИ неотложной детской хирургии и травматологии – Авт.)  – очень квалифицированные сотрудники с богатым опытом работы и постепенно создаётся коллектив…  Коллектив, который занимается конкретным направлением – оказанием неотложной хирургической помощи, травматологической помощи, нейрохирургической помощи.  Мы это сделали для того, чтобы показать какие больницы в России надо строить и что денег на них жалеть не нужно. Ежегодно с повреждением головы поступает 2, 5 тысячи детей только к нам.

Из киномонолога.
Если почитать газетки… у нас такая дерьмовая молодёжь, - (…) скинхеды, фашисты, пьяницы, забулдыги и вообще и в медицине никто не хочет работать…  Посмотрите, - сколько молодёжи у меня. Молодежь у нас неплохая  (…) и есть ребята с нестандартным мышлением. И это очень здорово. Я только поддерживаю и развиваю это. Когда не думают по команде,  а (…)  самостоятельно мыслят.





Записка из зала.  У Вас есть недостатки?
У меня масса недостатков.  Книги не люблю, - в кино  хожу редко…




Записка из зала.  Что Вы скажете о новом министре здравоохранения?
Наконец-то.  Мы долгие годы бились за разделение, - за министерство здравоохранения,  поскольку существовавший до этого «монстр» был практически неуправляем. Назначение врача министром здравоохранения – это разумно, поскольку до этого врач  министром здравоохранения был только единожды. Скворцову Веронику Игоревну я знаю давно, – она профессионал высокого класса. Одна тема диссертации «Инсульт мозга» многого стоит. Если ей не будут мешать – Вы это ощутите сами.  Со Скворцовой можно говорить по делу.





Записка из зала.  Что Вы скажете о бывшем  министре?
Нет силы, которая могла бы остановить Голикову. Надо Правительство освободить от советов.   Считается, что народ ничего не понимает, а я считаю, что с ним надо советоваться, слушать и выполнять требования. Слова «нерентабельно» в Здравоохранении не должно быть. Надо – «как удобно человеку».

Из киномонолога.
У нас финансируется здравоохранение, - если сравнить с другими странами, - по самой низкой планке. 3.7% ВВП. Это в два раза меньше того, что нужно здравоохранению.  Когда я спросил немцев – если бы у вас на здравоохранение было 3,7 % что бы  стало с вашим здравоохранением? Они сказали, - оно бы умерло.  А мы боремся. И когда в этих условиях начинают говорить, что на здравоохранение много денег отпускается – я не просто не понимаю этих людей, я просто считаю, что они враги. Враги народа.





Записка из зала.  Почему Ваш сын живёт в Америке?
Я горжусь сыном.  Он бизнесмен в Лос-Анджелесе.  Скоро будет дедом, ну а я прадедом.





Из киномонолога.  О религии.
Я считаю, что религии сегодня разделяют народы.  Религии должны объединять. Поэтому я критично отношусь к религиям, (…) в плане того, что они делают. Они много говорят и мало делают для того, чтобы народы были едины. Ведь Бог то един, – и у мусульман, и у иудеев, и у христиан.





Записка из зала.  Чем закончится коммерциализация медицины в России?
 Революцией….   (аплодисменты в зале – Авт.).
Платные мед центры это безумие. Если в городской поликлинике нормальные доктора – это лучше, чем платные мед. центры.
Друг звонит без конца. Закололо, – звонит, кашель, – звонит. Я ему, – сходи в поликлинику – у тебя же участковый врач есть.  Он мне,   – хожу 10 лет – выписывают одно и тоже…





Записка из зала.  Можно ли доверять частной клинике?
Если хорошие врачи – да. 

Виктор Мережко: «А вот я сбежал из такой клиники»…

Леонид Рошаль:  «Молодец – сумел ещё сбежать»…





Записка из зала.  Что Вы могли бы сказать о Иосифе Кобзоне?
Он герой, - борется, и я ему желаю здоровья.





Записка из зала. Хороший врач,  – каким он должен быть?
Хороший доктор и в хлеву вылечит,  а плохому и КТ (компьютерный томограф – Авт.) не поможет.
В «Твиттере»  меня процитировали и я тут же получил вопрос.   Вы что, - хотите, чтобы нас в хлеву лечили?  Нет, – я хочу,  чтобы качество подготовки наших докторов было высоким.  Наши доктора – «загнанные лошади», а на учёбу нужны деньги, которых у них нет.
Липецкая область, глубинка,  – врач общей практики. Чистенький накрахмаленный халат, накрахмаленные колпаки (у себя в клинике не могу добиться…). У сестры компьютер, доктор сидит перед экраном,  - на экране коллега, который за 100 км «он-лайн» консультирует.  Тут же решается вопрос о необходимости урологического обследования,  – делается опять же, - в «он-лайне»  запись на приём, -  и нет никаких очередей в областном центре.
И вот этот доктор мне и говорит, – мне очень надо поехать на учёбу. Восемь тысяч рублей надо заплатить, а это моя месячная зарплата. И надо ещё на что-то  жить. Можно ли устроить обучение дистанционно?  Вот мы и начинаем эту работу.

Из киномонолога.
Я лично очень люблю учиться...





Записка из зала.  Какие,  по-вашему,  основные проблемы нашего здравоохранения?
ФАПы (фельшерско-акушерские пункты – Авт.) закрыли – это преступление.
У нас страшное дело с наркоманией. Трафики всё никак перекрыть не можем – там ведь деньги колоссальные. Я сторонник абсолютно  всех путей борьбы с наркоманией.  –
Страховые кампании – паразиты в здравоохранении.
Врачу несут – это милостыня. Врачи у нас нищие.  Врачам надо бы почаще улыбаться, но  они - «загнаны как лошади», работая на нескольких ставках, чтобы выжить….
Мы должны сохранить советскую систему узких специалистов. Не может врач общей практики заменить узкого специалиста.

Из киномонолога.
Сама структура здравоохранения,  построенная в советское время (…)  очень мощной оказалась. Мы за нищие деньги пытаемся ещё лечить и что-то делать.






Записка из зала.  Ваше отношение  к  независимой медицинской экспертизе?
Кто платит деньги, тот и даёт ответ.






Записка из зала.  Что больше всего мешает работать?
Бумажная волокита.  Врачу некогда работать – в среднем 12 минут на осмотр пациента.






Записка из зала. Какая у Вас зарплата?
Я директор института. По зарплате я на 11-м месте. Есть коллективный договор – там всё прописано.




Послесловие.
Доктору Леониду Михайловичу Рошалю веришь.  И как коллеге и как мудрому человеку...  Здоровья ему и счастья!  И с наступающим днём медика!!!