Таежные воспоминания

Владимир Бахмутов
   «Таперича, когда этого надоедалу сплавили, откроем дамский магазин», - отчего-то на всю жизнь запомнилась мне фраза Булгакова.

  Впервые с «Мастером и Маргаритой» я познакомился в обыкновенной брезентовой палатке, на берегу Ангары, в 1966 году. Пропитый мужичок в очках с толстыми линзами, как потом выяснилось бывший артист МХАТ, уже который вечер, при тусклом огне стеариновой свечи, вслух читал запрещённый в те времена роман.
  Так случилось, что после средней школы попал я в экспедицию на изыскания Богучанской ГЭС на Ангаре. Самое интересное - родители не опасались, что в экспедиции я могу сгинуть и в прямом и в переносном смысле этого слова. Спасибо им за  то, что верили в меня – эта вера, вернее уверенность в себе закалила меня на многие годы. А попал я в такие условия, что если бы видела моя мама, она тут же забрала бы меня домой и уж больше никуда не отпускала.

  Тайга, медведи, пожары, переправы через горные реки, палатки - это мама могла предположить и допустить, а, учитывая, что я вырос как раз в таёжном посёлке, её это особенно не пугало, она верила, что с подобными трудностями я справлюсь. А вот о чём она не знала и не могла знать, так это о десяти тысячах московских тунеядцах, принудительно выселенных из столицы на таёжные просторы Красноярского края. Вот уж народец! Кого только там не было. Таксисты, спортсмены, артисты, жулики, несостоявшиеся ученые и инженеры. Публика в большинстве своем пьющая и не приспособленная к таежным условиям жизни. Местное население в деревнях от них дистанцировалось и дальше колхозных конюховок и бань не пускало. У нас же в экспедиции рабочих рук постоянно не хватало, поэтому не гнушались тем, что «Бог послал».

  Тут мне есть даже чем погордиться.  Дали мне бригаду из этого «московского сброда» и «выкинули» в маленькую деревушку на берегу Ангары. На прощание начальник предупредил: «Если будут пить, отправляй на базу экспедиции». Торопить тунеядцев я не стал, спокойно перенёс их пьянку в несколько дней, а потом заставил работать. Хоть и были там все старше меня, но они меня зауважали за то, наверное, что не «настучал» начальнику про их недостойное поведение, не отправил на базу. Работали как шёлковые.
По молодости лет всё было интересно а, главное, я никого и ничего в то время не боялся.
 
  Так вот состоялось моё знакомство с «Мастером и Маргаритой», так  жизнь моя начиналась.