Село Александрия Благодарненского района. 1868 г

Владимир Пузиков
Село Александрия Благодарненского района Ставропольского края имеет давнюю историю.

Основано оно в 1790 году выходцами из одноименного села Александрии (с 1831 года станица Александрийская), что в 12 верстах на север-запад от города Георгиевска. Первоначально поселенцы образовали хутор в 30 дворов.

Село Александрия мне дорого, так как оно является родиной моих прадеда, деда и отца. Прадед – Пузиков Петр Игнатович, 1854 года рождения, и его жена Мария Ивановна проживали в этом селе, вели крестьянское хозяйство, имели свой хутор, воспитали шестерых детей. Похоронены Петр и Мария на центральном кладбище села.

Мой дед – Пузиков Иван Петрович (1893 – 1981 гг.) г. окончил в церковно-приходской школе 3 класса, женился, в 20-х годах перебрался с семьей в хутор Копани.

Отец – Пузиков Илья Иванович (1924 – 2004 гг.) в селе Александрии родился, окончил 5 классов. Я же родился в 1949 году уже в хуторе Копани, где проживало многочисленное семейство Пузиковых, но крестили меня в возрасте 9-ти месяцев в Александрии, в храме святого Дмитрия Солунского и Алексия, человека Божия.

***

Первое описание села Александрии, обрядов и обычаев его жителей относится к 1868 году, когда в книге «Сборник статистических сведений о Ставропольской губернии (Выпуск 1)», опубликован очерк священника Григория Нигреева «Село Александровка».

Священник отец Г. Нигреев сообщал, что «…село Александровка (Александрия) расположено в низменности, по обеим сторонам реки Буйволы. С востока, юга и запада тянется гористый кряж, составляющий ветвь гор, идущих от местности реки Калауса.

По преданиям старожилов местность, на коей основалось село, в прежнее время обитаемо было кавказскими горцами, которые, занимаясь скотоводством, имели здесь у себя много буйволов, потому и речка, служившая для них водоемом, получила оттого у русских поселенцев название Буйволы.

Урочищ к северу от селения в степях трухмянских много, но все они имеют названия татарские и населены трухмянами, почему для объяснения названий их трудно отыскать какие либо сведения в преданиях этого народа.

Церковь в селении одна, деревянная, во имя великомученика Дмитрия Муроточца. Из акта, при церкви имеющегося, видно, что церковь построена в 1841 году тщанием прихожан, а по преданию известно, что прежде церкви существовала здесь часовня.

Первоначальные жители Александровки были почти все молокане, но они выселены впоследствии по распоряжению правительства в за Кавказский край.

Жители села Александровки говорят по большей части наречием великорусским, но сохраняется еще и малороссийский говор.
Достойно замечания то, что у велико-россиян здешних буква «а» в разговоре почти всегда заменяется при произношении имен собственных буквою «я», например Ванька – Ванькя, Танька – Танькя, вместо слова «еще» говорят «ишо»…

***

Александрийский священник Григорий Нигреев подробно описал быт крестьян, как они одевались, что употребляли в пищу:
«…Мужской пол в будничные дни обыкновенно носит овчинную шубу, суконный зипун, овчинную шапку, холщевые рубахи, а из обуви поршни из сыромятной кожи.

Женщины употребляют для одежды также овечью шубу и холщевые, а иногда и ситцевые рубашки, юбки, поршни, сапоги, а иногда и башмаки.

В праздники мужчины одеваются в суконные поддевки-бекешки,  носят на голове картузы; женщины – нанковые халаты и сарафаны.
На девушках в недавнее время стали появляться городские кофты и пальто; в косы обыкновенно вплетают множество разноцветных лент.

Жители употребляют в пищу в зимнее и осеннее время хлеб пшеничный, щи с капустой и с бараньей или говяжьей солониной, кашу с молоком или с бараньим жиром, сметану. Вареная курица или петух составляют лакомые кушанья.

В весеннее и летнее время вся пища крестьянина состоит из квасу, галушек из теста, сваренных в воде, арбузов, дынь, огурцов и луку. Капуста и картофель на зимнее время привозятся из ближайших городов».

***

В округе села Александрии леса произрастало мало, потому «…жилища поселян, за исключением немногих деревянных домов, равно заборов около дворов, все почти слеплены из обломков дикого камня с примесью глины, или же построены из сырцового кирпича.

Амбары же, где хранится хлеб, исключительно строятся деревянные, кровли домов и разных служб соломенные.
 
В окрестностях села произрастает рощами вербовый и тополевый лес, который крестьяне употребляют на разные домашние поделки. Для топлива же обыкновенно приготавливают кизяк, или употребляют солому и степной бурьян.

Всех крестьянских жилищ считается в селе Александровке 519.

На берегу реки Буйволы у крестьян, обыкновенно в конце гумна, находится много бань, но они курные и построены из сырцового кирпича, и потому вообще чрезвычайно грязны. Сложенная вместо печи большая куча камней нагревается соломой».

***

В 1866 году население села Александрии состояло из казенных крестьян. Численность населения достигла 3800 душ обоего пола.

Жители занимались преимущественно хлебопашеством, скотоводством и овцеводством, разводили огороды и виноградники.
 
Из очерка Г. Нигреева:
«…Из хлебов в достаточном количестве сеют озимую пшеницу, рожь, овес, ячмень, лен, коноплю, просо и в малом количестве горох, чечевицу и фасоль. Чумачеством и извозами не занимаются.

Обрабатывают поля преимущественно рогатым скотом, волами. У жителей села Александровки находится крупного рогатого скота примерно до 20000 голов, овец более 45000. Лошадей крестьяне держат по две и по три каждый домохозяин. Рогатый скот мало употребляется в пищу самими жителями, а более распродается на ярмарках.

Весь скот содержится круглый год под открытым небом, летом на пастбищах; зимой на так называемых кочевьях, где от вьюг и непогод, а частью и от недостатка присмотра и ухода, гибнет много овец».

***

В селе на низком уровне было медицинское обслуживание населения:
«…В случаях болезни жители прибегают к помощи знахарей, а по большей части обращаются к повивальным бабкам, которые лечат разными нашептываниями.

Фельдшер на всю волость, состоящую из 10 селений, один. Ему и вообще медикам народ мало доверяет в болезнях и мало к ним обращается как потому, что без особенной платы фельдшер никогда не явится к больному, так и потому, что он обращается за справкою о больных только в сельскую управу, которая не может знать, кто болен и кто здоров.

Во время лета, от излишнего употребления жителями овощей, и от стоячей загнивающей в речке воды, из которой народ пьет воду, постоянными болезнями бывают лихорадки и тифозные горячки, из коих последняя известна у жителей под именем младенческой болезни или порчи».

***

Население села Александрии малограмотно: «…Сельских жителей вполне грамотных, т. е. умеющих порядочно читать и писать, нет, а есть малограмотные, число коих также не велико и не более 15, а женщин крестьянок, умеющих только читать, не более 5».

Да и условий для обучения жителей села, даже детей, не было.

Лишь в единственном казенном мужском приходском училище, в котором учителем состоял священник Григорий Нигреев, в год можно было обучать до 50 мальчиков.

Священник обучал детей чтению, письму, первым 4-м действиям арифметики, счетоводству и Закону Божию.

ИСТОЧНИКИ:
1. Забелин В.М. Лента истории Благодарненского района (вторая половина XIX – начало XX веков). Ставрополь: АГРУС, 2012.
2. Нигреев Г. Село Александровка. Сборник статистических сведений о Ставропольской губернии. Выпуск 1. Ставрополь, 1868.

8 июня 2012 г.                г. Благодарный