Паломницество

Станислав Витюков
.                ПАЛОМНИЦЕСТВО               

Паломничество к святым местам начались со 4-го столетия. Святыми местами земли люди называют те, где были какие-то яркие события в истории их вероисповедания, или места, где находятся какие-то особые для них святыни. Такое практиковалось у язычников, и от них взяли себе, в пример, и христиане. Так рассуждала и самарянка; которая считала, что поклоняться Богу нужно в определённом месте. «Отцы наши поклонялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме» Ин.4:20. И Христос ей объяснил, что место не играет никакой роли в поклонении Богу. Для поклонения Богу нужно сердце и дух человека: «Иисус говорит ей: поверь Мне, наступает время, когда и не на горе этой, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу; вы не знаете, чему кланяетесь;.. но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таковых поклонников отец ищет Себе: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться Ему в духе и истине» Ин.4:20-24. Спаситель учит, что с Его пришествием «настало время» новой заповеди для поклонения Богу. «Истинные поклонники» - это те, которые сознают, что Божия истина содержится в Евангелии (но не в Приданиях), об Иисусе Христе и что Он является единственным Путём к Отцу Небесному. В том же смысле сказано о поклонении в «истине». Поклоняться в «духе» здесь употреблено в противопоставлении поклонению плотскому, т.е. сопряжённому с разного рода внешними условиями: как выбор места для богослужения, порядок, форма и т.д. Наступает время, когда люди будут поклоняться Богу на всяком месте, побуждаемые к тому Святым Духом. «Ибо таковых (истинных) поклонников Отец ищет Себе»; Бог хочет, чтобы люди жили в истине, а не опутанные ложью, и истиной руководились, поклонялись Творцу. А то ведь поклоняются чему-то или кому-то, или где-то; ведь, по причине своей греховности, слишком многие слепы духовно, и объектом своего поклонения делают место, вещи, идеи, людей, в которых нет ни смысла, ни пользы: «Они заменили  истину Божию ложью, и поклонялись и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь» (Рим.1:25). Поскольку Бог есть Творец, Он является объектом вечной хвалы и постоянного прославления («благословен во веки») - в отличие от сотворённых Им существ, которые прославления не заслуживают. «Бог есть дух», т.е. по природе Своей Он невидим и в своём пребывании не связан с каким-либо определённым местом. Богу угодно лишь такое поклонение Ему, которое совершается в Иисусе Христе в Духе и Истине, через Иисуса Христа –  явившего людям невидимого Отца; и под действием Святого Духа, открывающего верующим новую реальность – Царство Божие. «И сказал сидящий на престоле: вот творю всё новое..» Отк.21:5. Исполненный драматизма поворот к новой системе всего сущего выражен в словах: «Се, творю всё новое». Слова эти, которые «истины и верны», Иоанн получает распоряжение записать. Совершающий это изменение во вселенной – Христос, Который говорит о Себе: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» Отк.1:8. Смысл этих слов в том, что Бог есть первопричина, а, значит, начало всего сущего, и вместе с тем – конец, конечная цель бытия («альфа» - есть первая буква в греч. алфавите). Всё сотворённое Им должно стремиться к Нему и с Его помощью – к совершенству. И Отк.21:6 «Жаждущему дам даром от источника воды живой», - обещает Он. Очевидно, что не физическая жажда подразумевается тот, но жажда духовных благословений. 
Ведь в Евангелии написано, что дети Божии могут общаться с Богом «на сяком месте»; читаем: «Церкви Божией, находящейся в Коринфе, освящённым во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас» 1Кор.1:2.«Но благодарение Богу, Который всегда даёт нам  торжествовать во Христе и благоухание познания о Себе распространяет нами во всяком месте» 2Кор.2:14. «Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая  чистые руки без гнева и сомнения»1Тим.2:8. Бог–Вездесущ.       И Сам Иисус Христос обещал ученикам пребывать с ними, не указывая определённого места, «Ибо, где двое, или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» Мф.18:20. Этим Господь специально даёт нам понять, что бы в нас и мысли не было: что где- то, на каком – то определённом месте Господь ближе на земле к людям. И Ап. Павел говорит: «Бог, сотворивший мир и всё, что в нём, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворных храмах живёт и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чём-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё; от одной крови Он произвёл весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределённые времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живём, движемся и существуем» Дея.17:24-28. Давая откровение о Себе в Творении и в истории человечества, Бог ставит перед людьми важнейшую для них цель – искать Его. Потому что Он, хотя и является высшей Силой, управляющей вселенной, доступен каждому человеку «и не далеко гот каждого из нас».                И ещё Господь дал такое обещание: «Иисус сказал им в ответ: кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём, и обитель у него сотворим» Ин.14:23. Итак, не человек должен идти куда-то и искать Господа, а Господь приходит к тому человеку, который любит Господа и исполняет Его слово.                И ещё прочтём, что человек есть храм Святого Духа: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас?» 1Кор.3:16. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, которого вы имеете от Бога, и вы не свои?»1Кор.6:19. «Верою вселиться Христу, а сердца ваши, «Еф.3:17. Христос по вере их может вселиться в сердце их и «обрести в нём дом», иначе говоря, глубоко укорениться в их жизни. Верующие должны позволить Христу стать определяющим фактором в их повседневном поведении, в подходе к вещам и во взаимоотношениях с другими людьми.              Поэтому подумаем, будет ли правильным человеку, составляющему «храм Божии» из себя и, будучи «храмом Святого Духа», идти куда-то искать Бога для поклонения Ему?          Как будто для Него одно место ближе, а другое – дальше. Ведь, кто не может найти Бога рядом, тот не найдёт Его нигде, даже над звёздами. Поэтому, всякие паломничества с целью искать Бога где-то для поклонения Ему, есть абсурдными. Нужно поступать так, как пишет пророк Софония в 2:11 «и Ему (Богу) будут поклоняться, каждый со своего места,.» Ведь догма паломничества ограничивает Бога в одном месте.                Но в этом есть ещё одно согрешение  -  рождающее корыстолюбие. Хозяева таких «святых мест» прикладывают все усилия, чтобы паломники, прибывши туда, не только имели возможность переживать общение со святынями, но и чтобы оставили там остаток своих денег, которые остались после расходов на путешествие. Это – торговля святынями, и разве это не является лукавством?   
Люди идут, едут не раз, за сотни километров, а то и за тысячи, тратят время, деньги и здоровья, и всё напрасно – то разве это не зло? Подумаем над этим, дорогой читатель.                .                С глубоким уважением Станислав Витюков.