О вреде новаторских методик

Елена Гвозденко
В процессе написания книги о раннем развитии ребенка столкнулась с огромным количеством новаторских методик. Неприятно удивил тот факт, что многие из них, на мой взгляд, не просто малоэффективны, но и опасны. Множество предложений обучить вашего ребенка за короткое время счету до 100 и даже до 1000, чтению, письму… Знакомство с этими методиками показало, что они направлены вовсе не развитие малыша, не на формирование у него знаний, а именно на результат. Этакий синдром ЕГЭ, только для самых маленьких. Наше образование не случайно называли одним из лучших в мире. В его основе всегда лежала системность! Современные методики очень часто мне напоминают произвольное забивание головы ребенка набором информации. О каком развитии мыслительных процессов, как было заявлено в презентации к одной из методик, может идти речь, если родителям предлагают с помощью нехитрых дидактических материалов за несколько дней вызубрить с малышом счет до 100 без предварительной подготовки?  Хочется предостеречь родителей от увлечений подобным новаторством. Конечно, приятно, когда ваш малыш в присутствии знакомых может легко продемонстрировать, скажем, счет до 1000, но помните, механическое запоминание безрезультативно. Скорее всего, ребенок, обученный по такой "системе" столкнется с серьезными трудностями в школе. 

Подбирая образовательную программу для своего ребенка, необходимо знать:

Первичны всегда знания, то есть сначала мы должны познакомить с какой-либо информацией, «встроить» ее в понимание вашего ребенка, логически подвести к осознанию. Второй этап – умения, то есть способность эти знания применить на практике, и самый последний этап – навык, т.е. умения, доведенные до автоматизма. Только в такой последовательности! Информация без  осознания малоэффективна, ее трудно применить на практике.  В раннем обучении математике, очень важен не порядковый счет, а представления ребенка о числе, его месте, составу. Именно это - основа дальнейших вычислений. Все важнейшие отработки навыков происходят до первого десятка. В нашей десятичной системе удобнее объяснить, что 5-2=3, потому что 5 это 2 и 3. Попробуйте разобрать состав всех чисел до 100.  Подобная  картина и с обучением чтению. Нельзя «перескочить» на слоги, минуя буквы.  Ребенок должен понимать смысл звукового слияния, иметь элементарные представления о фонетических составляющих.

Это вовсе не означает, что надо остерегаться каких-либо знаний, не вписывающихся в рамки общей подготовки. Я в свое время легко объяснила своей 5-летней дочери смысл отрицательных чисел и дробей.  http://www.proza.ru/2011/12/25/356 Но этому предшествовала определенная подготовка, и объясняла я, действительно, смысл! Мне хочется призвать родителей к критичности. Прежде чем начать заниматься по новаторской методике, познакомьтесь с ней. Обратите внимание на системный подход. Не поддавайтесь на громкие рекламные заявления. Помните, в первую очередь необходимо заботиться о гармоничном развитии ребенка, а не о запоминании им многочисленной информации.