А я, повеса вечно праздный... часть3-я

Людмила Криворуцкая
  Интересно заметить, что элементы проявления характера Пушкина определяются по почерку и его рисункам. Почерк показывает все достоинства и физические недостатки, характерные особенности данной личности.  Влияние длины руки на почерк выражается тем, что почерк высокого человека отличается от почерка малорослого. Этим занимается наука графология.
    Но вернёмся к Пушкину.  Образность представлений, творческая фантазия присуща людям художественного склада и это, к примеру, выражается в фигурности рисунков Пушкина.  Пушкинская скоропись художественна в том же смысле, в каком художественны его рисунки. Здесь дан пример Абрама Эфроса"Рисунки Пушкина". Рисунки обуславливаются его почерком. К примеру:" Монастырь  на Казбеке" к стихотворению дан рисунок.
         Высоко над семьею гор,
         Казбек, твой царственный шатёр
         Сияет вечными лучами.
         Твой монастырь за облаками,
         Как в небе реющий ковчег,
         Парит, чуть видный, над горами.

         Далёкий вожделенный брег!
         Туда б, сказав прости ущелью,
         Подняться к вольной вышине!
         Туда б, в заоблачную келью,
         В соседство Бога скрыться мне!...
    Автографы Пушкина зрительно вызывают чисто эстетическую реакцию. Это совсем другое, чем красивый почерк. Им обладали многие писатели и поэты, как Лермонтов, Тургенев, Блок. 
    Автографы Пушкина художественны, как художественны  вязи арабских, персидских слов. Почерк Пушкина по-восточному стремителен и целен. Языки росчерков - источник рождения пушкинского рисунка. Этот мост между графикой его слова  и графикой его образа. Росчерки, хвосты, концы заканчиваются арабеском. Арабеск завивается птицей. К примеру: конец стихотворения "Но те, которым в дружной встрече..." птицы пронизываются очерками женских ножек (см. стихотворение"Когда б не смутное влеченье..." )
         Когда б не смутное влеченье
         Чего-то жаждущей души,
         Я здесь остался б - наслажденье
         Вкушать в неведомой тиши:

         Забыл бы всех желаний трепет,
         Мечтою б целый мир назвал -
        И всё бы слушал этот лепет,
         Всё б эти ножки целовал...
  У Пушкина такова заглавная надпись:" Стихотворения Александра Пушкина 1817." Почерк определяется настроением момента. Временами у него спокойное письмо, ровные строки, равномерные нажимы. Временами почерк его - это сплошной взрыв эмоций: резкие, сильные, густые и мазанные нажимы конечных штрихов букв. Стихотворение("Я возмужал среди печальных бурь...")
         Я возмужал среди печальных бурь,
         И дней моих поток, так долго мутный,
         Теперь утих дремотою минутной
         И отразил небесную лазурь.

         Надолго ли?... а кажется, прошли
         Дни мрачных бурь, дни горьких искушений...
    В этих сильных, густых нажимах сказался весь его темперамент, склонность к сильным вспышкам гнева, даже моментами жестокости и позже известной озлобленности.
   Это было 10 мая 1834года. Пушкин записал в своём дневнике о камер-юнкерстве ("...но я могу быть поданным, даже рабом, но холопом и шутом не буду и у царя небесного. Опала легче презрения".
   Гласные буквы по преимуществу открыты и мимческие жесты автора, что должно указывать на откровенность и доверчивость натуры. Щедрость, с которою Пушкин оставляет громадные поля, широкие интервалы между словами, несомненно указывают на его непрактичность, отношение к деньгам и склонность к широкому размаху в личной жизни. "Деньги, деньги нужны их дозарезу!" - восклицал поэт. В 1836 году он испытывал большие денежные затруднения. Все жалованье шло на уплату долга казне. Пушкин получал годовое жалованье 5000 руб, а за 4 года женитьбы он сделал долгов на 138 тысяч рублей.По тем временам это была баснословная сумма. Многие из оставленных Пушкиным автографов заполнены рисунками,  разбросанными на полях, между строк, даже поверх текста. что лишний раз убеждает в образности и конкретности его мышления.  В последних письмах заметно озлобление, расстройство душевного равновесия. Его современники упрекали за двойственность. Один из современников вспоминал:" Пушкин составлял какое-то загадочное двуличное существо. Он кидался в знать - и хотел быть популярным; являлся в салоны, и держал себя грязно, искал расположения к себе людей влиятельных и высшего круга - и не имел ничего грациозного в манерах и вёл себя надменно. Он был и консерватор и революционер".
   Как вспоминает его старый приятель Данзас :" Сухое и почти презрительное обращение в последнее время Пушкина с бароном Геккерном, которого Пушкин не любил и не уважал, не могло не озлобить против него такого человека, каков был Геккерн. Он сделался отьявленным врагом Пушкина и, скрывая это, начал вредить тайно поэту". (Данзас"Последние дни жизни и кончина Александра Сергеевича Пушкина").  В переживаниях в силу нездорового самолюбия, отчасти ревности, вырабатывается замкнутость, мнительность, подозрительность. Всё это видно путём нажима пера в силу нервозности, срывов в рисунке линий строк.
   Пушкин 26 января 1837 года отправил голландскому посланнику барону Геккерну резкое письмо, после которого дуэль уже не могла не состояться. Геккерн постоянно раздражал поэта, и он не принял письма. Этот ответ взорвал Пушкина, и он бросил письмо в лицо Геккерну со словами:"Tu la recevra, gredin".("Ты возьмёшь его, негодяй"(франц.)
   Можно сделать вывод, что у Пушкина страстная, неуровновешенная, но в основе здоровая натура, лишь затравленная окружающими условиями жизни и людьми, не способная выносить насилия над личностью, но и не имеющая сил порвать со всем. Под покровом своего постоянного цинизма поэт старался скрыть переживания, тоску и грустные мысли.В этом стихотвореннии" Пора, мой друг, пора!...) он выразил своё настроение и взгляды на жизнь.

          Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит -
          Летят за днями дни, и каждый час уносит
          Частичку бытия, а мы с тобой вдвоём
          Предполагаем жить...И глядь - как раз - умрём.
          На свете счастья нет, но есть покой и воля.
          Давно завидная мечтается мне доля -
          Давно,усталый раб, замыслил я побег
          В обитель дальнюю трудов и чистых нег.                1989г