Отзыв на фильм Прометей Ридли Скотта

Михаил Берсенев
Неужели мы — люди — настолько омерзительны, что даже наши создатели желают нашего же уничтожения? Наверное, это — перебор. Ведь человечество создало величайшие произведения искусства, литературы, музыки. Но при всем при том были и Гитлер, и Иван Грозный. В Африке в древние времена тысячи младенцев сжигали заживо в печах. Ядерные взрывы в Хиросиме и Нагасаки расплавляли людей и животных в прах мгновенно. Очевидно, нас –людское племя - есть за что ненавидеть.

Новое творение режиссера Ридли Скотта «Прометей» лично у меня оставило на душе тяжкое впечатление. Мне кажется, что автор саги о «Чужих» не спроста бьет иногда в своем творчестве в одну точку, а именно задается вопросами «Кто мы? Откуда мы? Зачем мы?»

Фильм «Чужой» этого же режиссера и последующие части саги об ужасных инопланетных тварях стали жемчужиной фантастического кино. Помню, еще в школе, я сидел в тесном зале какого-то подвала в Пролетарском районе тогдашней Москвы и глядел в полуподпольном видеосалоне фильм. «Рубчик» стоил тогда билет. «Рубчик» — советский еще желтый рубль. Качество записи на видеокассете оставляло желать много лучшего, но десятки удивленных, пораженных глаз, как школьников, так и взрослых, вглядывались в небольшой экран со всем напряжением. Показывали «Чужой» Ридли Скотта.

Более чем через двадцать лет, в 2012-м, мои глаза так же уставились на огромный экран в зале IMAX на иную вещь все того же мастера — Ридли Скотта. Я смотрел «Прометей» и ловил себя на мысли, что Ридли Скотт уже не тот. Речь не о технической стороне дела. О мироощущении. Если в своих ранних фильмах он воспевал человеческую смелость, человеческую породу и ее способность воевать с исчадиями ада, то в картине «Прометей» меня накрывает при просмотре вуаль пессимизма.

Ах, как же хорош «Чужой» и последующие уже «Чужие»! В последнем творении Скотта «Прометей» все так же отчетливо прослеживается стилистика «Чужого». На экране мы видим все тот же звездолет со спящим экипажем. Удивительно далекое странствие в космосе в поисках НЕЧТО. На корабле снова разношерстный экипаж, куда входят и медики, и геологи, и даже андроид. Если в «Чужих» андроида сыграл Ленс Хенриксен (Бишоп), то в «Прометей» андроид Дэвид в исполнении Майкла Фассбендера даже чуток внешне походит на не старого еще тогда Ленса Хенкриксона. Пусть «Чужих» снял иной режиссер, но родоначальником то всей киноэпопеи о «Чужом» стал Ридли Скотт еще в 1979 году. То был по тем временам супер динамичный ужастик…

В 2012-м Ридли Скотт уже и не пытался создать именно фантастический ужастик. Скорее, в работе 2012-го года мы видим некую философскую составляющую, нежели боевую. Фильм «Прометей», как ни странно, многому учит.

    Во-первых, к примеру, даже в начале проекта показано, как плохо выпивать всякую бяку. У нас в магазинах, по подсчетам специалистов, до 30% процентов фальшивой водки. А в сельских регионах и того больше. Вред от пития суррогатов неисчислим. Даже наши создатели — то есть те существа, что создали людей на Земле, выпив в фильме Ридли Скотта «Прометей» в самом начале повествования, немедленно и плохо заканчивают свой тернистый путь. Итак, даже вне Земли выпивка неизвестных жидкостей до добра не доводит.

Во-вторых, вот двое мужиков исследователей на чужой планете встречают красотку-змею. Та красива, как ремень на новых джинсах, и олухи в штанах снова «купились» на ее внешность. Что в итоге? Жуткая кончина! Мораль: не стоит доверяться женской красоте, пусть даже перед вами змея.

В третьих, недаром одна маленькая девочка в фильме спрашивает, а куда уходят умершие? Папа и мама, например? Проще всего ответить — на Небеса. Но авторы фильма этим не ограничиваются. Собственно этот простой вопрос и составляет одну из основных загадок фильма. Раз человек не имеет божественное происхождение по фильму, а инопланетное, то тогда понятно, откуда мы взялись на планете Земля: пришельцы постарались. Но вот куда уходим после смерти? Терпение, земляне! Учитесь трпению!

   Смерть в фильме настигает многих. Мучительная смерть. Вообще, мне «Прометей» показался весьма жестоким проектом. Подчас по спине бегут мурашки при просмотре, но связано это не столько с липким страхом, что частенько сопровождает просмотр удачного фильма ужасов, а именно с натуралистичностью показа крови и смерти, рвотных позывов, операций на внутренних органах. То есть, когда лицезреешь некоторые части картины, то дрейфуют по спине мурашки отвращения, а не страха.

Актерские работы в картине заслуживают отдельного упоминания. Прежде всего, меня поразило попадание в образ андроида Дэвида (актер Майкла Фассбендер). Он реально холоден и бездушен, как и подобает быть андроиду. Классно сыграно.

Мисс Викерс в исполнении Шарлиз Терон тянет просто на симпатягу. Злобненькую, но не страшную. Мне даже показалось, что она вся такая русская! Светлые локоны, самарские скулы, пьет водку (заметьте — неразбавленную!) как заправская наша землячка где-нибудь в Самарской области. Надо было ее назвать не мисс Викерс, а мисс Чехова. Или мисс Соколова. Она симпатична — Шарлиз — но не проявила себя в рамках материала.

Ударно протолкнула свою роль актриса Нуми Рапас, которая сыграла самую решительную особу в фильме — доктора Элизабет Шоу. Как она реально ТРАГИЧЕСКИ подставила свой живот, чтобы ее разрезали! Разрезали, а после заштопали чуть ли не степлером! Сцена накладки на разрез в животе скобок эмоционально отталкивает, если честно. Доктора Шоу прошили скобами, как будто она — коробка на почте России, которую упаковывают при помощи степлера для дальней пересылки. Сильная женщина, ничего не скажешь. И актерская работа сильная в данном проекте.

Но несмотря ни на что, минусов у картины немало. Действие «Прометея» разворачивается в 2093 году, но я думаю, к тому времени техника будет более совершенная, чем показана на экране. Но все это — мелочи.

В целом, я ждал от фильма большего. Я ждал от Ридли Скотта большего. А тут он внес такой пессимизм в мое мироощущение, что просто «мама - не горюй!». Ведь если уж те, кто создал нас, хотят нас же уничтожить, то тогда каждый из нас есть омерзительнейшее создание! Ах, как обидно сие осознавать.

Технически картина «Прометей» выполнена впечатляюще, а вот в темпе повествования часто затянута. Так что я склонен больше к негативной оценке «Прометея». Фильм уничтожает веру в человека. Ридли Скотт явно в преклонном возрасте ухудшил свои взгляды на человека. Недаром говорят, что чем дольше человек живет и больше узнает людей, то тем больше начинает любить собак.