Что делать со всеми этими буквами

Елена Гвозденко
Учим читать или что делать со всеми этими буквами

Прежде чем приступить к обучению чтению, родители должны знать несколько простых, но обязательных правил.
Правило 1. Начинать знакомство с буквами можно только при условии правильного произнесения звуков. Если ваш ребенок не научился произносить звуки «Р», «С» и т.д., то обучать буквенному написанию этих звуков еще рано.
Правило 2. Родители должны обладать определенными знаниями, во всяком случае, не путать понятия «буквы» и «звука», знать определение «гласных» и «согласных», их классификацию, а также, что очень важно, знать правильное название букв!
Правило 3. Знакомство с буквами не должно быть произвольным. Оно не соответствует и порядку алфавита. Буквы изучают по принципу распространенности в языке.
Правило 4. Не торопитесь показать ребенку как можно больше букв, на усвоение каждой  ему требуется время.
Правило 5. Выучить буквы – не самоцель, важно научить ребенка читать, а это значит, что ваш ребенок должен читать, оперируя всего несколькими выученными буквами.
Правило 6. На мой взгляд, самое главное. Учим ребенка только с позитивным настроем. Обучение должно приносить радость, а для этого очень важна мотивация. К моменту начала обучения, ребенок должен хорошо знать, что такое мир книги, и насколько он может быть интересным. Важно постоянно напоминать малышу, что когда он станет большим и научится читать, перед ним откроется волшебный мир книг. В таком посыле – два мотива: желание побыстрее погрузиться в эту сказку и, пожалуй, еще более важный, стать большим!

Перед тем, как отправиться в плавание, давайте освежим в нашей памяти знания, которые нам необходимы. «Буква» и «звук» - два разных понятия! Наш мир наполнен звуками. То, что мы слышим и говорим – это звуки. Буквы появляются в нашей жизни гораздо позже, когда возникает необходимость сохранить услышанную информацию и записать устную речь, превратив ее в письменную. Буква – это письменное обозначение звука. Каждая буква имеет свое название.  Родители должны сами правильно произносить название буквы и добиваться этого от ребенка.

       А Б В Г Д Е Ё Ж
       а бэ вэ гэ дэ [й`э] [й`о] жэ

З И Й К Л М Н О
  зэ и ий ка эль эм эн о
      (и краткое)
       П Р С Т У Ф Х Ц Ч
  пэ эр эс тэ у эф ха цэ че
          
        Ш  Щ     Ъ         Ы    Ь         Э   Ю   Я
  ша ща твёрдый ы мягкий э [й`у] [й`а]
  знак             знак

 Звуки и буквы делятся на две группы: гласные и согласные. 
Гласные звуки произносятся только голосом, которые не встречает преград в речевом аппарате, именно отсюда такое название. Гласные звуки легко поются.
Шесть гласных звуков: [А], [О], [У], [Э], [Ы], [И] обозначается десятью буквами: "А", "О", "У", "Э", "Ы", "И", "Е", "Ё", "Ю", "Я" (в алфавите окрашены в красный цвет).
А, О, У, Ы, Э, И – название этих букв совпадает с их произношением.
Я, Ё, Ю, Е – весьма «хитрые» буквы.  В зависимости от их расположения они могут давать один звук, но смягчать предыдущий согласный или два звука, если, например, стоят в начале слова.  Вслушайтесь,  ЯБЛОКО, буква «Я» дает два звука «Й» и «А», а вот в слове  ОЛЯ – эта буква звучит как «А», но смягчает согласный «Л». ЮЛА – «Ю» - два звука «Й», «У», а в слове ЛЮСТРА – звук «у», но смягчение «Л».

Согласные. При произнесении согласных звуков на пути воздуха всегда встречаются преграды, именно поэтому мы слышим шум. В произнесении согласных звуков не всегда принимает участие голос. Согласные делятся на звонкие и глухие. При произнесении звонких согласных присутствует голос, глухих – нет. Для того чтобы определить глухой или звонкий согласный мы произносим, достаточно приложить ладонь к горлу. При произнесении звонкого согласного, мы почувствуем вибрацию, глухого – нет.

Звонкие согласные – Л, М, Н, Р, Й, Б, В, Г, Д, Ж, З
Глухие согласные – Х, Ц, Ч, Щ, П, Ф, К, Т, Ш, С

Существуют парные и непарные глухие и звонкие согласные.
Парные согласные:  Б-П,  В-Ф,  Г-К,  Д-Т,  Ж-Ш,  З-С
Непарные звонкие – Л, М, Н, Р, Й
Непарные глухие – Х, Ц, Ч, Щ

Согласные отличаются по мягкости и твердости. Сравните звучание «л» в словах «лук» и «люк».  В первом случае  согласный звук твердый, во втором мягкий. Есть согласные, которые не меняют своей твердости вне зависимости от сочетания с гласным звуком.

Всегда твердые: Ж, Ш, Ц
Всегда мягкие: Ч, Щ, Й

Цветовое обозначение букв и звуков. Общеприняты цветовые обозначения гласных – красным цветом, согласных твердых – синим, мягких – зеленым.
В русском алфавите есть две буквы, которые не дают звуков: Ь, Ъ.

                Структура речи

С буквами и звуками мы с вами разобрались. Но прежде чем начать обучение, надо вспомнить еще несколько понятий. Наша речь состоит из предложений. Предложение – это законченная мысль. В конце каждого предложения ставятся определенные знаки препинания – «точка», «вопросительный знак», «восклицательный знак», «многоточие».
Предложения состоят из слов. Слова, в свою очередь из слогов. Количество слогов в каждом слове соответствует количеству гласных.

Структура речи, ее звуковое наполнение, изучает наука фонетика. Умение анализировать звуковой строй, вычленять основные компоненты речи надо развивать у ребенка еще в добуквенном периоде. Понятие предложение вводится при работе над картинками. Ребенку предлагают определить окончанье предложения, обозначив его хлопаньем в ладошки, топаньем, прыжками. Вначале это должны быть совсем небольшие тексты из 2-3 предложений. Аналогичным образом строится работа по вычленению слов из предложений. Малыш хлопками соотносит количество слов. Если ребенок уже освоил порядковый счет, то можно предложить ему посчитать. При работе со звуковыми составляющими хорошо использовать дидактический материал. Это могут быть вырезанные из картона квадратики или кубики. Предложите малышу положить столько кубиков, сколько слов в предложении. Потом воспроизведите предложение по словам, касаясь каждого кубика. Такое упражнение  - первая попытка обозначить символами устную речь. Когда ребенок хорошо ориентируется в понятиях «слово» и «предложение», начинаем работу над слогами. Помните, что количество слогов соответствует количеству гласных. Здесь опять можно вспомнить хлопанье в ладоши, игру с барабаном.  Постарайтесь при барабанном аккомпанировании ударный слог выделять сильнее. Это надо делать и при произнесении слов. Позже можно попробовать поиграть с ребенком в игру «Какой слог сильнее», определив хлопками «сильный» - ударный слог. Ребенок должен научиться не только анализировать (делить на составные части) устную речь, но и синтезировать (составлять целое из частей). Для этого выполнения этой задачи можно играть в игру «Угадай слово». Взрослый произносит какое либо слово отрывистыми звуками (б, у, к, в, а). Ребенок должен угадать это слово. 

Работу над звуковым анализом речи необходимо продолжить и во время изучения букв.

                Приступаем к обучению

Существует множество различных методик обучения чтению. В этой книге я попробую рассказать о нескольких из них и поделиться авторскими наработками, которые, на мой взгляд, довольно результативны.

Первые буквы, с которыми вы знакомите малыша, будут гласные. Начать обучение с гласных целесообразно по нескольким причинам. Ну во-первых, это наиболее распространённые буквы в алфавите. Во-вторых, их произношение, обычно, не вызывает затруднений, и обучать можно на этапе «неправильной речи». В третьих, название букв соответствует произносимым звукам. В четвертых, гласные буквы – основа слияния, без них невозможно составить ни одного слова.
Перед тем, как приступить к методике ознакомления с буквами, мне хотелось обговорить еще ряд условий для успешного обучения. Для знакомства с буквами нам необходим дидактический материал. Я не советовала бы родителям на раннем этапе обучения вывешивать алфавит. Во-первых, дети будут изучать буквы поэтапно,  и найти знакомую букву будет довольно сложно. Довольно большой объем букв может испугать малыша, вселить в него неуверенность в собственных силах. Так что алфавит – пособие полезное, но не на первом этапе. Вместе с тем, у ребенка перед глазами постоянно должны находиться буквы, которые он уже знает. Вообще приготовьтесь к тому, что в вашем доме теперь будет довольно много пособий, картинок, схем, развешенных по стенам. Я посоветовала бы родителям сшить наборное полотно, которое активно используют учителя начальной школы. Это – кусок ткани, с нашитыми прозрачными карманами, куда мы и будем вставлять выученные буквы. Нам потребуется разрезная азбука или карточки с буквами, которые легко изготовить самостоятельно. Хорошо иметь кубики с буквами. Есть методика Зайцева, по которой обучение происходит с помощью кубиков, на которые нанесены буквы и слоги. Эти кубики заполнены различными материалами, что позволяет им издавать звонкие и глухие звуки. Как вы уже догадались – глухие звуки звучат довольно глухо, а звонкие – наоборот. Если у вас нет таких кубиков, которые тоже весьма несложно изготовить самостоятельно, заполнив имеющиеся разным наполнителем и наклеив букву, можно воспользоваться непрозрачными баночками, мелкими коробками, проявите фантазию. Главное не перепутать наполнители. Кубики Л, М, Н, Р, Й, Б, В, Г, Д, Ж, З должны быть звонкими, а кубики Х, Ц, Ч, Щ, П, Ф, К, Т, Ш, С - звучать глухо.

Есть еще одно, на мой взгляд, очень удачное пособие, которое не просто учит детей буквам и их классификации, но подготавливает вашего малыша к письму. Над его созданием придется потрудиться. Вырезаем из картона или ламината довольно большие буквы (7-10 см). Гласные буквы красим в красный цвет. А вот с согласными придется поработать. Буквы Ж,Ш,Ц – просто красим в синий, помним, они всегда твердые. Буквы Ч,Щ,Й оклеиваем поролоном и обтягиваем зеленой тканью с двух сторон. Можно, конечно, ограничиться зеленой бархатной бумагой, но у ребенка не будет того эффекта мягкости.  Остальные буквы с одной стороны оставляем синими твердыми. А с другой оклеиваем поролоном и зеленой тканью.
               


                Первые буквы

Теперь мы готовы приступить непосредственно к обучению буквам. Первая буква, конечно же, «А». Ребенку показывают ее написание. Помните, на первом этапе мы обучем только простым печатным буквам, с прописными познакомим чуть позже, когда будем работать с алфавитом.

Детям показываем написание этой буквы и спрашиваем – на что она похожа. Этот вопрос очень важный, так как включает ассоциативное восприятие и помогает быстрее запомнить написание. Каждый раз надо играть в игру «на что похожа буква». Хорошо бы дорисовывать эту букву до картинки. Например буква А похожа на лестницу, вот и нарисуйте лестницу – А. Похожа на столб электропередачи, дорисовывайте столб.  Дайте ребенку вырезанную букву, пусть его пальчики запомнят ее написание.
Полезно выучить стишок про эту букву:
Всем известна буква А –
Буква очень славная.
Да к тому же буква А
В алфавите главная.

В море плавала акула
Ела все, что в нем тонуло.
К нам акула приплыла –
Превратилась в букву… (А) – нарисуйте акулу «А».

Большая буква "А"

Сестра читать умеет -
И с самого утра
Читает или пишет
Большую букву "А".
А если в город выйдет -
Всю улицу пройдёт,
Все вывески осмотрит
И букву "А" найдёт.
АЭРОФЛОТ,
АПТЕКА,
ГАСТРОЛИ,
ГАСТРОНОМ.
Забралась наша буква
Почти на каждый дом!
Своим глазам не веря,
Сестра мне говорит:
- Смотри,
На остановке
Автобуса стоит!
На каждой остановке
Автобуса,
Одна,
На жестяной дощечке
Сияет буква "А".
Пока мы к дому едем
С сестрёнкою вдвоём,
Мы букву "А" читаем,
Мы букву "А" поём.
А дома сразу с полки
Букварь она берёт
И видит - воют волки,
Огонь в печи поёт.
Но ей совсем не страшно,
Одним увлечена:
Она на всех страницах
Читает букву "А".
И эта -"А"! иэта!
А эта - покрупней!
Пусть только эта буква
Пока знакома ей.
Пусть карандаш неловко
Сжимая в кулаке,
Одну лишь эту букву
Рисует на листке.
Забыт и заяц в поле,
И волк с лисой в лесу -
Лишь буква "А" шагает
По белому листу.
Застыли карусели,
Стоит на речке лёд.
Лишь буква "А" по полю
Без устали идёт.
Столбами при дороге,
Идущими с бугра,
Рисует эту букву
Упрямая сестра.
Пусть криво, неумело -
Толкни и упадёт -
Хромая то и дело,
Та буковка идёт.
Пускай она кривая -
Не страшно,
Не беда,
Зато она -
Живая
Большая
Буква
"А"!

С.Козлов

Малышу надо сразу же объяснять разницу между буквой и звуком. «Мы сегодня выучили букву А. Буква А обозначает звук А, который можно пропеть. Давай с тобой споем А-А-А».
Хорошо поиграть в игру «найди звук». Надо произнести несколько слов со звуком А в начале, в конце, в середине. Предложите ребенку хлопать в ладоши, когда он услышит А.  Эта игра направлена на вычленение из речи определенного звука. В нее надо играть как можно чаще.

На прогулке обращайте внимание ребенка на вывески, где встречаются выученные буквы.

Буква О
Занятия строятся по той же схеме. Показываем букву. Играем в игру на что похожа. Даем изучить вырезанную букву. Гласные обязательно пропеваем. Рисуем картинки с этой буквой. Учим стишок.
Буква О - луна и солнце,
В доме круглое оконце.
И часы, и колесо,
И это, кажется, не всё.

Нам От буквы О привет
Шлют ОкошкО и Обед,
ОдеялО и Очки
И над дОмОм ОгОньки.

Находим спрятанные звуки ( не забывайте, что мы ищем звуки, а в некоторых словах при написании буквы О произносится А, поэтому звуки ищем под ударением).

Ищем букву О на вывесках.
Потом можно по той же схеме  учим еще одну гласную «У».
Буква У напоминает ушки
У зайчонка на макушке.
У улитки рожки тоже
Так на букву У похожи.
Теперь ваш ребенок знает уже 3 буквы. На каждом следующем занятии мы обязательно проверяем выученные ранее буквы. Теперь можно провести множество игр. Например, «какая это буква», когда взрослый в произвольном порядке показывает букву, а ребенок отвечает. Можно приготовить текст, набранный печатными буквами. Предложите малышу подчеркнуть знакомые буквы или какую-то определенную букву.

                Ох уж эти согласные

Вот и пришло время познакомить вашего малыша с первой согласной буквой. Приведу пример знакомства с буквой «М». Ребенку показываем эту букву и спрашиваем, на что она похожа. Помните, это обязательное условие хорошего запоминания. Рисуем ассоциативные картинки. Если у вас есть вырезанная буква, то обязательно совершаем путешествие пальчика по ней. Водим пальчик ребенка так, как будто он пишет эту букву. Можно сравнить это упражнение с каруселью для пальчика. Усложните задание, предложите ребенку завязать глаза и провести пальчиком, не сбившись. Не забываем, что мы постоянно говорим об изучении буквы «эм», с помощью которой записывают звуки «м» и «м» - мягкий.

Теперь самое трудное – надо объяснить ребенку слияние согласного и гласного. Хочу предложить вашему вниманию прием, который значительно облегчит понимание этого процесса. Нарисуйте речку с руслами, как изображено на картинке. Положите на первый ручеек букву «М». И рассказывайте сказку: По зеленому лугу тек ручеек, который назывался «М»(произносите звук протяжно – мычание). Навстречу ему тек другой ручеек с именем «А»(потяните звук и положите букву «А»). Когда они встретились, то получилась большая речка. Теперь она называлась «МА».
 
Протяните слияние. Ребенок должен услышать его. Потом можно продолжить сказку. В речку «МА» влилось еще два ручейка ( «М» и «А»). Теперь речка стала называться МА-МА. Повторите эту сказку несколько раз, добиваясь самостоятельного слияния звуков.

Теперь настало время чтения слогов с уже изученными буквами. (МО, МУ). Предложите ребенку самостоятельно составить эти слоги из букв. Хорошо, если теперь вы повесите эти слоги над кроваткой ребенка. Активнее используйте этот прием. Малыш постоянно видит изучаемый материал и легко его запоминает.

Аналогично строится обучение детей другим согласным.