Воспоминания моего деда. 1917-1923год. Часть 5

Ирина Тымчук
      
    ЧАСТЬ 5.

  Продолжение ( начало см.Часть1-Часть4)
 
  На фото: г.Тамбов,ул. Коммунальная (бывшая ул.Гимназическая),магазин №9 Церабкопа,в котором дед работал.

   1917 год.

 Февральская революция застала меня на фронте, вернее в прифронтовой полосе, в городке Хныс-Кала ,где были турки и армяне . Город небольшой, постройки с земляными крышами, которые во время землетрясения  иногда засыпали живущих  в нем. Город  расположен на реке Аракс.

Ночью 28 февраля я нес дежурство по бригаде.  С искровой станции получаю телеграмму, в которой говорится, что в Петербурге совершаются большие события.  Царь Николай  || свергнут с престола и что государственная  дума  взяла  на себя управление страной  до  Учредительного собрания.
А сейчас создается  Временное правительство. В этой же телеграмме предлагалось подготовить солдат к совершающимся событиям  и что следует сохранять  воинскую  дисциплину.

Получив  такую  телеграмму, я незамедлительно послал  вестового разбудить писарей  бригады и явиться в канцелярию. Мы без своего начальства самым детальным образом ознакомились с текстом телеграммы.  Мы торжествовали, что скоро  окончится  война  и мы разъедемся  по домам.

Среди нас находился бывший  матрос  Федор  Иванович Мартенс , разжалованный в рядовые  за восстание на корабле в 1906 . Он  нам разъяснял ,что эту империалистическую войну мы  должны
окончить, но оружие не бросать ,т.к. оно нам потребуется для гражданской войны , что надо  свергать  буржуазию  и  организовывать  пролетарскую  революцию.

На фронте события развивались с головокружительной быстротой. Создавались ротные, батальонные, гарнизонные и корпусные комитеты  солдатских депутатов.  Командование  нашего корпуса растерялось ,кое-кто из высшего  командного  состава  незаметно  с  фронта исчезли.
Среди солдат большой авторитет имела организация солдатских депутатов.

Призыв Временного правительства « Война до победного конца»  и военный заем потерпел в нашем гарнизоне  неудачу.   Никто  из солдат  на заем не подписался.
  В  мае  от нашего гарнизона   избирают  трёх  делегатов  на  краевой съезд в Тифлисе.
На этот съезд  избирают прапорщика Ахтырского (летчика),  матроса Мартенса  и меня. Втроем мы выехали на конном транспорте до  Сарыкамыша, а оттуда до Тифлиса по железной дороге.

На съезде организовались различные фракции: большевиков, меньшевиков , эсеров и наша фракция-сочувствующих  большевикам. Съезд работал по существу два дня. Он был разогнан командующим
Кавказским  фронтом  Юденичем .Он дал указание делегатов съезда задержать в тылу и ни в коем случае не  допускать их на фронт, а разбить по частям в Тифлисе.
Меня и Мартенса  направили к этапному коменданту ,а  Ахтырский  сумел улететь на фронт на аэроплане.

Всеми правдами и неправдами ,я и Мартенс , где поездом, а где пешком добрались до Сарыкамыша.
В Сарыкамыше я заболел и товарищ, поместив  меня в госпиталь , уехал в свою часть на фронт . Я с ним больше не встречался. Как оказалось  ,со мной  был  брюшной тиф  и  я пролежал в госпитале
недели три.  Из Сарыкамыша  меня   эвакуировали на дальнейшее лечение в г. Ейск. Там я пробыл ещё около месяца и был  отпущен по болезни в отпуск .Я направился в Тамбов.

Ещё из госпиталя  я  послал  несколько писем оставшимся в частях товарищам, но ответа от них так и не получил .Наверно их расформировали по другим частям.
До Тамбова я добрался уже в начале октября. Ехать по железной дороге было очень трудно. Дорогой мы ломали щиты и топили паровоз ,а иначе так бы и стояли на дороге. В России начиналась разруха всего хозяйства.
Семья моя была жива, не доставало только тещи. Она умерла в июле месяце. Семья жила впроголодь. Торговля в Тамбове закрылась. Надо работать, но негде и я  был вынужден  поступить счетоводом на завод в 15 км. от Тамбова. Во время Октябрьской революции я работал на заводе.
 Там же  проходили  выборы  в  Учредительное собрание, голосовали за список №5.
Начальник завода  Дыханов и некоторые инженеры во время революции сбежали.

Начальником завода  рабочими  был выдвинут рабочий Магута.  Охрану завода нес партизан Козловский.  Спустя лет 15-20  он был уже начальником завода № 204.

1918 год.

В августе месяце я с завода ушел , т.к. ездить ежедневно туда и обратно было очень  трудно. Я поступил  в  магазин  потребобщества. В сентябре от служащих избираюсь членом первого Горисполкома. Председателем у нас был т. Чистяков.
Снабжение населения тогда  происходило через карликовые кооперативные лавки. В Тамбове их было очень много. Кооператив служащих , учителей , почтовых служащих и др.
 Просуществовали они  очень недолго. Многие закрылись. На их место организуется Тамбовское единое потребительское общество «ТЕПО», которое и берет на себя снабжение населения.
По городу открываются  лавки . Осенью меня принимают кандидатом в члены ВКП(б).
Я стал работать в «ТЕПО».

1919 год.

На губернском съезде союза служащих меня избирают членом правления союза . Затем  избирают членом  правления  « ТЕПО» и руководителем  отдела  распределения.
Работать приходилось очень трудно. Работали с оружием в руках. Днем работаем, а ночью дежурим в батальоне  особого назначения.
2  апреля меня выбирают  на Всероссийский  чрезвычайный съезд  пофсоюзов.   Съезд  проходил  в Москве 26  апреля  в  доме союзов и  продолжался три дня.
Делегатов съезда оставили до 1-го мая, чтобы участвовать  в  демонстрации на Красной площади.

Утром  1-го  Мая  все делегаты съезда собрались  и  организованной колонной   прошли на Красную площадь. Через час площадь была вся заполнена. Рабочие знали, что будет выступать В.И.Ленин.  Когда он вышел на трибуну, раздалось сильное «ура». Потом стало тихо и Ленин начал говорить. Но что он говорил ,нам не было слышно.

В конце августа на Тамбов произошел налет белобандитов  генерала  Мамонтова. Его войска занялись грабежом кооперативных  магазинов, увезли с собой много продовольственных  и промышленных  товаров. Казаки гуляли в Тамбове три дня ,   натворили много  безобразий и укатили.
Пришлось вновь ремонтировать помещения магазинов и завозить продовольственные и другие товары.
Вводится карточная система на все продовольственные и промышленные товары.

1920 год.

Для моей жизни этот год был  очень  тяжелый. Мне  пришлось  пережить  много  неприятностей.
 В нашем «ТЕПО» было обнаружено уголовное преступление. При проверке талонов, по которым выдавали продукты и промтовары , их оказалось значительно больше, нежели было выдано самих карточек.  Причем   разница  была около   десяти тысяч .
Стали следить  и уголовный розыск напал на след. При получении  мануфактуры из одного магазина было установлено, что завмаг отпустил одному гражданину больше положенной нормы без карточек, а  по талонам .

Отсюда  и начали  разматывать клубочек и  вышли  на  главных организаторов  этого  преступления. Оказалось, что один работник военкомата печатал талоны и получал по ним товары для спекуляции.
Шайка эта имела связь с завмагами «ТЕПО», которые перед правлением отчитывались этими талонами .Началось следствие. По этому делу было привлечено около ста человек.
Дело тянулось почти год .

1921год .

Был показательный процесс. Правление «ТЕПО», в том числе и я,  тоже было привлечено к судебной
ответственности за  халатность.
5 человек, конкретных  организаторов  этого  преступления приговорили к расстрелу.  Другие были
приговорены к разным срокам. Членам правления «ТЕПО» был вынесен выговор за халатность, а меня исключили из членов ВКП(б).
Вскоре работу в «ТЕПО» я оставил.  Меня избирают в правление Губотдела союза служащих.

1922год.

 Второй год работаю в правлении союза. Часто  приходиться  выезжать по другим городам нашей губернии по отделениям: в Козлов, Грязи ,Липецк , Моршанск.

 Вводится новая экономическая политика «НЭП» .Устанавливается  червонец и вводится курс  золотого  рубля. Нарождается частная торговля, появляются продукты ,жить становится лучше. Кооперативная торговля становится слабее и
некоторые рабочие кооперативы закрываются.

1923 год.

На базе «ТЕПО» в Тамбове организуется Центральный рабочий кооператив «Церабкоп». Из  союза Губотдела  я перехожу  работать в   ЦРК   на должность зав. торговым  отделом. Председателем был т. Загузов , а затем Новиков Н,Н. Открыли мы пока три магазина, один на рынке и два на Кооперативной улице. Осенью я был командирован в Москву в Центрсоюз. Закупили  большое количество товаров, необходимых  для   ЦРК. Открываем  еще  один продуктовый магазин.

Правление ЦРК взяло в аренду в коммунальном хозяйстве полуразрушенное помещение, обязалось его восстановить за счет арендной платы , сроком на десять лет. В этом помещении запланировано разместить  правление, а внизу промтоварный магазин.  В сентябре на Коммунальной улице  открыли пекарню  по выпечке хлебобулочных изделий.
 
   

           Продолжение см. в части 6-http://www.proza.ru/2012/06/10/852