Аид

Алекс Боу
«Аид и Дионис одно и то же»

Гераклит



Орфический гимн Аиду-Плутону

Духом великий, о ты, обитатель подземного дома
 В Тартара мрачных лугах, лишенных сияния света,
 Зевс Хтонийский, прими, скиптродержец, с охотою жертвы,.
 Ты, о Плутон! От всей земли ты ключами владеешь
 Смертному роду даришь урожаи в богатые годы.
 Треть мирозданья удел твой —земля, вседарящая почва,
 Недра бессмертных богов, подпора крепчайшая смертных.
 Ты свой трон утвердил среди области вечного мрака,
 Средь необъятных просторов лишенного воздуха ада,
 Черного близ Ахеронта, держащего корни земные.
 Многоприимный, ты смертью над смертными властвуешь мощно,
 О Евбулей! Ты прекрасное чадо священной Деметры
 В жены похитил, схватив на лугу, и понес через море
 Вдаль на четверке коней прямо в Аттику, в край Элевсинский:
 Есть там пещера — врата ее путь открывают к Аиду.
 Ты, о единый судья деяний.и явных, и тайных!
 О вседержитель, о самый священный, о блещущий славой,
 В радость тебе — благочестное дело вершения таинств!
 О, призываю, гряди с благосклонным веселием к мистам!



Е. Головин:

"Аид древних греков крайне сложная живая композиция и тем отличается от любого вида христианской преисподней. В Аиде нет категории времени, но с пространством дела обстоят крайне сложно: оно способно сжиматься, расширяться, непомерно увеличиваться и уменьшаться до самых скудных размеров. Все это зависит от десятков причин: от воли богов и титанов; от настроений Океаноса; от взаимоотношений богов и титанов; от капризов Аида – поаелителя царства мертвых  и т.д. Если у мертвеца нет денег, чтобы заплатить Харону и благополучно пересечь Стикс, он должен выбирать другие пути, которых довольно много со всех сторон света. Но, во-первых, большинство  не знает карты ада, во-вторых, масса путей, дорог и тропинок крайне опасны. Поэтому будущим призракам приходится днями и месяцами (образно говоря) блуждать по чащобам, равнинам и оврагам, поросшими чахлой, белесой травой, чтобы найти дворец Аида. Слева от дворца растет белый кипарис, который отбрасывает свою тень в Лету, реку забвения, справа – белый тополь, отражающийся в Мнемозине – реке памяти. Аиду соответствует вечная осень, чахлая и гнилая в своем вечном распаде.

   Мертвые еще не призраки и отчаянно пытаются избежать этой судьбы. Если им удасться напиться живой крови – имитация жизни на некоторое время возвращается к ним. Так охотник Орион до сих пор гонится за мертвым оленем, но безуспешно, потому что олень превратился в призрак. Кстати.

   Мертвые называются таковыми, пока блуждают по безрадостным равнинам и перелескам. Здесь еще остается мнимая надежда, мнимая, поскольку ток живой крови оживляет их ненадолго. Стоит приблизиться к полям асфоделей в окрестностях дворца Аида и судьба их решается. Асфодели – почти прозрачные цветы разных оттенков, почти прозрачные, но постепенно теряющие и это качество – такова специфика пространства Аида. Мертвые равным образом теряют плотность, видимость, обретая полупрозрачность, прозрачность, призрачность. Часть из них попадает в Лету, где они, теряя память, уходят в подлинное небытие. Другие, посвященные в мистерии, погружаются в Мнемозину, где память постепенно возвращается и появляется чувство ориентации. Река Мнемозина граничит с Элизиумом, страной блаженных, куда они, счастливцы, стремятся. Однако ж большинство предстает перед тремя судьями – они решают их судьбу, как правило, незавидную, направляя грешников и вообще людей неправедной жизни в поля страданий. Но этим не ограничивается «трибунал» близ дворца Аида".


Аид, Гадес (Aidos - "безвидный", "невидный", "ужасный") - в греческой мифологии - бог - владыка царства мёртвых.


у римлян Плуто;н, греч. , лат. Pluto — «богатый»; также Дит лат. Dis или Орк) — в древнегреческой мифологии[2] бог подземного царства мёртвых и название самого царства мёртвых, вход в которое, согласно Гомеру и другим источникам, находится где-то «на крайнем западе, за рекой Океан, омывающей землю». Старший сын Кроноса и Реи[3], брат Зевса, Посейдона, Геры, Гестии и Деметры. Супруг Персефоны, вместе с ним почитаемой и призываемой.


Мифы

Согласно Гесиоду, когда Аид родился, отец проглотил его, как и всех своих детей[4] (по версии Гигина, он был сброшен отцом в Тартар[5]).

После раздела мира между тремя братьями (Зевс и Посейдон и Аид), после одержанной победы над титанами Аиду досталось в удел подземное царство и власть над тенями умерших. Аид считался божеством подземных богатств и плодородия, дарующих урожай из недр земли.

По Гомеру, Аид сам стережёт своё царство. В жертву Аиду приносили чёрных быков. Гомер называет Аида «щедрым» и «гостеприимным», так как смертная участь не минует ни одного человека. В греческой мифологии олимпийского периода Аид является второстепенным божеством.

Миф Аида, как бога нежеланного, страшного, небогат подробностями. Гомер, называющий его также Зевсом Подземным, знает Аида исключительно в качестве бога смерти[6] и представляет его лично стерегущим врата своего царства.

Как бог смерти, Аид был страшным богом, само имя которого боялись произносить, заменяя его различными эвфемистическими эпитетами — между прочим, и названием Плутон, вошедшим в употребление начиная с V века и окончательно вытеснившим первоначальное имя, ещё исключительно употреблявшееся Гомером. Таким образом, Аид «вобрал» в себя бога Плутоса, первоначально самостоятельное божество богатства и плодородия. В связи с этой интеграцией и вместе с переменой имени произошла и перемена самого представления о Аиде, значительно смягчившая его безотрадное и неумолимое существо. Вероятно, под влиянием елевсинских мистерий ему стали приписываться качества бога плодородия в связи с мистико-аллегорическим сравнением судьбы хлебного зерна (как бы погребаемого в момент посева, чтобы воскреснуть для новой жизни в колосе) с загробною судьбою человека. См. в связи с этим Персефону, богиню плодородия и жену Аида.

В различных сказаниях упоминается волшебная шапка (шлем) Аида (;;;;; ;;;;;; — собств. род башлыка из шкуры животного), имевшая свойство делать надевшего её невидимым (ср. «Шапку-невидимку» русских и немецких сказок). Она была подарена ему циклопами за то, что он (по приказу Зевса) освободил их; этой шапкой пользовались также Зевс во время битвы с титанами, Персей, убивая Медузу Горгону, Афина, помогая Диомеду против Арея, чтобы не быть узнанною последним[7]; в гигантомахии она покрывает голову Гермеса.

Скипетр Плутона изображает трех псов[8]. У Гераклита Аид отождествлялся с Дионисом.


Е. Головин:

  "Повелитель Аид, несмотря на свое прозвище (Плутос – богатый) не блистает ни роскошью дворца, ни великолепием личного убранства. Его владения в глубину достигают Тартара и он знает местонахождение драгоценных металлов и минералов, хотя подобное знание не доставляет ему особого удовольствия. Он скромен или лучше сказать молчалив, не вмешивается в дела своих судей, не дружен ни с Гекатой, ни с эриниями, ни с богинями судьбы (мойрами), ибо не зависит от судьбы. В его царство часто вторгается Хаос, принося плесень, затхлость и крики летучих мышей. Вообще говоря, в мифах существует два аида – гомеровский и гесиодовский, область полной стагнации и область довольно интенсивной жизни и движения. О второй Гомер не упоминает, так как игнорирует Прозерпину – богиню подземной весны. Аид похитил ее, когда на своей золотой колеснице появился на лугу, усеянном дивными цветами. Несмотря на стенания ее матери Деметры, Зевс оставил Прозерпину у Аида, разумеется, как принято у богов, не без тайной мысли: на праздничном пиру Прозерпина съела треть граната. Это означало, что она должна была проводить треть года (зиму) в аиде, а весну и лето – на земле. Подобное преобразило аид: в начале весны стали пробиваться ростки трав и цветов и к лету мрачная протяженность аида расцветала сочной зеленой травой, корнями цветов и плодовых деревьев. Плоды этих деревьв созревали на земле, ибо Деметра –мать Прозерпины – богиня плодов и созревших злаков. Аид изменился: мрачные голые прогалины, затянутые плесенью и белесой, чахлой пародией на траву, зловещие буераки, где медлительно продвигались зловонные протоки, болотистые овраги, бездонные пропасти и уходящие неведомо куда извилистые тропы, поросшие чертополохом, сочащимся черным соком кустарником и уродливо растопыренными деревьями…вся эта гниль вечно умирающей осени сменилась буйной растительностью и огромными корнями, вершины которых расцветали на поверхности земли и уходили в небо. Таково было превращение, свершенное Прозерпиной. В аид начали проникать путники,  в том числе знаменитые герои, особенно после того, как Геракл победил и связал Цербера, которого однако волей богов пришлось водворить на прежнее место. Из ядовитой пены едва не задушенного Цербера вырос цветок аконит – он пользовался заслуженной популярностью у Медеи и прочих знаменитых колдуний при изготовлении ядовитых настоев".


 Аид - олимпийское божество, хотя находился постоянно в своих подземных владениях. Сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Посейдона, с которыми разделил наследие свергнутого отца. Аиду не приносят жертв, у него нет потомства и даже жену он украл. Однако он внушает ужас своей неотвратимостью. Согласно Павсанию, Аида нигде не почитали, кроме Элиды, где раз в год открывался храм бога (подобно тому как люди только один раз спускаются в царство мёртвых), куда разрешалось входить только священнослужителям. Гомер называл Аида "щедрым" и "гостеприимным", потому что смертная участь не минует ни одного человека. Греки предпочитали не произносить вслух его настоящее имя, а называли Плутоном ("богатым"), ведь он был владелец несметных человеческих душ и скрытых в земле сокровищ. Изображали его с головой повернутой назад, "не глядящим в глаза".

 Аид - владелец волшебного шлема, который был подарен ему киклопами, за то, что он освободил их. Этот шлем делал носящего его невидимым. Им временно пользовались - Зевс (во время битвы с титанами), Гермес (при подавлении бунта гигантов), Афина и герой Персей (когда добывал голову Горгоны). Когда Аид отправлялся на собрание богов, его колесницу влекли черные кони. Символ Аида - двузубые вилы - указывает на то, что он властвовал над жизнью и смертью. Стихия Аида - земля, принимающая в свое лоно тела своих детей. Дикий тюльпан (асфодель) считался цветком Аида.

Аид и Персефона. Фрагмент краснофигурного килика. Ок. 430 до н. э.


 Аид царствовал вместе с супругой Персефоной (дочерью Зевса и Деметры), которую он похитил в то время, как она собирала на лугу цветы. Мать Персефоны Деметра, богиня плодородия земли, в горестных поисках дочери забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод. После этого Зевс решил, что Персефона две трети года будет проводить на земле с матерью и одну треть - с Аидом. По другой версии, когда Аида вынудили вернуть жену ее матери, он на прощание дал ей съесть четыре зернышка граната и на четыре месяца она должна была возвращаться к мужу.




 Аиду сопутствовали боги-исполнители его воли: Танатос - бог смерти, Гипнос - бог сна, эринии - богини мщения, Геката, гарпии, керы и др.

 Свидетельством возросшей самостоятельности и дерзости героического поколения в эпоху классической олимпийской мифологии является поединок Аида и Геракла, в котором Геракл ранит владыку подземного мира. Аида исцеляет божественный врачеватель Пеон. Геракл похищает из царства мёртвых пса - стража Аида. Аид был обманут также хитрецом Сисифом, покинувшим, хотя и не насовсем, царство мёртвых. Орфей очаровал своим пением и игрой на лире Аида и Персефону так, что они согласились возвратить на землю его жену Эвридику (Ovid. Met. X 1-63). Когда Асклепий достиг такого уровня мастерства, что начал оживлять людей, отнимая их души у Аида, тот заставил Зевса убить Асклепия молнией.

 В греческой мифологии олимпийского периода Аид является второстепенным божеством. Он выступает как ипостась Зевса, недаром Зевс именуется Хтонием - "подземным" и "спускающимся вниз".


Мрачный Аид — олимпийский бог, хотя находился постоянно в своих подземных владениях. Поднимался наверх он только по делам или же когда не мог побороть в себе очередное любовное увлечение. Аид царствовал вместе с супругой Персефоной (дочерью Зевса и Деметры), которую похитил, когда она собирала на лугу цветы. Похищая Персефону, он появился на упряжке из четырёх лошадей[10]. Миф этот у Гомера не упоминается и локализировался в различных местах древнего мира, особенно в Элевсине и острове Сицилия, где, как считалось, и произошло похищение.

Мать Персефоны Деметра, богиня плодородия земли, в горестных поисках дочери забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод. Зевс приказал возвратить Персефону матери. Однако Аид заставил её проглотить несколько зёрен граната, и дочь Деметры уже не могла окончательно покинуть подземное царство; она только часть года проводит с матерью на земле, а остальное время царствует в подземном мире. Зевс решил, что Персефона две трети года будет проводить на земле с матерью и одну треть — с Аидом.
[править]
Дети

Согласно Суде, Аид имел дочь Макарию (богиню блаженной смерти).[1].
[править]
Аид и Геракл

Аид сражался на стороне жителей Пилоса и их царя Нелея, но был ранен Гераклом[11] (слово Пилос созвучно «вратам»). За это в Пилосе воздается поклонение Аиду, есть его храм[12]. По описанию «Илиады», Геракл ранил Аида в плечо, бог должен был покинуть своё царство и отправиться для врачевания раны на Олимп к врачу богов Пэону

Существует мнение, что это место «Илиады» относится к другому эпизоду: Геракл сразился с ним у врат преисподней, когда ходил добывать для Еврисфея адского пса Цербера. Геракл похищает из царства мёртвых стража Аида — Цербера.

Аид и Сизиф

Аид никому из своих подданных не разрешал покидать его царство, однако он был обманут хитрецом Сизифом, ускользнувшим однажды из царства мёртвых.

Аид, Орфей и Эвридика

Аид упоминается в сказаниях об Орфее, спустившемся в его царство за своей женой Эвридикой. Орфей очаровал своим пением и игрой на лире Аида и Персефону так, что они согласились возвратить на землю Эвридику (но она вынуждена была сразу же вернуться назад, потому что Орфей нарушил договор с богами обернувшись назад до выхода из царства Аида, чтобы убедиться, что жена следует за ним).

Аид и Асклепий

Когда Асклепий достиг такого мастерства в искусстве врачевания, что начал оживлять людей, отнимая у Аида его новых подданных, уязвленный Аид заставил Зевса убить Асклепия перуном


Культ
[править]
Культ Аида в Греции

Культ Аида встречался в Греции не часто. Согласно Павсанию, Аида нигде не почитали, кроме Элиды, где раз в год открывался храм бога (подобно тому как люди только раз спускаются в царство мёртвых), куда разрешалось входить только священнослужителям.

Во всех других случаях культ Аида соединён с культом других хтонических божеств, причём Аид является более в качестве подателя благ земных, чем в смысле страшного бога смерти. Места почитания Аида локализировались обыкновенно близ глубоких пещер, расселин в земле и т. п., в которых суеверие видело «входы в подземное царство». В жертву Аиду приносился обыкновенно чёрный скот.

Культ Плутона в Риме

Национальный римский бог смерти и подземного царства был Орк, в общем подобный Плутону. Греческое название Pluto распространилось у римлян сравнительно поздно; по крайней мере, Деций Мус, обрекая себя в жертву подземным богам, не произносит, у Ливия, имени Плутона.

В литературе и искусстве

В литературе

Аид — действующее лицо комедии Аристофана «Лягушки».

Поздняя античная литература (Лукиан) создала пародийно-гротескное представление об Аиде.

Образ Аида в искусстве

Изображения Аида сравнительно редки; большая их часть относится к позднейшему времени. Он изображается сходно с Зевсом — могучим, зрелым мужем, восседающим на троне, с двузубцем или жезлом в руке, иногда с рогом изобилия, иногда рядом с ним Персефона. У ног Аида обычно лежит Цербер (на одной статуе Цербер сидит).


Эпитеты Аида

Аид в значении «имя бога», видимо, является вторичным по отношению к значению «название мира мёртвых». Слово др.-греч. Aidos обычно этимологизируется из *smu-id «свидание, встреча (с предками)»[34]. Также слово Аид возводится к греческому слову: «невидимый»[35]. Ср. также образ Шлема Аида как шапки-невидимки и отсутствие изображений Аида в греческом искусстве.
Агесилай («Водитель народа»). Эпитет Аида[36].
Адмет («Неодолимый»). Эпитет Аида[37].
Аидоней. Имя Аида[38].
Евбулей. Эпитет Аида[39].
Келеней. Эпитет Аида (?)[40].
Климен.[41] Одно из имен Аида[42].
Плутон. Имя Аида[43] Статуя рядом с Эриниями[44]. Ему посвящён XVIII орфический гимн.
Полидект (Полидегмон).[45] Эпитет Аида[46].
Скотий («Тёмный»). Эпитет Аида[47].
Хрисений («Правящий золотыми вожжами»). Эпитет Аиду в гимне Пиндара