Остров туманного Альбиона. Продолжение I

Лев Израилевич
               
На фото: Рафаэль. "Мадонна Альдобрандини". 1510 год. Лондонская Национальная галерея. Картина названа по имени владельцев - семейства Альдобрандини.

               
По части живописи Британский музей гармонично дополняет Лондонская национальная галерея. Её мы тоже посетили. Даже дважды. Один раз – коллективно с группой. Второй – самостоятельно. И всё равно многое посмотрели, что называется вскользь.

  В галерее собрана одна из лучших в мире коллекций западноевропейской живописи периода с XIII по XX век. Коллекция для музея подобного масштаба не очень большая. Всего 2000 картин, но богатейшая. Можно даже сказать уникальная.

По крайней мере, даже в Лувре такой нет. Почти все картины – высшее мировое достижение в искусстве живописи. Авторами шедевров являются величайшие мастера всех времён и народов. Назову только несколько имён, навечно вошедших в историю мирового искусства. Это Тициан, Рубенс, Микеланджело, Тинторетто, Рембрандт, Рафаэль,  Ван Дейк, Ван Гог, Пикассо и многие-многие другие.

Порядок показа картин в музее несколько необычен. Они размещены не по именам мастеров, ни по странам, а в строго хронологическом порядке. Непривычно, зато хорошо просматриваются этапы развития изобразительного искусства в исторической перспективе.

Коллекция в подавляющем большинстве состоит из полотен, исполненных в классическом стиле. Но есть и представители модернизма. Комментировать картины не буду. Действительно, что я могу сказать, если и так уже давно известно – это подлинные шедевры.

Разве что показать пару репродукций в слабое тому подтверждение. Так на нашем сайте больше одной не покажешь. Вот я и решил показать Мадонну Рафаэлевскую, о которой поют российские «звёзды». Да и то скачал из Инета. Фотографировать, как известно, в таких музеях не разрешают.   

 Из других уже платных музеев самым популярным, судя по длине очереди в кассу, является музей восковых фигур мадам Тюссо в Мерилбоне. И это притом, что цена билета тогда составляла что-то около 10 фунтов. Примерно $25.   

 Музей был создан ещё в 1835 году. Его основательница талантливый скульптор Мария Тюссо начала творить во Франции ещё во времена Великой революции. Делала посмертные маски и королю и революционерам.
               
 Затем бежала в Лондон и создала там свой знаменитый музей, который в настоящее время имеет семь филиалов в Европе, США и юго-восточной Азии. Чтобы попасть в музей неорганизованным туристам нужно выстоять в очереди часа три-четыре. Не меньше. Но муки ожидания того стоят.

В музее выставлены моментально узнаваемые восковые фигуры многих известных и печально прославившихся личностей. Здесь представлены члены королевской семьи, всемирно известные государственные и политические деятели.

Тут же великие учёные, изобретатели и спортсмены. Звёзды поп-музыки. Знаменитые шарлатаны и проходимцы. Около каждой фигуры находится небольшой стенд с биографией персоны. Всего в музее на момент нашего там пребывания находилось около тысячи экспонатов.

В музее мадам Тюссо не только восхищаются замечательными восковыми фигурами, здесь есть возможность пощекотать себе нервы. Я имею ввиду комнату ужасов. Вот где по-настоящему выделяется в организме адреналинчик.

В комнате можно увидеть знаменитых убийц, насильников и воров. Встретиться с палачами, «красочно» расправляющимися со своими жертвами. И всё до жути правдоподобно.

Например, отрубленные окровавленные головы Робеспьера и его соратников, насаженные на колья. Смотреть на эту жуткую картинку без содрогания невозможно. Супруга и не смотрела.

Наглядно представлен весьма обширный набор наказаний, существовавший в Англии за всю её многовековую историю. При желании можно посмотреть пытки инквизиторов и прочие малоприятные сценки.

Надо заметить, что много не для слабонервных. Видимо по этой причине детей в комнату не пускают. А вот я зашёл. Не могу, конечно, сказать, что получил удовольствие. Однако, до селе не виданное – увидел.

Особенно много адреналина выбрасывается в кровь во время прогулки в открытых вагончиках по подвесной железной дороге. Мини электропоезд на приличной скорости движется в полной темноте всего пару минут.

Но каждые пятнадцать-двадцать секунд по пути возникает до дрожи реальная картина ужаса. То на поезд бросается чудовище со страшной перекошенной рожей.

То палач заносит свой огромный топор прямо над твоей головой. При этом движение постоянно сопровождается какими-то жуткими воплями. Что-то похожее на крик Тарзана. Короче, за свои деньги страха натерпелись немалого.
 
Музей имеет ещё одну занятную особенность. Здесь предоставляется возможность сфотографироваться в обнимку с понравившимся экспонатом. Выбрать можно любого героя. Сообразно вкусу и мимолётному всплеску эмоций.

Моей супруге, к примеру, приглянулся Ицхак Рабин, ставший жертвой еврейского фанатика. Правда, компания получилась не совсем комфортной. Слева – Кадафи, сегодня уже покойный, справа – собрат Рабина по мирному договору и смерти Анвар Садат. Покойный давно.

Ну, и последнее, что я хочу сказать. Коллекция музея шагала, и продолжает шагать в ногу со временем. Запечатлевает величественное, просто хорошее и откровенно плохое. Если верить гиду то в 1999 году, последнем году XX века, музей восковых фигур мадам Тюссо посетило два миллиона человек.

Из всех музеев английской столицы самым богатым и многоликим, бесспорно, является Лондонский Тауэр. Там мы побывали, так сказать по собственной инициативе, но что печальнее – за собственные деньги. В программу тура этот шедевр не входил.

 Лондонскому Тауэру более 900 лет. Это – самый древний и, как пишут в туристических буклетах, самый посещаемый исторический памятник Лондона. Вообще-то, Тауэр – крепость-дворец.

Правда, за свою 900-летнюю историю он был не только крепостью и королевской резиденцией, но и национальной казной, хранилищем королевских драгоценностей, монетным двором, арсеналом.

 Здесь находились обсерватория, и даже приличных размеров зоопарк. До недавнего времени на территории Тауэра функционировала самая древняя и самая зловещая в Англии тюрьма.

С XI века в этой темнице содержались очень многие известные люди. Среди них короли Франции и Шотландии. Испанские герцоги и немецкие бароны. В тауэрской тюрьме был казнён император Священной Римской империи Генрих VI.

Однако по понятной причине больше всех, разумеется, в Тауэре томилось подданных британского королевского престола. Последним самым известным узником тюрьмы был заместитель Гитлера Рудольф Гесс.

Для посещения туристов в Тауэре открыто Хранилище королевских драгоценностей. Здесь я увидел такое, что алмазный фонд Эрмитажа показался мне обычным ювелирным магазином. Огромное количество уникальных ювелирных изделий. Цена их баснословна.

Наиболее ценные среди них считаются: корона Британского королевства с бесчисленным числом бриллиантов - "булыжников", браслеты коронования, скипетр Королевы Марии II из золота высшей пробы с бриллиантами, Королевский скипетр из золота, украшенный бриллиантами величиной с приличную сливу.

К слову сказать, скипетр венчает самый крупный в мире бриллиант «Звезда Африки» в 530 карат. Он выполнен в виде груши. Но мне лично больше всего понравилась Государственная золотая шпага с драгоценными камнями и бриллиантами. Понятно, шпага не для боёв и даже дуэлей. Её надевает король только во время коронации.
         
Довольно продолжительное время в Тауэрском дворце в непосредственной близости друг от друга находились Государственная казна и тюрьма. Признаться, поначалу мне показалось, что соседство, несколько неожиданное.

Однако, малость подумав, пришёл к выводу, что логика в такой неординарной близости двух кардинально различных по назначению заведений явно просматривается. Весьма резонно было предположить, что в те времена потенциальные казнокрады остереглись глубоко запускать руку в государственный карман.

Ведь они хорошо знали, и даже каждый день видели, где в случае чего им придётся коротать остаток своих дней. Властям тоже, вероятно, было удобно. Перемещение схваченных за руку из одной конторы в другую много времени не занимало.      
               
В дальнейшем перечислении лондонских музеев, полагаю, особого смысла нет. Как  не банально это звучит, но действительно лучше один раз увидеть. Два раза – ещё лучше. А потому сокровищницы Британской Короны нужно просто по возможности посещать.

продолжение следует