Нравственный крест

Валерий Иванов-Виленский
http://sojuzrus.lt/rarog/publicistika/154-chto-est-istina.html

ПРИНЦИП УМА
Философские рассуждения
http://www.lt90.org/news.php?readmore=59

Давайте порассуждаем о вещах, которые, наверное, человек каждый день не видит, не осязает, не слышит, но которые, тем не менее, детерминируют – определяют и формируют, его сознание. Эти вещи присутствуют всюду, в любом нашем действии, в любом нашем созидательном процессе, и эти вещи, вернее даже не вещи, а сущности (здесь, наверное, между сущностью и вещью можно поставить знак равенства), и обуславливают наше сознание. Оно опирается на логику, знания и информацию. Назвал, как видите, сразу несколько терминов: знание, информация, логика  - хотя логика несколько не вписывается в этот ряд, поскольку соединяет знания и информацию. А вот чем отличаются знания от информации, об этом мы с вами ещё поговорим.
Любой человек является «мыслящим животным», как говорил почти две с половиной тысячи лет тому назад великий древнегреческий философ Аристотель (кстати, учитель великого греческого полководца Александра Македонского). Оставим Аристотелю эту фразу. Сами, однако, мы должны понять, что человек является животным социальным существом. Вы можете мне возразить, так ведь и волки в своих стаях, тоже социальные животные, и бараны в стадах, и муравьи в своих муравейниках тоже социальные живые существа… Да, всё это правда. Но человек является думающим социальным существом – сущностью. Многие говорят – вот женщины рожают людей. Нет, это не так. Женщины рождают лишь биологический живой организм – ребёнка, который если не попадёт в социальную человеческую среду, станет животным. Известны случаи «маугли», детей которых своровали волки или обезьяны. Они становились волками или обезьянами и уже никогда не возвращались в человеческую среду. Их находили, их пытались вернуть в человеческое общество, но ничего не получалось. Выхваченные из своей животной социальной среды, эти существа просто погибали. Так вот, рождённый женщиной ребёнок, может стать человеком только благодаря той социальной среде, в которой он растёт и формируется. Только через социум! Через семью, через друзей детишек с которыми играется, скажем, в детском саду, через школу, университет, через предприятие, через любые другие общественные формирования, в которых человек постоянно присутствует. Самое страшной для человека – остаться в одиночестве. Даже не смерть. Одиночество самое страшное наказание для человека!
Давайте подумаем, если человек является продуктом социума, то что его в этом социуме определяет как личность, как того, кем он является перед данным социумом. Скажу сразу – нравственность. Нравственные измерения, которые детерминируют человека, отличается от тех, которые детерминируют социумы высокоразвитых социальных животных. (Там тоже присутствуют свои нравственные установки, которые определяют поведение особей в стаде, что позволяет всем членам этой группы выжить. Скажем, у волков есть определённые правила поведения между членами стаи, нарушение которых строго наказуемо вожаком и это наказание апробируется членами стада). Человеческие нравственные категории являются определяющими его личность.
Что такое нравственность? Мы оперируем этой категорией каждый день - говорим о морально-нравственных отношениях, морально-этических отношениях… Здесь хотел бы подчеркнуть одну важную особенность нашего обыденного мышления, а может быть и современных масс-медиа, которые пытаются нивелировать само понятие «нравственность», сделать его непонятным. Дело в том, что человеческая нравственность имеет чётко выраженные векторы измерения, напоминающие крест, которые определённым образом воздействуют на человека. Человек, сознательно или неосознанно, но всегда при мотивации своего поведения в социуме, определяет эти четыре нравственных вектора, чётко отвечая на четыре группы основополагающих нравственных вопросов. Это вопросы связанны с эсхатологическим мышлением, когда человек решает - быть ему или не быть вообще? (В частности - делать, или не делать?) Решать такой вопрос даётся право во многих религиях (кроме христианской…). Второе – это нравственные вопросы, связанные с моральными воззрениями человека и отвечающие на вопросы – что есть добро и что есть зло? Третий аспект нравственного бытия человека  связан с ответами на этические вопросы – что можно делать, а что нельзя? И четвёртый, наверное, всем более понятный аспект нравственного мировосприятия, это эстетический, отвечающий на вопросы – что красиво, а что не красиво? (Подытожим. Человеческую нравственность личности детерминирует умная система четырёх мировоззрений, которые называются так: эсхатологическое, моральное, этическое и эстетическое. Проявления каждого из этих четырёх мировоззрений на социуме, в виде совести, по векторам ни как не может совпадать, ибо названные нравственные вектора являют собой крестообразную модель).
Здесь мы подошли к такой, я бы сказал забавной вещи. Многие наверное не задумывались, но есть такая сущность как Истина. И есть, как общеизвестно, такие вещи как правда и лож. Если рассматривать эти сущности в нравственных категориях, соотносясь с нравственными векторами, то мы увидим, что вопросы, которые затрагивают Истинные сущности, скажем, математическое мышление, являются однозначными, абсолютными. Любой здравомыслящий человек всегда на вопрос: сколько будет два плюс два? - однозначно ответит – четыре. Если он скажет двадцать пять, то мы посмотрим на этого человека и улыбнёмся – он, наверное, шутит, или с ним что-то не совсем в порядке... А вот на вопрос: что есть красота? – мы никогда не получим однозначного ответа. Любой из вас ничего не ответит конкретного. Каждый скажет - вот это красиво, другой – нет, вот то, или вот ещё, вон то… И нигде мы не найдём общего знаменателя. Знаете, древние греки пробовали найти этот общий знаменатель. Они ввели понятие «золотое сечение» и строили математически выверенные с ним прекрасные здания в стиле классицизма. И сейчас мы строим некоторые официальные здания в этом стиле, видим эту архитектуру в наших современных города. Но поезжайте на Ближний Восток, поезжайте на Дальний Восток – вы не увидите там зданий классической архитектуры (разве, что те, которые построили европейцы). Вы увидите там совсем другие оригинальные очень красивые здания, но они не будут выстроены по принципу «золотого сечения», о котором так заботились древние греки.
Обобщая, скажу, ответ на вопрос: что есть красота? – не имеет однозначного знаменателя. Нам, наверное, надо будет разобраться в наших беседах, в чём же здесь секрет. Почему так происходит, что с одной стороны мы имеем очень чёткие законы физики, описываемые математическим языком, которые олицетворяют законы природы. Незыблемые. С другой, наоборот, относительные воззрения.
Кстати, вспомните второй закон диалектики: «отрицания, отрицания» - если мыслить и развивать диалектически интерпретации законов физики и законов природы, то можно сказать спокойной: «они не вечны, тоже будут отрицаться когда-то».  (Теория относительности, кстати, отрицает действие законов классической физики в определённых физических условиях, когда процессы, скажем, проистекают со скоростью света и т.п. Но она не отвергает законы классической физики – вообще.) В то время, как «второй закон диалектики», отрицая незыблемое, всё низвергает (в том числе и себя, как закон).
Так вот, все вещи, которые связаны с Истинным восприятием мира – они абсолютны. А вот вещи связанные с нравственным восприятием мира, вопросы связанные непосредственно с человеческим бытием, сугубо гуманным  – они не абсолютны, но относительны. У них есть свои знаменатели, но эти знаменатели относительны.
Так что же является знаменателем для нравственного восприятия мира человеком и человеческим социумом?
Отвечу сразу и определённо – религиозное сознание.
Что такое религиозное сознание?
Во-первых, оно зиждется на феномене нашей человеческой психики – вера, верить. Люди изначально, в процессе, когда из новорождённых детей формируется человеческая личность – верят. Они вверять маме, папе… Повторяют все их действия и только потом, потихоньку, начинают испытывать себя, стремясь на собственном опыте строить мир своих мировоззрений. Так вот, вера это свойство нашей психики. Вера не требует никаких аргументов для того, чтобы считать, что данное нечто нам нужно. Вера вообще не требует никаких доказательств. Человек просто верует во что-то, или не верует. (Увы, как часто человек способен менять веру!)
Что приводит веру к религиозному содержанию и осознанию этого религиозного содержания человеком, порассуждаю в следующей здешней публикации.