Любить по-русски

Валерий Сергеев Орловский
А кто сказал, что на Руси не было своих сексуально-эротических традиций?
Конечно же, были! Причем некоторые из них заткнут за пояс и шведскую модель семьи, и европейскую или американскую «свободную любовь», и даже восточную камасутру. Остается рассказать, что означает - «любить по-русски».
По свидетельству  византийских историков, на Руси в VI веке преобладали патриархальные отношения и многоженство. "В то время, - рассказывал Козьма Пражский, - каждый мог иметь по две и по три жены, и что теперь почитается за стыд, в те времена было великим бесславием, когда муж довольствовался одною женою, а жена имела только одного мужа". Древнеславянские жены пользовались значительной свободой. Былины сохранили образы таких девушек - мужественных, воинственных, независимого нрава. Женщина могла выезжать в поле и богатырствовать с врагами, предводительствовать дружиной и вообще делать все мужские дела. Она свободно располагала своим сердцем и сама выбирала себе мужей и возлюбленных. Нередко девушки умыкали (похищали) для себя женихов. Так Добрыня был умыкан одной из женщин, которая победила его в рукопашной схватке.
Более того, "нелюбые" жены могли почти официально, не таясь, изменять мужьям. Вызывал удивление у чужаков и излюбленный славянами способ совокупления - в воде: на озерной или речной отмели, а то и наплаву посреди широкой реки. Изумлялись чужеземцы и тому, что славянская молодежь еще до замужества и женитьбы частенько развлекалась групповым сексом во время различных празднеств. Поэтому сексуальность долго ассоциировалась у наших предков со смехом, весельем, плясками да песнями под незатейливую музыку. Таков, один из древнейших праздников древних славян - вакханалия в честь бога «женитьбы и веселья» Лада, который позднее стал именоваться днем Ивана Купалы. Свальный грех практиковался также на пирах и свадьбах, которые длились иногда неделю и дольше.
Характерным для древнеславянских интимных отношений было отсутствие скотоложства и гомосексуализма, а также категорическое нежелание русичей выносить свои победы над дамами на всеобщее обсуждение. Сегодняшнему же состоянию дел мы должны быть «благодарны» европейской «культуре».
По старинному обычаю, практиковавшемуся в конце VIII века, в "девичьих банях" за день до замужества, волхвы лишали девственности тех невест, которые по каким-либо причинам не потеряли ее ранее. Понятие «блудница» возникло примерно в VII веке и означало лишь то, что девушка ищет мужа («блуждает»). С XII по XVII век блудницами считали незамужних девиц, вступавших в интимную связь, и вдов, принимавших у себя мужчин. Степень греха народ подразделяли так: блуд - это связь с незамужней женщиной, а прелюбодеяние - с замужней. Проституток (в нашем понимании этого слова) называли - срамными девками.
Одним из первых «борцов за моральные устои» на Руси многие считают княгиню Ольгу. Это она в 953 году издала первый указ  на сексуально-свадебную тему - о денежной или вещевой компенсации за отсутствие девственности.
В 967 году князь Святослав, провозгласил, что «отныне лишение девственности - прямая обязанность мужа и его достоинство». Святослав попытался также запретить и эротические танцы «в непотребное время», но это стало явным перебором реформатора и народ начал бунтовать. Пришлось указ отменить.
Главную же лепту в обуздание плоти и «сатанинских страстей» на Руси внесла православная церковь, начавшая реально утверждаться на Руси в XII веке.
Были ликвидированы волхвы, а акушерок-знахарок объявили "бабами богомерзкими". Даже защита от зачатия путем приема трав считалась "убивством тяжким".
Началась борьба с такими видами мылен (бань), как девичья (за день до свадьбы) и брачная (совместная помывка супругов сразу после бракосочетания). Их подменили обязательным раздельным омовением супругов после "греха соития".
Признаками женской красоты в средние века считались: белое лицо, красные щеки, тонкие пальцы и большая нога, а в особенности - пышные формы и толстый стан. «Если в женщине меньше пяти пудов весу, - говорили тогда, - то и красавицей назвать нельзя». Примечательно, что церковь в те стародавние времена старательно охаивала большую женскую грудь. Люди же на это реагировали одинаково: старались брать в жены девок дородных и обязательно - с роскошным бюстом. Тогда это считалось важнейшим критерием женских репродуктивных возможностей. Да и сами девицы применяли массу ухищрений, чтобы сделать грудь повнушительней. До наших дней дошел рецепт зелья, которое применяли в деревнях Центральной России те, у кого грудь была менее четвертого размера. Три ложки женского молока, ложка меду, ложка растительного масла на кружку отвара мяты перечной. Грудь, сказывали, росла, как на дрожжах.
Существовал также обычай, который очень похож на мусульманский. Все гости свадьбы должны были узнать, невинна ли молодая жена. Это было обязательным ритуалом. Около комнаты, куда удалялись новобрачные на первую брачную ночь, их ждали так называемые постельничие. Через полчаса муж отправлял человека к теще и тестю со словами благодарности за то, что они "сохранили" дочь. Следующий день ознаменовывался тем, что отец новоиспеченного мужа "сыну своему да снохе своей по случаю "вскрытия" давал благословение".
Что ни говорите, а у древнего секса не отнимешь поэтичности. Слово "забеременеть" у наших предков, например, заменялось выражением "покушать горошка". Это связано с тем, что в сказках символ плодородия, гороховый стебель, вырастал до неба.
Была определенная логика и у названий женского и мужского полового органа. Так, мужской часто называли расческой или гребнем. Ведь по мифологическим ассоциациям волосы символизировали обилие и, соответственно, плодородие. Женское естество часто ассоциировали с золотым кольцом или колодцем.
Со временем интимную близость, даже между супругами, стали считать греховной, исключение составляло только соитие ради зачатия ребенка. Многочисленные посты и постные дни (среда и пятница) составляли большую часть года. Причем в каждый из оставшихся для плотской любви дней, хотя бы и свадебный, нельзя было совершать более одного акта. Ввели запрет на позицию «стоя» – «понести» в ней трудновато, а значит она «не чадородия для, а токмо слабости ради». Нормы христианства предписывали женщине во время соития одну-единственную позицию - лицом к лицу, находясь снизу. Запрещались христианам сношения во время месячных очищений и после наступления беременности. Тех, кто совершал половые акты в воде, объявляли колдунами и ведьмами. Возбранялись поцелуи тела. Женщинам запрещалось «возводить брови и краситися, дабы не прельстити человекы во погибель сласти телесныя». Во время исповеди попам предписывалось задавать мирянам уйму вопросов на щекотливую тему, в том числе и такой: «Не влагали ль вы уста и перста свои ближним своим в места непотребные и куда не надобно?»
Русский народ, однако, довольно вяло реагировал на подобные проповеди. В XVIII веке бытовала поговорка: «Грех – это когда ноги вверх, а опустил - Господь простил».
По мнению этнографа Н.Гальковского, в России XVI века «простой народ погряз в разврате, а вельможи изощрялись в противоестественных формах этого греха». Совокуплениями занимались не только в кабаках, но порой уже и на улице. Главными же борделями стали бани, общие в то время для мужчин и женщин.
Кстати, сифилис завезли в Россию тоже в начале XVI века, а уже к концу оного он стал косить россиян не хуже холеры или чумы.
Начало решительной борьбе с грехопадением положила Екатерина Великая, которая в 1784 году запретила использование общих бань, повелев строить раздельные мыльни.
В старину на Руси совершенно иначе смотрели на брак и нисколько не считались с желаниями самих брачующихся. Браки заключались, как говорится в песне, "по божьему повелению, по царскому уложению, по господскому приказанию, по мирскому приговору". Каждый домовладыка был обязан заботиться о всех домочадцах, о рабах и прислуге, как о собственных детях: девиц выдавать замуж, а молодцев женить. Помещики делали это вплоть до отмены крепостного права. У казаков нередко лично атаман выдавал невест замуж. Так, например, Стенька Разин устроил, таким образом, не одну сотню свадеб. Вельможи, великие князья, цари также организовывали свадьбы приближенных, не спрашивая их согласия. Поощряло подобные браки  и само государство. Например, царь Алексей Михайлович, для умножения народонаселения Сибири, повелел, чтобы тамошние пашенные крестьяне непременно отдавали своих дочерей за ссыльных; но так как те не хотели брать себе в зятья воров и мошенников, то их принуждали к тому силою и брали за ослушание большой штраф. Иногда правительство целенаправленно высылало в Сибирь "женок и девок", поручая тамошней администрации выдавать их замуж. 
Теперь давайте обратимся к обычаю, проливающему свет на происхождение названия "медовый месяц". Начнем непосредственно с меда. Еще первобытные люди находили сладкую вязкую жидкость с приятным ароматом в дуплах деревьев, пней или, иначе, в «бортах». Затем появилось и занятие - бортничество: сначала добывание меда диких пчел из естественных дупел, затем разведение пчел в выдолбленных колодах. В Древней Руси это стало одной из важных отраслей хозяйства. Русь, по наблюдению многочисленных иностранцев, буквально "текла медом". Особо хочется подчеркнуть, что мед на Руси был повседневным продуктом питания всего народа. В нашей национальной кухне мед употребляли в натуральном виде, в освежающих и хмельных напитках, в разнообразной выпечке. Мед использовали для всех ягодных и фруктовых варений. Он был частью культовых и обрядовых церемоний. Так, в дни сочельников - Рождественского и Богоявленского - православным христианам предписывается употреблять в пищу сочиво, а на поминальных трапезах - кутью и коливо. Мало того, что это вкусно, но и очень полезно. Даже ритуал первого кормления новорожденного сопровождался смазыванием мёдом груди роженицы.
Редкая русская народная сказка не оканчивается присловьем: “И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало!” Мед являлся самым любимым напитком русских вплоть до конца XVII века. (В эпоху Петра I меды уходят на второй план, а их место занимают заморские вина и водки.) В значительной мере это связано с тем, что суровый климат страны не позволял активно развивать виноградарство и как следствие - виноделие. Однако, безусловно, немаловажную роль играло и отменное качество самих медов, огромное их разнообразие…
Оказывается, во время брачной церемонии молодые получали в подарок бочонок меда в 5-10 кг, который полагалось съесть за месяц. Вот, оказывается, откуда привычное для нас выражение "медовый месяц". Оно буквально, а не метафорично связано с медом.
B XVI веке следует искать истоки странных отношений между зятем и тещей. В ту пору отцы стремились выдать дочерей замуж как можно раньше – иногда даже в 9-12 лет. Сердобольные же мамаши, дабы обезопасить своих девочек от фатальных исходов, в первую брачную ночь сами ложились под зятьев. И затем, продолжая бережно охранять здоровье юных дочек, года два-три делили ложе и с мужем, и с зятем. 
 Петр I в 1714 году запретил жениться раньше 20 лет и выходить замуж раньше 17. Это касалось только дворян. Но уже в 1775 году Екатерина II издала указ, согласно которому мужчины всех сословий могли венчаться с 15 лет, а девушки - с 13 лет. А в середине XIX века венчать невест и женихов можно было с 16 и 18 лет соответственно. Вот тогда теща и перестала исполнять супружеский долг своей дочери.
Практиковалось и «снохачество», когда мужчина - глава большой  семьи (живущей в одной избе) состоял в половой связи с младшими женщинами рода, обычно с женой своего сына, называемой сноха («сноха» - от выражения «быть на сносях»). Этому также способствовал обычай, позволяющий женить малолетних сыновей. Отцы или опекуны, взяв девицу для своего малолетнего сына, жили с нею сами до совершеннолетия мужа. Эта практика получила большое распространение в связи с призывом молодых крестьян в рекруты, а затем и в связи с «отходничеством», когда молодёжь уходила работать в города и оставляла своих жён дома. Снохачество частенько упоминается и в художественной литературе («Отцы и дети» И.С.Тургенева, «Житие одной бабы» Н.С.Лескова).
Кроме прочего, на Руси долго бытовало, так называемое, «право первой ночи». Этот обычай заключался в том, что первую брачную ночь невеста проводила со своим хозяином, помещиком, начальником и т.п.  Происхождение такого «права» объясняется тем, что крепостные могли жениться и выходить замуж лишь с разрешения своего барина. Но чтобы получить такое разрешение, они должны были пойти и на некоторые "уступки". Частенько господа давали свое разрешение только на условиях «известного рода». Эта практика поддерживалась в некоторых областях России вплоть до отмены крепостного права.
Возможно, именно от этого старинного обычая и пошло ругательство, порочащее мать.
Впрочем, подобных версий великое множество.

(О сквернословии читайте мою статью "Сквернословие - это болезнь?")