Жестокость сегодняшнего мира

Жайлыбаева Нурсулу
Жестокость сегодняшнего мира

Жестокость сегодняшнего мира в том, что в нищете растворяются стремления и ценности, двигавшие людьми столетиями, и рождаются новые и еще неосознанные, и все это происходит в процессе распада старого мира и старых отношений между людьми. Духовные, нравственные ценности в противоположность вещным отношениям упорно развиваются в противодействии и превращаются в самостоятельную тенденцию, в денежной форме направленную на разрушение старых отношений. Она и выступает мощной разрушительной силой в виде стремления человека к его собственному благу. Здесь человек и становится как саморазвивающаяся личность. Это – результат истории. И было бы наивно думать, что все причины многообразия поведения людей мы можем находить в определенных частях его мозга или в его сознании и тем сможем упорядочить и мир человека в соответствии с его предназначением, создаваемым философией и философской мудростью.
Сегодня уже никого не удивляет, что образованный человек, ценившийся раньше как специалист, профессионал, теперь обесценился и в силу сложившихся обстоятельств вынужден овладевать множеством видов деятельностей. Иначе он не выживет. Его деятельность зависит от случайностей. Это только в советском обществе штамповали людей по потребностям системы. Музыканты, писатели, поэты, художники, научные деятели, педагоги, архитекторы и врачи возвеличивались. Чернорабочих не хватало. Систему лихорадило от труда, от прославления людей труда, от всеобщих соревнований и субботников, от сверхурочных работ и «по совместительству». Теперь вдруг общество не стало нуждаться в них, и они превратились в личную деятельность. Теперь, следовательно, упорная борьба становится принципом развития человека.

И вместе с тем именно сегодня жизнь повсюду заставляет человека овладевать разносторонним умением, искусством творить, осваивать азы науки, философии, техники. Иначе он не победит конкуренцию в бешеной погоне за деньгами и опустится. Только такие люди выживают и достигают цели. И эти люди становятся, становятся как люди будущего, способные к всестороннему развитию благодаря развитию всесторонней деятельности. Но этот процесс, устремленный в сущности в будущее, еще не имеет сознания, а потому само объективое развитие нуждается в правильном объяснении данной исторической ситуации, являющейся поворотной. На повороте истории теряются прежние представления, и общество, направленное к коренным изменениям, нуждается в новом сознании и в новом освещении этого процесса.
Таким образом, уже это показывает, что одностороннее развитие, характеризовавшее капитализм, уже перестает быть способом жизнедеятельности людей. С распадом общественного разделения труда, разложением экономических отношений жизнь каждого определяется деланием денег, и каждый здесь освобождается от прежней односторонности, и развитие человека принимает не только всесторонний характер, но и форму саморазвития, в которой он умственную деятельность соединяет с физической.
Восхваляемые у нас формы предпринимательства и фермерства неопровержимо это доказывают. И тот факт, что за период распада социализма и кризиса капитализма сложились новые структуры общества, характеризующиеся в основном «маркетингом и менеджментом», отнюдь не доказывают, что эти структуры долговечны. Напротив, они сложились в самодовлеющую силу лишь в распаде как слепые разрушительные силы. И история никогда не будет знать такого «мгновения» в мимолетном своем движении. И вся неожиданность всего нашего развития как раз в том и состоит, что мы временные явления как раз воспринимаем вечными. И стремительность нашей жизни, вызывающая беспрерывные изменения, следующие одно за другим, для нас остаются бессодержательными в нашем чисто внешнем восприятии жизни.
 Отсюда и всестороннее развитие человека, которое становится как принцип через объективное требование обстоятельств. Этот момент подчеркивают и экзистенциалисты, особенно Сартр, Хайдеггер, Дильтей и другие, хотя они и не подозревают, что становится человек будущего, вполне соответствующий прогнозам классиков марксизма.

С этой точки зрения общественное развитие предстает с совершенно другой стороны: с точки зрения самостоятельного развития человека, которая является исторической необходимостью и которое должно породить соответствующее ему сознание, называемое мной сознанием новой эпохи, но которое является перевернутым в данный момен на почве денежных отношений. И здесь развитие человека, каждого отдельного человека, происходит не иначе как в суровой борьбе с распадом общества. Поэтому повсюду каждый становится из внутренней необходимости, личных побуждений и собственных потребностей. В то же время те, кто их не имеет, падают. Здесь потребности индивидуализации человека коренным образом изменили стимулы его жизнедеятельности и тем противопоставили его обществу, стоявшего всегда над ними и подчинявшего их себе, тем самым подавляя инициативу и активность людей.
Все это складывается как неодолимая тенденция, на которой теперь, в сущности, основан распад общества. Но ошибка состоит в том, что это состояние рассматривается неизменным, будто оно в этой форме совершенствуется и тем достигнет некой зрелости, разумности. Подобное идеологическое представление у нас существует уже со времени распада социализма, и оно постоянно обосновывается как «переход к разумному рынку», «рынку на западный лад». С этим связывается и способ развития «по стандартам» Запада. А что в этом скрыто с исторической точки зрения, об этом не задумались.

Вот в этом и отразилась наша близорукость и вместе с тем дальнезоркость классиков, предвидевших эту форму развития человека. Синтетический, интегральный индивид уже складывается. И те люди, которые деградируют, деградируют лишь с точки зрения способностей «жить по-капиталистически». Это значит, что у человека, который переходит к будущему, разлагаются его способности к отдельному существованию. И на этом основании и разлагается капитализм, лишаясь внутренних побудительных сил. А как будет вырабатываться способность к коллективной жизни, превращающей людей в общественное существо на новом уровне жизни, это уже дело не истории, а сознания людей и того нового объединения, к которому мы идем, идем совершенно слепо. Бог им дал достаточно сознания для этого, чтобы они дадумывались сами.
Но если перевернуть это представление, то в действительности именно в этом процессе подготавливаются предпосылки перехода к новой форме жизни, которая всецело является творчеством индивидов и которая в корне и исключает какие бы то ни было «идеальные модели», противоречащие потребностям развития личности. И общественные программы, учитывавшие главным образом только экономические интересы общества, никогда не соответствовали этой тенденции и создавали только мифы, видя только необходимость становления владельца денег, на которого и возлагали все надежды, даже не задумываясь об его историческом происхождении и назначении.