О понятии зла

Виталий Симоновский
В понятие зла целесообразно вкладывать только тот вред (физический, моральный, материальный), который наносится человеку в результате человеческой деятельности. Конечно, можно в это понятие включить и всяческие природные явления, однако в этом нет практического смысла. Ибо каждому ясно, что надо строить добротные дома, очищать воду, носить зимой тёплую одежду и т.д. Другое дело вопрос, как бороться с неприятностями и защищаться от опасностей, которые исходят от людей.

Если исходить из принятого критерия, то не видится особых проблем в нахождении и обобщении основных причин зла.
Каждый человек стремится к достижению своих целей, которые он находит наиболее важными, жаждет тех радостей, которые для него самые содержательные. И он, человек, как ещё Кант утверждал, имеет полное право на достижение своих целей… пока в своей деятельности не затрагивает точно такое же право других. А вот когда он его затрагивает, это как раз и надлежит назвать злом.

Типичные примеры.
Человек совершает зло, если
– отнимает у другого заработанное путём эксплуатации, жульничества или прямого ограбления;
–  унижает оскорбительными словами или действиями с целью получить удовлетворение в чувстве превосходства;
– наносит вред из зависти;
– наносит вред (оговаривает, клевещет) из карьерных соображений или в соперничестве;
– наносит вред себе в силу, например, каких-либо предрассудков;
– наносит вред из благих побуждений, в силу ограниченности и недомыслия, полагая  благом  для другого то, что таковым для этого другого не является;
– наносит вред вследствие неосторожности, небрежности, невнимательности.

В итоге представляется удобным такое определение понятия зла.

Зло есть результат человеческой деятельности, направленной на нанесение вреда (физического, морального, материального) какому-либо человеку в нарушение его права на жизнь и её радости.

Люди в своём стремлении к лучшему повсеместно мешают другим в таком же точно стремлении (сознательно пренебрегая совестью, либо неосознанно, «нечаянно»).

Может возникнуть вопрос: зачем этот текст, ибо всё уже многократно оговорено. Но попробуйте разобраться в этом понятии, как оно трактуется в философской и религиозной литературе. (Заметим, что понятие зла есть стержень, основа всех этических учений и моральных установок во все времена).

В философии это понятие тонет в птичьем языке терминов, которые так и хочется назвать псевдонаучными, ибо они не проясняют, а, как бы нарочито, затемняют понимание сути дела. Версий трактовок – не счесть.
В религиозных текстах зло покрыто мифологическим флером, оно витает вне людей, над людьми, оно родилось раньше людей…

А ведь на Земле нет иных целеустремлённых существ (по крайней мере таковые нам пока не известны), кроме конкретных живущих в данный момент людей с их животрепещущими интересами, которые неизбежно пересекаются. И в этих пересечениях беспрестанно высекаются искры зла.