Поедание рыбы махи-махи на острове Кулебра

Евгений Аркадьевич Куликов
"Махи-махи" - так называют эту рыбу жители Карибских островов. Более распространенное ее название "корифена" или "золотая макрель". Это довольно крупная и очень красивая рыба. Мясо махи-махи сочное и нежное, при этом совсем нежирное. Мне доводилось пробовать эту чудесную рыбу во время научно-исследовательских морских экспедиций в тропическую часть Атлантики. Обычно ее запекают или жарят большими кусками. Российские моряки предпочитают мариновать ее и поедать в сыром виде.
Я бы не осмелился утверждать, что мое нынешнее путешествие на Карибские острова было спровоцировано горячим желанием отведать блюдо из махи-махи. Очевидно основным мотивом явилась потребность вырваться из московской зимы и плюхнуться в кристально чистую воду тропического океана. Это такое удовольствие поплавать среди коралловых рифов, понырять за раковинами, погреться на солнце зная, что в Москве сейчас минус 20. При этом кулинарное любопытство тоже сыграло свою роль. Скажите, в каком ресторане Москвы подают жаркое из свежей махи-махи?
Первый раз, будучи студентом, я попал на Карибские острова во время 12-го рейса НИС "Академик Курчатов" в 1972 г. Мы заходили тогда на остров Мартиника, а также в порт Ла-Гуайра вблизи Каракаса. Позднее в 1989 г. во время экспедиции на НИСП "Волна" побывал я на острове Кюросао (Виллемстадт) во время рождественского карнавала. Так что представление о Карибах у меня было вполне адекватное.

Ну вот, а теперь Пуэрто Рико. У меня есть друг, который пару лет назад продал дом и все имущество, купил яхту и поселился вдали от цивилизации на рейде в бухте Энсенада маленького острова Кулебра. Это спокойная и размеренная жизнь отшельника и философа, отягощенная борьбой за живучесть судна - поддержание в рабочем состоянии двигателей, системы электроснабжения, обеспечение безопасности в период ураганов и пр. Об этом он рассказывает в своих опусах "Хроники Мамбы" на страницах литературных сайтов:
http://world.lib.ru/s/skripnikow_j_j/ и здесь: http://proza.ru/avtor/yskripnikov
Примерить на себя такой достойный образ жизни... пожалуй это был еще один мотив этого в общем недешевого путешествия.
С детства я ненавижу организованный отдых. Туристические пляжи, лежаки, кабинки для переодевания вызывают у меня неконтролируемую ярость. Только полная свобода и отсутствие туристов! Поэтому я даже мысли не допускал, чтоб обратиться в какое-либо турагенство. Сегодня, когда есть Интернет, заказ билетов, поиск жилья и пр. не является проблемой. В этом смысле Кулебра идеальное место для таких "снобов-путешественников" как я. Население около 2 тыс. человек - натуральная деревня! По улице бегают куры, кони без привязи и иногда небольшие дракончики... игуаны. Туристы попадаются, но редко. Основное население пуэрториканцы. Они довольно доброжелательные и приветливые люди, но очень шумные во время праздников. Есть и гринго (так называют любого не пуэрториканца), но они хозяевами здесь себя не чувствуют. Любопытное сообщество яхтсменов, постоянно проживающих на своих судах - в среднем их возраст от 50 до 70 лет. Очевидно им надоело жить суетной городской жизнью, вот и выбрали себе жизнь морских кочевников. Они гордо называют себя "Sea Gipsy" - морские цыгане.

Впрочем, многие обитатели яхт, не уходят далеко - перемещаются около острова. Таких здесь называют неуважительно "Reef rats" - "рифовые крысы". Строго говоря мой приятель относится как раз к этой части яхтового сообщества. Самые дальние вылазки - на ближайший крупный остров Сент Томас. Это понять можно - яхта моторная, на дальнее путешествие солярки не напасешься. Конечно, у всех разное материальное положение. Кто-то живет на тримаране с кондишн и джакузи. У другого нет даже туалета - ходит на ведро. Однако духовная близость очевидна. В сообществе строгие правила взаимопомощи. Вообще жизнь напоминает деревенскую. Проплывая на моторке мимо яхты необходимо обязательно поприветствовать хозяина, а если он того пожелает побеседовать с ним минут 15 на разные темы - типа погоды, какие проблемы с двигателем, почему у владельца катамарана Джонса синяк под глазом... и т.д. Здесь никто никуда не торопится. Все делают основательно, с большим запасом по надежности.
Ну а теперь о природе: Журнал Forbes Traveller составил список лучших в мире мест для дайвинга. В этом списке Кулебра на третьем месте - ссылка http://www.travel.ru/news/2009/10/18/174576.html. Температура воздуха в январе 24 градуса. Воды 22. Хорошая прозрачность на глубине. Богатая фауна - кроме обычного набора тропических рыб встречаются какие-то реликтовые строго охраняемые черепахи, скаты, мурены, барракуды. А омар, которого я углядел среди рифов был такой огромный... ну, скажем так - хвост охватить пальцами двух рук невозможно. Полно всяких раковин. Разнообразие кораллов. На острове водятся пеликаны, игуаны и пр. твари. В общем экзотика в полной мере.
Каждый день мы проводили с приятелем в воде по 4-5 часов. В основном мы занимались так называемым "snorkel" - то есть плаванием с маской и трубкой, иногда заныривая на глубину для фотосъемки или для того, чтобы подобрать что-нибудь интересное. Заплыв с аквалангом дело более серьезное. Для этого был выбран потрясающий участок с практически отвесным рифом, верхняя кромка которого была на глубине около 1.5 м, а нижняя примерно 15 - 20 м. Так вот заплыв вдоль этой вертикальной рифовой стены - одно из наилучших моих впечатлений на Кулебре. Именно здесь в одной из расщелин в этой стене был обнаружен омар - монстр. Схватить его рукой? Я уверен, что эта гигантская сволочь смогла бы отхватить не только палец, но и запястье.
Поверьте, я опытный дайвер - мне довелось нырять в районе Багамских островов, Сингапура, Сайпана, атолла Капингимаранги, островов Гран Канария и Тенерифе, естественно в Черном море... но такой красоты, как на рифах Кулебры я не видывал. Это рай для ныряльщика!
Кстати, пока я плавал среди рифов меня пытались достать... Мой канадский партнер прислал е-мейл, настаивая, чтобы я что-то подправил в статье, которую мы готовили для печати. Я позволю себе привести фрагменты нашей переписки (в переводе с английского):

Джозеф,
Я предлагаю оставить все как есть. Если рецензенту чего-нибудь в тексте не понравится, тогда и подправим. И вообще, отсюда все эти вопросы кажутся столь ничтожными... У меня возникла действительно серьезная проблема - трудно выбираться из воды в резиновую лодку... живот мешает.
Hola (привет по испански)

В ответ Джозеф разразился завистливыми стенаниями и в заключении глубокомысленно посоветовал:

"А ты найди пару симпатичных пуэрториканских леди, чтоб они помогали тебе карабкаться в лодку"

Ну вот, примерил я образ жизни моего друга... Да, красиво, романтика... И все же романтика не главное, что удерживает его в этой прекрасной глуши.
Раньше он был типичным русским иммигрантом в Америке. Ежемесячная выплата кредитов, стрижка газонов раз в две недели, еженедельная закупка продуктов... И работа, работа... Вся зарплата уходит на выплату кредитов. Когда же это кончится? Да НИКОГДА. И вдруг простое решение. "Хочу жить на яхте! Кровопийцам банкам - ни копейки! Все, что зарабатываю - в родную и любимую "Мамбу".
И вот я задумался - а что за жизнь у меня в Москве? Электрички, метро... Вредное начальство, заявки, отчеты, снова заявки и снова отчеты. Чтение лекций тупым студентам. Дома отключили воду, надо чинить унитаз... Через неделю юбилей сотрудницы, надо что-то купить. А что если - "К черту! Уеду на Кулебру. Там не надо заботиться об обуви - достаточно пляжных шлепок, не нужен галстук - шорты и майка - одежда на все случаи жизни. Там я никому ничего не должен, и мне никто не обязан. Я отвечаю только за себя! Вот ЭТО мне нравится".

И теперь мне понятно, почему возраст сообщества яхтообитателей от 50 до 70 лет. Да потому, что детей уже вырастили... можно пожить для себя, сбросив все "цивилизационные стрессы". Но это всего лишь мечта...

P.S. Отвлекся я от кулинарии... А надо и про махи-махи рассказать. С самого дня приезда на Кулебру я приставал к другу, мол надо в ресторан сходить и чего-нибудь из местной экзотической кухни попробовать. Ну, типа барбекью из акульих плавников. Он смотрел на мою инициативу весьма скептически, а на яхте к кофе готовил какие-то варварские гамбургеры. И все же я его достал. В последний день пребывания мы пошли в ресторан. Для начала попали под дождь и вымокли до нитки. Обычный деревенский ресторан без претензий. В углу табличка со строгим предупреждением "Игуан кормить запрещается". Махи-махи подали с рисом и плошкой чили. Вполне прилично и вкусно. И махи-махи хороша. В общем выполнил я свою программу, галочку в списке обязательных дел поставил. Теперь можно обратно в Москву. Но как не хотелось возвращаться!

Январь 2012 г.

Здесь можно посмотреть видео приложение от 2013 г.

http://www.youtube.com/watch?v=36HkYb30fqU