А я, повеса вечно праздный...

Людмила Криворуцкая
      ПУШКИН  ГЛАЗАМИ  СОВРЕМЕННИКОВ.
   
                " А я, повеса вечно праздный,
                Потомок негров безобразный,
                Взращённый в дикой простоте
                Любви не ведая страданий,
                Я нравлюсь юной красоте
                Бесстыдным бешенством желаний."
                А.С.Пушкин

   Так о себе писал А.Пушкин в 1820году в письме к другу К.Юрьеву.  Пушкин сам сознавал свою некрасивость. Гремучая смесь соединения горячей африканской крови Ганнибалов и легкомысленно-поэтического характера Пушкиных.
   По-разному видели современники Пушкина.
   Так, например, в 1836 году графиня Дарья Фёдоровна Фикельмон записала в своём дневнике:...невозможно быть более некрасивым - это смесь наружности обезьяны и тигра; он происходит от африканских предков и сохранил ещё некоторую черноту в глазах и что-то дикое во взгляде."
   Как вспоминают его лицейские товарищи: Дельвиг, Кюхельбекер - он был ростом 1м.66см. Ходил с тросточкой пешком по Екатерининскому каналу в Петербурге к дому Никиты Муравьёва и А.Олениной. Делал около 6км. На нём была тогда модная шапка Боливара.
   Из воспоминаний И.А.Гончарова "В Университете" - "Лучше всего, по-моему, напоминает его гравюра Уткина с портрета Кипренского."
   Во-всех других копиях у него глаза сделаны слишком открытыми, почти выпуклыми, нос выдающимся. Это неверно. У него было небольшое лицо и прекрасная, пропорциональная лицу голова. с негустыми кудрявыми волосами".    Лицейский товарищ И.Гончаров упоминает  известный портрет Кипренского "Пушкин". Этот портрет купил у художника Дельвиг, а гораздо позже Пушкин. Он выкупил у вдовы Дельвига свой портрет. "   Себя как в зеркале я вижу и это зеркало мне льстит."  Так понравился ему этот портрет, что Пушкин считал его самым удачным.  И.Гончаров в своих воспоминаниях продолжает мысль:" С первого взгляда наружность его казалась невзрачной. Только когда вглядишься пристально в глаза, увидишь задумчивую глубину и какое-то благородство в этих глазах, которых потом не забудешь.  В позе , в жестах, сопровождавших его речь, была сдержанность светского, благовоспитанного человека."    Как писали современники о внешности и характере Пушкина:..." обаяние в "арапском безобразии" его лица: тёмных каштановых волосах, вьющихся, слегка вздувшихся губах, "широких и очень красных", жемчужно-белых зубах, темноватой коже, так ярко подчёркивающей ясные серые глаза с синим отливом. Пышные бакенбарды, соединённые полоской внизу на подбородке. Очень длинные ногти. Невысокий, худощавый, он двигался быстро, жестикулируя нервно.  Климат его души демонстрировал разные переходы настроения; то он обладал мрачной меланхолией, то искренне, шумно смеялся. Перемены мгновенны и непредсказуемы.  Странно сочеталось: ясный , светлый ум и беззащитность перед лицом пустяковых бедствий жизни".
  Другой товарищ по ссылке в Кишинёве В.П.Горчаков в дневнике довольно детально даёт характеристику Пушкину "...В числе многих особенно обратил моё внимание вошедший молодой человек небольшого роста, но довольно плечистый и сильный, с быстрым и наблюдательным взором, необыкновенно живой в своих приёмах, часто смеющийся в избытке, непринуждённый весёлости и вдруг неожиданно переходящий к думе, возбуждающей участие. Очерки его лица были неправильны и некрасивы, но выражение думы до того было увлекательно,что невольно хотелось бы спросить а что с тобою? Какая грусть мрачит твою душу ?- Одежду незнакомца составлял чёрный фрак, застёгнутый на все пуговицы, и такого же цвета шаровары."
   Его друг по амурным делам похождениям в Тригорском Алексей Николаевич Вульф верно отметил бесовскую привлекательность поэта:" Пушкин говорит очень хорошо; пылкий, проницательный ум обнимает быстро предметы; но эти же самые качества причиною, что его суждения об вещах иногда поверхностны и односторонни. Нравы людей, с которыми встречается, узнаёт он чрезвычайно быстро? Женщин же он знает, как никто. Оттого ,непользуясь никакими наружными преимуществами, всегда имеющими большое влияние на прекрасный пол, одним блестящим своим умом он приобретает благосклонность оного."
   Некоторые его современники видели его странности, считая это признаком гениальности. Одним из его товарищей по ссылке в Кишинёве в 1822году так описывает встречу:"...В Пушкине было ещё несколько странностей, быть может неизбежных спутников гениальной молодости. Он носил ногти длиннее ногтей китайских учёных. Пробуждаясь ото сна, он сидел голый в постели и стрелял из пистолета в стену".
   А.Ф.Вельман".Воспоминия о Бессарабии:" Говоря о балах Кишинёва, я должен сказать, что Пушкин охотно принимал приглашения на все  праздники и вечера, и все его звали. На этих балах он участвовал в неразлучных с ними занятиях - любил карты и танцы... С каждого вечера Пушкин собирал новые восторги и делался поклонником новых, хотя мнимых богинь своего сердца. Нередко мне случалось слышать:"Что за прелесть! Жить без неё не могу", а назавтра подобную прелесть сменяли другие. Что делать - таков юноша, таков поэт: его душа по призванию ищет любви и, обманутая туманным призраком, стремится к новым впечатлениям, как спутник к блудящим огням необозримой пустыни". (продолжение в след части)