Гефест

Алекс Боу
Орфический гимн Гефесту:

ГЕФЕСТУ


 В море соленое брошенный малым, Гефест,
 Ты Эвриномой спасен и Фетидою также,
 Принят с почетом богами Олимпа однажды,
 Став их любимцем, Огонь – это твой манифест.

 Духом могучий, ты светоча пламя благое,
 О, светоносный, ты мира третейский судья,
 Чудный посредник в ремеслах, радетель огня,
 Первоначало, властитель, ты – место святое.

 Всюду обитель твоя – очаги всех домов.
 Все подчинились тебе, ниспошли теплоту
 Для поддержания жизни, об этом молю,
 Силу огня укроти для простых очагов.





Этимология в Диалоге Платона "Кратил":
Гермоген. А как же Гефест? Что ты о нем скажешь?

Сократ. Ты спрашиваешь о благородном "знатоке света" ?

Гермоген. Да, я это имею в виду.

Сократ. Разве не ясно вполне, что он должен называться Фест, а просто так притянуто?

Гермоген. Вероятно, так, если только ты не захочешь растолковать это как-нибудь иначе.




в греческой мифологии бог огня, покровитель кузнечного ремесла и самый искусный кузнец. В микенских текстах упоминается лишь предположительно: a-pa-i-ti-jo.



Согласно Гомеру, сын Зевса и Геры. Брат Аполлона, Ареса, Афины, Гебы и Илифии.

По другим мифам, Гера зачала и родила Гефеста сама, без мужского участия[3], из бедра Геры[4], в отместку Зевсу за рождение Афины. Также отцом Гефеста иногда считали Гелиоса или, по критскому мифу, Талоса.

Когда Гефест появился на свет, он оказался больным и хилым ребенком, к тому же хромым на обе ноги. Гера, увидев своего сына, отказалась от него и скинула с высокого Олимпа. Но море не поглотило юного бога, а приняло его в свое лоно[5]. Приемной матерью Гефеста стала морская богиня Фетида[6]. До своего совершеннолетия Гефест жил на дне моря и занимался своим любимым делом: ковал. Прекрасные изделия выходили из кузни Гефеста, не было им равных ни по красоте, ни по прочности. Словно живые летали изображенные птицы, реально жили люди, и даже ветер обретал жизнь в прекрасных творениях Гефеста.

Узнав о том, что он сын Зевса и Геры, и o преступлении матери, Гефест решил отомстить. Он создал кресло (золотой трон), равного которому не было в мире, и послал на Олимп в качестве подарка для Геры. Гера пришла в восторг, никогда она не видела такой великолепной работы, но стоило ей сесть в кресло, её обвили невидимые ранее оковы, и она оказалась прикована к креслу[7]. Никто из пантеона богов не смог разомкнуть путы кресла, поэтому Зевс был вынужден отправить Гермеса, посланца богов, чтобы приказать Гефесту освободить Геру. Но Гефест отказал. Тогда боги послали Диониса, бога виноделия, к Гефесту. Дионису удалось напоить Гефеста и доставить его на Олимп[8]. Будучи в опьяненном состоянии, Гефест освободил свою мать.

Другая комбинация мотивов присутствует в I песне «Илиады»: Гефест помог связанной Гере, за это сброшен Зевсом с неба и упал на Лемнос, покалечив ноги, отчего стал хромым[9].

Гера признала своего сына и отдала ему в жены прекрасную Гебу. Гефест же был принят в сонм богов и продолжал работать в качестве кузнеца. Все здания на Олимпе были построены Гефестом, а также отец Гефеста Зевс поручал изготавливать свои не знающие промаха молнии своему сыну.

Когда он освободил Геру, Зевс клятвенно разрешил ему просить все, и он попросил Афину в жены (либо это было наградой за изготовление оружия богов[10]), он преследовал Афину[11], Афина стала защищаться, и из семени Гефеста, которое тот пролил на землю, родился Эрихтоний[12].

Гефест устал во время Флегрейской битвы с гигантами, и ему дал место в колеснице Гелиос[13]. Он связан с мифом об Орионе[14]. Служил некоему смертному мужу[15].

Изображался могучим и широкоплечим, но некрасивым и хромым на обе ноги[16]. По Гомеру, супруг Афродиты. По Гесиоду — супруг хариты Аглаи.


Гефест, очевидно - бог негреческого происхождения, о чем говорит уже само имя. Его город, Гефестиада, был главным городом острова Лемнос, где еще в V в. сохранялось самобытное, не-греческое население; греки называли их "тирсенцы", и, судя по этому имени, идентифицировали их с италийскими этрусками. Из более поздних источников нам известно о великом празднике очищения, устраивавшемся на Лемносе, который завершался зажжением нового огня и его распределением по мастерским3; в "Илиаде" говорится о том, что жившие на острове Лемнос "синтии" приняли на себя заботы о Гефесте, когда он упал с неба4. К лемносскому Гефесту имеют отношение кабиры, таинственные боги-кузнецы, приходящиеся ему то ли сыновьями, то ли внуками.



Цицерон:
"И Вулканов тоже много. Первый родился от Неба. От этого Вулкана Минерва родила того Аполлона, которого древние писатели (historici) считают покровителем Афин. Второго, рожденного Нилом, египтяне называют Фта94 и считают хранителем Египта. Третий — от третьего Юпитера и Юноны; он, как считают, руководил ремесленными мастерскими на Лемносе95. Четвертый родился от Мемалия и утвердился на островах вблизи Сицилии96, которые и называются Вулкановыми".

"О Природе Богов", ч3, 55


 Особое значение кузнечного дела в бронзовый и ранний железный век вело к тому, что оно оказалось связано множеством нитей с религиозными и политическими институтами. В общих чертах возникает нечто похожее на "кузнечное царство", какие известны нам по поздне-хеттской традиции6. Прямая связь плавильных мастерских и святилища со всей возможной очевидностью засвидетельствована в Китионе, XII в., на богатом залежами меди острове Кипр; еще здесь почитали бога и богиню "на медном слитке"7. И у фригийцев их Великая Богиня, по-видимому, была как-то связана с мастерскими, где плавили металл8. Насколько этот перечень можно было бы пополнить за счет обычаев и языка "тирсенцев", еще предстоит выяснить; найденные на Лемносе надписи до сих пор не получили надежного толкования9.

 Греческие города, ставя превыше всего воинскую доблесть, отодвинули кузнечное дело на второй план. Только в Афинах Гефесту в мифе и культе была отведена единственная в своем роде, исключительно важная роль; в результате диковинной встречи его с Афиной, Гефест de facto становится отцом первого царя Афин Эрихтония и тем самым, прародителем афинян10; в этом качестве ему полагалась жертва в день родительского праздника апатурий11. В календаре праздников был праздник кузнечного дела, chalkeia, какое-то отношение к которому имела также Афина12. Все же свой большой храм Гефест, совместно с Афиной, получил лишь после 450 г.; этот храм, почти полностью сохранившийся, находится на холме над Агорой, напротив афинского Акрополя13.

 В эпосе Гефест отличается от всех остальных богов Олимпа тесной связью со своим исконным элементом - огнем; его имя - и это единственный случай - могло означать просто "огонь"14. Когда бог реки Скамандра хотел утопить Ахилла в своих струях, Гера призвала Гефеста, который связал поток языками пламени15. Явлением Гефеста и одновременно центром его почитания был - существующий еще и сейчас - газовый факел близ горы Олимп на южном побережье Малой Азии; возможно, такой же факел горел и на острове Лемнос16. Связь Гефеста с вулканами, название Липарских островов "Hephaestiades insulae" и помещение его кузницы под Этной носит вторичный характер.

 У бога Гефеста покалечены ноги, что делает его "аутсайдером" среди совершенных олимпийцев; этому есть два объяснения - рациональное и то, которое дает миф17; кто наделен особой силой, несет на себе особую мету. Божественное повествование предлагает в качестве обоснования бурлеск: Гера родила этого сына сама, не зачав его от мужа; результат разочаровал ее, она в гневе сбросила ребенка с небес вниз18. Продолжение, как Гефест, мстя матери, приковал ее к великолепному трону, и как один Дионис оказался в силах, напоив, в конце концов привести Гефеста на Олимп, чтобы он спас ее, стало излюбленным сюжетом изображений Диониса; в литературе эта история запечатлелась в одном из гимнов Алкея19, возможно, по образцу, взятому из лемнос-ской традиции.

 "Илиада" делает из Гефеста повод и центр "гомерического хохота", когда он вместо прекрасного мальчика Ганимеда, ковыляя и тяжело переводя дух, подносит вино; но именно эта веселость и есть для него желанный результат, он один обладает достаточным умом и совсем не похож на других, чтобы таким образом ослабить напряжение и разрешить неприятную ситуацию20. Второй прецедент "гомерического хохота" богов в "Одиссее" - снова за счет Гермеса и опять свидетельствует о его победе: когда ему удалось в искусно сделанную сеть поймать прелюбодейку-Афродиту вместе с Аресом21.

 В "Илиаде" женой Гефеста выступает Chads, Грация. Его кузница, устроенная в железном доме на Олимпе, изображена в сцене, когда Фетида просит его изготовить новые доспехи для Ахилла. Сам Гефест занят у кузнечных мехов и наковальни, весь в поту и саже, в то время как из-под его рук выходят великолепные произведения искусства: треножники на колесах, которые катятся сами собой, не говоря о зла-токованных "девушках-роботах", поддерживающих его за работой22. Еще большего изумления заслуживает сделанный им затем щит - подобие всей ойкумены, в обрамлении небесных звезд. Бог-ремесленник становится воплощением творца; возможно также, что создавая этот образ, певец "Илиады" имел в виду отчасти и себя.