Щепка

Андрей Кд Лаврик
                (проба на конкурс малой детективной прозы)


                I.

      Изо всех сил пытаюсь найти в образе Нины хотя бы маленькую особенную деталь, зацепку, за которую, скажем, мог бы ухватиться портретист, решивший  запечатлеть эту девушку для истории. Мне даже кажется, что если бы сам признанный гений мира холста и кисти - Рафаэль Санти  писал Нину в своей великолепной реалистичной манере, то большинство посетителей галереи просто-напросто не замечали бы этого портрета на стене и проходили мимо. А всё потому, что единственной отличительной чертой Нины, по мнению большинства её коллег, как  раз и была неприметность.  Тихо и скромно трудилась она младшим специалистом компьютерных технологий в небольшом холдинге «Техномир.ua», никогда не выделяясь чрезмерными стараниями в работе, но и особых ляпов не допуская. В меру сдержана, в меру весела. Уместно дружелюбная и, в тоже время, немного отстранённая.  Никто даже не замечал, когда она уходила в отпуск: настолько плотно Нина слилась с интерьером. Иногда она была нужна коллегам, но не более, чем может быть нужен офисный стол, стул, скоросшиватель, степлер.
     Впрочем, в то октябрьское  утро один человек всё-таки обратил внимание на нашу героиню. Это был Тимур – работник отдела логистики того же предприятия.  Только не спешите рисовать никаких романтических картин. Наберитесь терпения, и Вам станет предельно ясно, где здесь зарыта собака. Причём автор считает своим долгом предупредить особо впечатлительного читателя, о том, что вышеуказанный фразеологизм  следует трактовать буквально. Ведь именно с собаки начинается данное повествование.
     Где-то очень близко истошно взвизгнула на всю округу местная любимица – Динка.  Она принадлежала к тем многочисленным дворовым псам, которые своей дружелюбностью, доверчивостью, а подчас и хитростью, пленили окружающих. Не было в окрестности ни одного человека, который ни разу не подкормил бы Динку или не почесал за ухом. При виде виляющей пушистым хвостом чёрной дворняги, таяло даже самое твёрдое сердце, как тает мороженое под воздействием прямых солнечных лучей.
     Вот почему многие сотрудники «Техномир.ua» не раздумывая бросились посмотреть, кто посмел обидеть  это милое, беззащитное существо. Тимур подоспел быстрее всех, и то, что он увидел, вызвало в нём массу противоречивых и горьких чувств.
     Просто в кустах, недалеко от офиса, на коленях стояла Нина. Она горько плакала и отчаянно пыталась вырыть ногтями что-то из-под земли. Тимур пригляделся и ахнул. Грязь стала красной от крови, и в этом красно-чёрном месеве  ясно виднелось пушистое Динкино тельце.
- Я иду на работу, слышу  - визг жалостливый в кустах … раздвигаю их … а там … вот … выбраться ещё пыталась, а теперь, кажется, не дышит. – речь девушки была сбивчивой и почти через слово прерывалась тяжёлыми всхлипами.
     В эту минуту к ним подошёл местный завгар Николай.
- Наверное, кто-то из водителей сбил. Я же говорил, что допрыгается между колёсами.
     Все присутствующие посмотрели на него с явным раздражением. Он это быстро понял и тут же умолк.
     Позже кто-то позвал завхоза и тот основательно закопал тело собаки. Все расстроились. В воздухе повисла звонкая нотка печали. Нину напоили крепким чаем, старались лишний раз не беспокоить. Вот только Тимур сказал нескольким сотрудникам по секрету, что в поведении его сотрудницы была огромная доля фальши. Откуда эта наигранность? Что ей скрывать?
     А тут ещё и шеф как с катушек слетел. От него, конечно, и раньше многим влетало, но таким гневным его ещё никогда и никто не видел. Весь день он вызывал к себе сотрудников и пропесочивал каждого, а самым «везучим» попадало и не единожды. Так закончился этот странный и грустный день. Свет в кабинетах погас, оповещая мир о том, что хоровод будней замедлил своё движение, чтобы завтра утром с новой силой пуститься в пляс.

                II.

- Ух ты. Что это у тебя? – Тимур указал на левый бок белоснежной Нининой кофточки.– Ты в чём-то красном испачкалась.
     С утра Тимур был ещё сонным или чем-то очень озадаченным, так что  когда не по времени суток бодрая Нина удивлённо всплеснула руками и, выругавшись, повернулась, чтобы уйти, он только пытался соображать что к чему.
- Это, наверное, кровь Динкина.  – отозвался проходящий мимо бухгалтер Степан Петрович.
- И как это я не заметила? Ещё и через весь город шла в таком виде. Я домой – переоденусь. А Вы передайте всем, что задержусь. Спасибо.
     Тимур уже было прошёл охранника, но что-то заставило его вернуться назад. 
- Серёга, а можешь мне запись вчерашнего утра показать?
- Я всё могу. А зачем тебе?
- Да так. Чтобы развеять одно странное предположение.
     Минут 20 ушло на то, чтобы отмотать плёнку на нужное место. Но вот в толпе мелькнуло лицо Нины. Отмотали назад. Никакой белой кофточки. Серый джемпер с жёлтым цветочком посредине.
- Интересно,- обронил задумчиво Тимур.
- Что интересно?
- Да так. Играю тут на досуге в мистера Холмса. Не потеряй, пожалуйста, это видео. А лучше – отложи. Что-то мне подсказывает, что нам оно ещё ой как понадобится. Спасибо, из тебя вышел заправский доктор Ватсон.
- Да не за что. Не забудь примыть раскрытое дело с верным помощником.
- Обязательно. Удачного дня.
     Невозможно остановить ливень, женщину в магазине одежды и потревоженное любопытство скучающего офисного работника.  Воспользовавшись тем, что ближайшее полчаса Нины не будет на рабочем месте, самопровозглашённый Шерлок поспешил влезть к ней в компьютер.  Обычные программки и расчёты.  Документы Word и Excel явно сухой рабочей тематики. Интернет-журнал пуст.
     Попробовал задать в строке поиска файлы с расширением «JPG» и «PDF». Выдало около сотни фотографий. Когда Тимур открыл их, ему сразу же стало не по себе. Это всё были снимки корпоративов их предприятия. Весёлые гулянки, толпа людей. Танцы, конкурсы, улыбки. Все фото были разные, но на всех их не хватало одного – глаз. Аккуратно, по контуру глазниц, фотошопом были вырезаны эти части человеческого тела. На их месте теперь зияла пугающая пустота. Парень даже нашёл себя на одной из фотографий.  Узнал не сразу. Кто бы мог подумать, что отсутствие такой небольшой детали не просто затруднит узнавание других людей, но и станет мешать самоидентификации.
- Привет ещё раз. Ты что-то хотел найти у меня на компе? – он не предполагал, что девушка вернётся так быстро.
- Да. У меня годовой архив дебиторов и кредиторов заглючило. Думал, может, у тебя скачаю. – Тимур закрыл фото, но наверняка сказать, сколько она уже стояла  за его спиной, и что видела, он не мог.
- Я тебе сейчас сброшу на электронку. 
- Да, спасибо. Я пойду. – Тимур чувствовал себя загнанным в ловушку, он помялся в нерешительности пару секунд, затем поспешил удалиться.
     Долго раздумывать над произошедшим ему не дали. На работу не вышел управляющий их отделом. Трубку он не брал, и все решили, что его исчезновение каким-то образом связано со вчерашним его агрессивным поведением. На 2 часа дня была намечена сделка, а потому Тимуру пришлось срочно вникать в суть вопроса и ехать представлять фирму на переговорах. О подозрительной девушке пришлось на время забыть.

                III.

    Следующие три недели прошли как в тумане. Павел Иосифович так и не объявился. Говорили, что его жена написала заявление о пропаже. Фотографию начальника даже несколько раз показали по местному телеканалу. Общественность бурно обсуждала случившееся, а Тимур в срочном порядке вникал в обязанности директора по части логистики.
     Всё уже начало идти своим чередом, пока однажды в самый разгар трудового дня, не завопила пожарная сигнализация. Буквально тут же противно защекотал ноздри едкий запах дыма.  Выбежавшие сотрудники в испуге бросились к выходу, но основной путь уже был отрезан полыхающими языками пламени.
- Все к запасному выходу, - крикнул Тимур .
     Когда новоиспечённый начальник подбежал к пролёту, на котором и располагалось предполагаемое спасение, то обнаружил там беспокойную толпу своих сотрудников.
- Что случилось? Отчего заминка?
- Двери! Двери заело. - прохрипел кто-то из толпы.
     Кровь в жилах Тимура вдруг резко вскипела, а потом так же внезапно стала холодной, словно лёд.
    Чёрный дым, между тем, уже наполнил комнату до такой степени, что разглядеть что-то стало проблематично.
- Пропустите меня к окну, - крикнул Тимур.
- Там решётка.
- Плевать. Где-то я на днях видел лом, оставленный строителями. – парень пошарил за шкафом. – вскоре в его руках блеснуло спасение - тяжёлый металлический предмет.
     Он подковырнул решётку, попросил помощи у сотрудников, и вот стальная перегородка уже нехотя поддалась и с грохотом упала на ламинированный пол. Тимур выбил окно  и пропустил нескольких сотрудников вперёд, потом вылез сам:
- Без паники. Мы попробуем открыть проход.  Когда он оказался на улице, то тут же бросился к заклинившей двери.
- О Боже, что здесь происходит? – оторопели остальные подбежавшие. Дверь пожарного выхода была подпёрта обычной шваброй. Стоило убрать ей, и все работники гурьбой высыпали на улицу.
- Все в сборе? Пересчитайтесь. А где Нинка Кондрашова?
- Она за свой счёт сегодня отпуск взяла, - крикнул кто-то из толпы.
    Вердикт пожарников был строг: возгорание электросчётчика по причине халатности главного электрика «Техномир.ua» Сазонова Александра Андреевича. Всё дело в том, что в счётчике не было обнаружено предохранителей. Бедолага обвиняемый клялся и божился, что ещё неделю назад лично проверял исправность счётчика и наличие в нём всех составных частей. Но скоро приехала милиция и забрала Сазонова в отделение для составления протокола.
   Спасало положение только то, что жертв не было. Кроме испуга и лёгкого удушья  ни с кем ничего не приключилось.
    Тимур нахмурился. Медлить было нельзя.  Он достал телефон и набрал номер.
- Здравствуй, Нина. Ты дома? А что это ты так удивлена меня слышать?  Нужно поговорить. Диктуй адрес, я подъеду.

                IV.

          Не прошло и получаса, как Тимур позвонил  в дверь своей странной сотрудницы. Она открыла ему с огромными удивлёнными глазами.
- Здравствуй, ещё раз. Ты что-то хотел?
- Можно я зайду?
- Да, конечно. – она сняла дверь с цепочки, пропустила нежданного гостя в прихожую, жестом предложила присесть на диван.
- Нина, сегодня на нашей фирме произошёл странный инцидент. Мы все едва не сгорели заживо.
- Господи. Что случилось?
     Дальше Тимур старался говорить спокойно и даже вкрадчиво:
- Я надеялся, что это ты мне скажешь.
-Скажу что? О чём речь? – дрожь в голосе выдавала нервозность.
- Я недавно случайно заглянул в твой компьютер и увидел там нечто странное. Зачем ты вырезаешь глаза сослуживцам?
     Девушка замялась.
- Ах, это? Это моё маленькое хобби.
- Ничего себе, хобби. Мне было не особо приятно всё это видеть.
- Нет, меня просто неправильно поняли. Пойдём со мной.
     Тимур неохотно встал и проследовал за хозяйкой в дальнюю комнату.
     Здесь царил творческий беспорядок. Повсюду на тумбах и столиках стояла разноцветная акварель и гуашь в баночках.  На креслах были разложены холсты, а в самом центре комнаты на треножнике стоял холст. На нём изображалось какая-то древняя пирушка. Стоит заметить, нарисовано было явно талантливо. Люди в старинных одеждах пили вино, ели виноград, танцевали и всевозможно предавались безудержному веселию. Странное дело, но было в них что-то знакомое. Едва уловимая частичка нашего мира.
- И что всё это значит?
- Я очень люблю рисовать в свободное время. Как видишь, неплохо получается. Эту картину я назвала «На пиру у Вакха». Это бог виноделия такой у древних греков.
- Я знаю кто такой Вакх. Причём здесь испорченные фотографии?
- У меня очень долго не получалось выразительно нарисовать глаза этих гуляк. Туловище и лицо весельчака можно себе представить. Но передать характер героя, сделать его оригинальным, не похожим на других, способны лишь глаза, понимаешь? И однажды меня осенило! Можно же легко срисовать эту часть тела с реальных людей. Вот я и вырезала с фоток, где люди веселятся, глаза, а потом увеличила и распечатала – чтобы изучить.
    С этими словами она достала из стола стопку бумаг и протянула Тимуру. Он пролистал в случайном порядке. Действительно – глаза. И вправду разные и неповторимые. Хмельные, откровенно пьяные, игривые, потерянные, пустые. Вроде даже где-то его промелькнули – тёмно-карие. Тимур тяжело вздохнул и отложил бумаги в сторону.
- А как ты тогда объяснишь кровь на свитере в тот день, когда пропал Павел Иосифович? В день смерти Динки на тебе был совсем другой свитер.
- А я и не говорила, что в этом была. Это Степан Петрович предположил, а я спорить не стала.
- Что же это было, если не кровь?
     Нина потянулась к шкафу. В её руке блеснул острый нож. Тимур резко насторожился и даже вскочил с места.
- Зачем тебе холодное оружие здесь?
Девушка улыбнулась:
- Да какое же это оружие? В руках художника – не более чем открывалка. Она ловко схватила со стола баночку с краской и открыла её, подковырнув ножом.
- Этот цвет именуется «Акажу». От названия красного дерева. Утром заканчивала рисовать вино и оно показалось мне чересчур бледным. Вот и добавила этих красок. Ну и вымазалась случайно.
     Тимур подошёл к окну. Посмотрел куда-то вдаль, подумал, почесав подбородок.
- Всё у тебя складно и даже правдоподобно получается. Только я вижу эту картину немного под другим углом. Ты сошла с ума.
- Что?
     Молодой человек схватил деревянный мольберт  и наотмашь ударил им девушку, да с такой силой, что та отлетела на несколько метров и, ударившись о стену, сползла на пол. По лицу тонкой струйкой потекла кровь ото лба к шее.
- Сбрендила, сдвинулась, тронулась умом, лишилась рассудка.  – орал Тимур. -Что же здесь непонятного. Скажем всем, что ты начала слышать голоса. И что они тебе говорили, Ниночка?
- О чём речь? Что всё это зна… - её вопрос был прерван пощёчиной. Глаза мучителя горели адским пламенем. В них был интерес, радость, чувство власти. Не было в них только одного - сострадания.  – А голос твердил тебе: «убивай». И ты начала с собаки. Понравилось?
- Это не я. Я хотела помочь Динке.
     Тимур уже не слушал её.
- А потом ты вошла во вкус. И решила убить человека. Несчастный Павел Иосифович. Он стал твоей первой жертвой. Ты обманом заманила его в лесополосу, убила и бросила труп в реку. Его, кстати, очень скоро найдут.
- Я не понимаю. - рыдала Нина.
- Бедная девочка, ты ни в чём не виновата. Ты просто больна, - очередная пощёчина заставила девушку перестать всхлипывать, - и вот ты окончательно поддалась этой страшной одержимости и попыталась сжечь сотню людей. Как же ты могла? Они ведь к тебе так хорошо относились.
 - Нет!!!
- Да. А потом ты на короткое время пришла в себя. Сознание временно вернулось. Ты позвонила мне, а когда я приехал,- рассказала всё это и, - Тимур распахнул окно, - выбросилась из окна 5-го этажа, раздираемая муками совести.
- Тебе не поверят.
- Да что ты? Все видели тебя над умирающей собакой. Красное пятно на кофте тоже имеет своих свидетелей. А чего стоит тот факт, что ты взяла отгул именно в день пожара? У меня куча свидетелей, что запасной выход был заблокирован снаружи. У нашего электрика трое детей. Поверь мне, он с удовольствием даст показания, что видел, как ты ковырялась в трансформаторном щитке ровно за день до этого ужасного события.
- Ты сволочь …
- А последним штрихом, конечно же, станут фотографии. Как же ты ненавидела всех нас. Ты знала, что собираешься сделать, но чувство вины заставило тебя испытывать стыд перед своими коллегами, а потому ты не смогла смотреть нам в глаза. Даже на фотографиях. Любой психолог-криминалист просто захлопает в ладоши, услышав подобную версию. А теперь – твой выход! Вставай. Сейчас я научу тебя летать…
     Тимур попытался схватить Нину за шиворот, словно шкодливую кошку, она изо всех сил оттолкнула его. Следует заметить, что сил этих осталось совсем немного. В голове девушки ярким спасительным огнём мелькнула идея, которая единственная могла дать ключ к спасению. Она заставила себя говорить как можно спокойнее и даже отстранённо, словно посторонний человек – обнаглевший зритель, рискнувший спорить с известным актёром со своего скромного места.
- Мы слышали версию, которой поверят обыватели. Но я имею право знать, как всё было на самом деле.
    От такой дерзости преступник сперва пришёл в дикую ярость, но мысль о том, что Нина – последний на этой земле человек, которому он сможет поведать все детали своей гениальной затеи, стало причиной мгновенной победы самолюбия над осторожностью.
- На самом деле, всё было просчитано мной, как шахматная партия против весьма предсказуемого соперника. Убрать шефа я решил уже давно. Сделка с индусами сулила немалыми прибылями. Медлить было нельзя. Единственное, чего я опасался – что у меня в самый ответственный момент не хватит духу свершить запланированное. Я, понимаешь ли, логист, а не киллер. Поэтому для начала я решил лишить жизни собаку. Вот тут и пригодилась Динка. Правда ты спугнула меня, когда я уже добивал её кирпичом. В тот же день я отправил Павлу Иосифовичу на мейл письмо с угрозой рассказать жене о его похождениях (мне ли не знать о них. Мы ведь часто были в одной компании). Потребовал небольшую сумму денег за молчание. Таким образом, выманив дурака в лес, быстро пристрелил его из маленького дамского револьвера, который менты непременно найдут у тебя в сумочке при обыске квартиры. Да, я убил его. А знаешь, что самое забавное? Я ничего при этом не почувствовал. Рука не дрогнула. Это странно, но собаку было лишать жизни куда сложнее. До этого момента я думал подставить его жену, но твоя испачканная кровью кофточка и фото без глаз зародили во мне совершенно великолепную идею. Всего этого было недостаточно, чтобы тебе сочли безумной, поэтому я ещё и героически спас целую толпу свидетелей от так называемого твоего поджога. Теперь то они уж точно расскажут всем и каждому насколько хорош я, а ты … ты, по их мнению, сущий дьявол. И вот теперь тебе, как художнице, предстоит поставить своей смертью последний штрих на шедевральной картине моего полнейшего триумфа.
- А как же я? Моя жизнь уже ничего не стоит.
- Ну почему же? Мне даже стало немного жалко тебя. Но знаешь, как говорят: лес рубят – щепки летят. Без этого никуда. Это допустимые потери. Вот и ты всего лишь щепка под ногами сильного, умелого лесоруба.
     Тимур так увлёкся самопохвалой, что не заметил даже, как Нина за это время медленно отползла на 40 сантиметров в бок и нащупала рукой острый кусок дерева, которое отвалилось от разбитого мольберта. Теперь она чуть-чуть привстала.
- Щепка, говоришь?
     Острый край некогда живого дерева, словно волчий клык, впился в шею Тимура. Он вскрикнул от боли, а потом зашатался, обмяк и шумно повалился на пол.

                V.

     Скорая и милиция приехали на удивление быстро. И чего их вечно все ругают?
    Сонная артерия оказалась не задета, и Тимур выжил. Допросы и судовые разбирательства длились примерно месяц и закончились для несостоявшегося преступного гения обвинительным приговором сроком на 6 лет с отбыванием в колонии общего режима.
     Нина, наконец, набралась смелости, ушла с работы и поступила в столичную академию искусств. Там она заслуженно перестала чувствовать себя непонятного вида закуской в чужой тарелке. Скоро у неё появилось много интересных и любящих её такой, какой она есть, друзей.
- Наконец-то Щепка вернулась в свой лес!- любила повторять Нина в часы весёлых пиршеств и застолий.