к теории третьей сигнальной системы

Павел Гурачов
В первой части мы пытались в общих чертах определить функциональную сторону психологического феномена, который обозначили как «третья сигнальная система» (третья СС). Ее задача – независимое наблюдение процессов происходящих в первой и второй сигнальных системах (напомним, первая СС – элементарное восприятие образов за счет работы анализаторов от органов чувств, вторая СС – восприятие абстрагированных образов в речи). Здесь мы попытаемся раскрыть структурную сторону вопроса.
Во-первых, следует учитывать тот факт, что сложные психические процессы и явления невозможно присовокупить к работе каких-либо отделов мозга, т.е. схематически отобразить. Однако важна не топография психических процессов, а принцип. Первая сигнальная система дает целостный образ воспринимаемого объекта за счет работы органов чувств, вторая связывает образы с символами – словами и речью. Это позволяет при коммуникации между индивидуумами значительно сокращать объем информации. При этом, и это очень существенно, в человеческих сообществах вторая СС является преобладающей. Существует масса экспериментов, когда в группе испытуемому предлагается описать свои ощущения от картинки (две линии, например – одна чуть короче другой), впоследствии остальные участники (подставные) сообщают свое мнение, которое противоречит мнению испытуемого. В итоге испытуемый соглашается с мнением большинства. Это означает, что человек склонен не доверять собственным ощущениям, если группа (и чем она больше, тем ее влияние мощнее) ему противоречит. Вспомним цитату из Дж. Оруэлла – «если партия сказала, что дважды два пять, значит дважды два - пять». Вторая СС возникает в процессе воспитания и социализации. Ребенок, не слышавший человеческую речь до 3-4 лет, потом никогда не научиться говорить. Вероятно, в этот период закладываются или проториваются основные пути в нейронных комплексах (родство, местоположение в пространстве, элементарные глаголы типа «дай», «на» и пр.). Далее процесс усложняется и дифференцируется. В конце концов, складывается сложная структура нейронных комплексов (далее структура). Работа этой структуры дает представление об устройстве окружающего мира и явлениях происходящих в нем. При этом есть как минимум два уровня структуры – архаическо-первобытный (младенчество и детство соответствует ранним этапам развития человечества – мистико-мифологический уровень. Сказка – сжатый миф) и цивиллизационный (среднее и высшее образование как сжатые отражения периодов духовно-просветительского периода развития цивилизации). Таким образом, образование структуры связано с проторением или «выжиганием» путей в сложных нейронных комплексах. Очень может быть, что представление о том, что мозг работает лишь на 4% связано с работой одной лишь структуры в нем. Возможно также, что остальной объем мозга является складом вытесненной информации. Ведь известно, что гипнозом можно вытянуть любой период из жизни, и человек вспомнит какого цвета была рубашка у прохожего 5 июня пятнадцать лет назад на улице такой-то в 12 часов 3 минуты.
Далее. Скорее всего, структуры у представителей одной культурно-этнической группы схожи. Также здесь интересен феномен юмора. Смех и связанное с ним удовольствие может быть следствием резкого выхода психической энергии, заключенной в структуре. Причиной смеха является ситуация, реальная или придуманная, исход которой не предопределен структурой. В анекдоте итог парадоксален, неожидан. И если исход истории определен структурой в таком направлении, а не в ином, то внезапное появление другого финала, означает переключение потока энергии на другие нейронные цепи, что и вызывает обрушение работы всей структуры. Освободившаяся энергия выражается в частых и ритмичных сокращениях диафрагмы (смех и хохот). Снятие напряжения со структуры приносит также удовольствие. Наоборот, негативный итог еще более напрягает структуру, так как напоминает сознательно или бессознательно итог ее работы – смерть. Дело в том, что Структура определяет прошлое, настоящее и будущее. Более того, энергетическая нагрузка на прошлое и будущее гораздо больше, чем на настоящий период времени. Вспомним работу нашего сознания. Подавляющую часть времени мы либо вспоминаем, либо планируем. Отсюда структуру можно вообразить в виде гантели из точек-нейронов. Левая часть – прошлое, правая – будущее, центральный мостик – настоящее. Сама гантель не является структурой, а частью, находящейся внутри еще большей гантели. Малая гантель – личная история, большая гантель – всемирная история. Разумеется это самые общие принципы, и строение и форма структур у разных индивидуумов разные, в зависимости от национальности и индивидуальных свойств психики.
Еще одно следствие из феномена структуры. Это комплексы. Сама структура является гиперкомплексом. В нутрии него есть подкомплексы – мировоззрение у людей различается. Одни верят в Бога, другие – атеисты, одни предпочитают то, другие это и т.д. Различие между людьми определяется различием в подкомплексах разного уровня. Комплексы, которые считаются формами патологии, это типичные или индивидуальные комплексы, так или иначе нарушающие целостность структуры или меняющие ее. Так вот третья СС является особым комплексом. Идеальная ее реализация – полное отпочкование от структуры. Максимально независимое наблюдение возможно при полном отщеплении от структуры. Однако здесь есть очень серьезная проблема. Невозможно быть уверенным до конца в той или иной степени отщепления третьей СС от основной структуры. Если основная структура имеет экзистенциал смерти, а третья СС его лишь видит, означает ли это, что произошло отщепление? Ведь есть мощнейшая вера в то, что смерть произойдет, а это присуще структуре. При этом третья СС понимает, что это всего лишь вера. Если образ земли в основной структуре – шар во вселенной, то третья СС только видит это как образ, как комплекс или часть структуры, потому что относительно независимого наблюдателя земля плоская. Если для структуры опыт прошлого является личным опытом, то третья СС видит его как образ опыта или подкомплекс структуры и не может быть уверена в том, что этот опыт не был только что запрограммирован и т.д.
Очевидно, что, будучи плоть от плоти, третья СС выхватывает части структуры при отпочковывании, но что это за части? Третья СС выхватывает только экзистенциалы, т.е. формы бытия, которые являются всеобщими для всего человечества. Понятно, что у папуаса своя структура, у средневекового сознания своя, а у европейца своя, однако в основах, в экзистенциалах все люди едины.
Последнее замечание – не следует путать работу третьей СС с рефлексией. Рефлексию в данном случае следует понимать как самые первые этапы отпочковывания третьей СС. Рефлексия - это всего лишь попытки задуматься над собственным внутренним миром и что-то там разрешить.
To be continued…