Новое хожение за три моря

Страхов Александр Борисович
Улыбающаяся индианка на плакате призывала меня посетить выставку-продажу индийских товаров.
Рассудив, что призыв обращён не только ко мне и народу там будет достаточно, я решил пойти. Да и интересно посмотреть, какие они, жители загадочно-пряной страны, и что же у них есть такого, что всегда привлекало европейцев.
Так началось моё «хожение».
 - Индусы, мать их!..
Это было первой фразой, которую я услышал на выставке (будем называть её так). С этим остроумным замечанием нельзя было не согласиться. Однако в самом начале торговых рядов стояла лавка с «настоящим сибирским мёдом». Видимо, она нужна была для плавного перехода от родных лесостепей к индийским джунглям. Начинались они прямо за мёдом, минуя среднеазиатские ландшафты (в том, что между Сибирью и Индией находятся именно они, убедиться может каждый, изучив карту мира).
Первый индусский лоток был забит чаем. Торговали им, впрочем, лица наружности славянской – наверно, чтобы акклиматизация прошла успешней. Я наклонился над пачками. Тут же ко мне подошла продавщица:
 - Здравствуйте. Вот непальский, вот цейлонский…
Не хочу хвастаться, но в чае я разбираюсь неплохо. Поэтому на моём лице появилась насмешливая улыбка:
 - А ассам у вас есть? Или дарджиллинг?
Продавщица впала в состояние, предшествующее панике:
 - Нет… Такого нету…
Но тут на помощь подбежала её товарка:
 - Есть, есть, - и поставила передо мной две жестяные коробки.
 - А, так это индийский! – воскликнула первая. Видно было, что она сейчас уподобилась Будде и стала просветлённой. Я купил ассам и пошёл дальше.
Только теперь я встретил настоящих индусов. Все они улыбались. Однако в их улыбках можно было разглядеть пережитки кастового деления. Можно чётко выделить две группы заморских гостей:
а) потомки злых раджей;
б) потомки благородных танцующих юношей.
Первые улыбались с презрением. Вторые улыбались так, будто встретили свою Зиту или Индиру и ведут её под руку (или как там у них принято). Только один индиец не вписывался в эту систему. Продавал он косметику и улыбался вне всяких социальных делений. Радость его передавалась проходящим мимо покупателям. Я тоже захотел приобщиться и подошёл к его лотку.
Рядом с этим индусом лежала табличка с незатейливой надписью: «Опиум».
Я пошёл дальше.
Кроме сибирского мёда, чая и опиума, земля Индийская богата также шёлком, вискозой, из которой делают «скатерьть», деревянными стульями и деревянным же диваном, шахматами, слонами из какого-то неясного материала и полудрагоценными камнями. Ну и, конечно же, пряностями! Продавались они рядом с чаем, но были как-то незаметны с первого взгляда. Лишь умудрённый буддоподобным индусом с опиумом, я смог разглядеть их. О высочайшем качестве индийских специй говорит следующий факт: рассыпанные из одного мешка по мелким пакетикам, они замечательно подходили и к мясу, и к рыбе, и к овощам, и даже к чаю!
Подивившись универсальности индийских пряностей, я отправился домой. Позади меня оставались шум и суета настоящего восточного базара…
Вечером, заваривая настоящий индийский чай, я заметил на крышке коробки акцизную марку, налепленную в братской Белоруссии.
Велика ты, земля Индийская!