Цветы-этапы в моей жизни

Наталья Ческидова
Живу на юге, вокруг много цветов, могу ими любоваться, но отношусь к ним без фанатизма: не развожу на подоконниках ни узумбарские фиалки, ни кактусы, ни фикусы. Есть за окнами пара-тройка горшочков обычной герани , и то это на тот случай, чтобы отпугивать комаров. Мои знакомые из  других городах  говорят : "Зажрались вы тут на юге, на каждом углу круглый год цветы, поэтому вы их не цените".
А на днях мне пришла в голову  странная мысль: можно связать с цветами разные события моей жизни. Даже можно ее поделить на цветочные этапы. И вот что из этого получилось...
Когда я была маленькая, мне было наверное лет пять, моими любимыми цветами были олеандры с пахучими розовыми соцветиями,  большие кусты которых росли у нас в палисаднике. Он был обнесен небольшим заборчиком, так что мы с соседскими девчонками могли спокойно в нем играть , тем более, что наши окна  второго этажа выходили на него, и я была в поле зрения  мамы.
До сих пор помню, что родители строго-настрого запретили мне рвать листья и цветы с этих кустов, "потому что они ядовитые". Помня об этом, мы  никогда не нарушали родительских наставлений.
Но однажды меня просто "попутал черт". Я сказала подружкам, что пожую листики и ни за что не умру. Я так и сделала. До сих пор не могу объяснить, почему я решила испытать судьбу, что это был за вызов?  Может, это было первое понимание, что существует смерть? Но когда тебе всего 5 лет, странно заигрывать со смертью.
Мой опыт закончился плачевно. Дома  мне стало плохо, но я все-таки успела рассказать родителям, что жевала листики олеандра. Дальше я ничего не помню, но со слов мамы знаю,  что я уже не могла ни стоять, ни сидеть и даже не держала голову , а когда меня понесли в туалет, то пошла кровь. Вызвали врачей, они долго боролись за мою жизнь. Произошло чудо- и я выжила.
 Это были мои первые любимые цветы. Теперь я к ним никогда не прикасаюсь.
Потом моими любимыми цветами стали розы. Мы жили в трехэтажной сталинке, а напротив нашего дома была маленькая двухэтажная школа.
 Это произошло летом перед тем, как я пошла в первый класс.
Моим другом был Сашенька. Он был поздним ребенком директора школы и его супруги - преподавателя биологии. У Сашеньки были два взрослых брата, учившихся в другом городе в институтах. А Сашенька был любимым пятилетним сыночком. Конечно, нам разрешалось в кабинете биологии ловить рыбок в аквариумах, поливать цветы и даже делать какие-то опыты в кабинете химии, конечно в присутствии добродушного папы - лысенького, полненького и в очках. А мама была дородная армянка с расплывшимися чертами лица. Имея таких родителей, Сашенька получился очень красивым и славным мальчиком. Они жили в пристройке к школе, так что мы проводили вместе целый день.
Мы гуляли по школьному двору, в котором все было в розах: аллея из  маленьких вьющихся розовых розочек, красных и чайных, ползущих на кипарисы. Просто розовый рай! Сашенька, несмотря на свой малый возраст, был настоящим джентльменом- он постоянно срывал розочки и втыкал их мне в волосы. Если они не держались, он что-то сооружал из моих волос, типа какого-то узелка или плел косичку, чтоб розочка держалась. Иногда я нарочно потихоньку вытаскивала розочку из волос, как будто бы она сама выпала, мне хотелось, чтобы Сашенька снова возился с моими волосами.  Вот такие женские уловки в неполных семь лет! Странно,  сейчас не очень люблю посещать парикмахерскую, делаю это только по необходимости, хотя удовольствия от этого не получаю.
Как было принято в ту пору, мы ходили обедать то к Сашеньке, то ко мне,  расставались только вечером, чтобы идти по домам, а наутро встречались снова. Несмотря на то, что мы были совсем детьми,   дали друг другу клятву, что когда вырастем, то обязательно поженимся.
А потом Сашенька заболел. Мне было без него очень скучно и одиноко. Мы с мамой пошли его проведать. Сашенька лежал в постели и был какой-то бледный, но обрадовался моему приходу. А потом моя мама сказала, что ходить к нему пока не надо, он плохо себя чувствует, и его родители просили его не беспокоить.
Так прошел месяц, я пошла в первый класс, конечно, новые обязанности, новые впечатления отодвинули на второй план болезнь Сашеньки.
Прошел еще месяц. Мама пришла домой со страшным известием- мой друг Сашенька умер! Оказалось, что у него была саркома. Тогда я впервые услышала это слово. Соседи говорили, что она его "съела за два месяца". Я не понимала, что это за болезнь такая, но мне казалось, что в него вселился какой-то паук, опутал его паутиной  и высосал из него всю кровь, потому что он был очень бледный. Я вообще еще толком не понимала, что такое смерть.
 Мама купила большой букет темно-красных роз- и мы пошли к Сашеньке. Он лежал в гробике, но это был не мой друг , это был худенький, бледный вытянувшийся мальчик. Рядом плакала его мама, вся в черном, приехали взрослые братья. Она сказала им: " А это Наташенька, с которой наш мальчик дружил",- и зарыдала навзрыд.
Мы положили  букет в его гробик. Я не плакала, я просто не понимала, что моего друга Сашеньки больше нет. Мы попрощались и ушли. И только со временем я поняла, что его больше никогда не будет.
Прошло почти полвека, но я до сих пор помню все до мельчайших подробностей.  И  те розочки в моих волосах, и тот букет темно-красных роз.
Я повзрослела, мы переехали в другой район, и я пошла в другую школу. Начиная с пятого класса, наши одноклассники дарили нам на 8 марта веточку мимозы, а в придачу к ней подписанную открытку, на которой был изображен или нарцисс или та же веточка мимозы.
Почему-то мимоза всегда ассоциируется с приходом весны, поэтому было принято  дарить именно эти цветы.  У нас мимоза растет в скверах, в парках, она действительно хороша на дереве, вся благоухает. А когда заморенные, еще не успевшие расцвести ветки мимозы вывозили на продажу в другие города, чтобы каждая женщина ощутила себя в женский праздник королевой с этой скрюченной веточкой, мне было непонятно. И жалко женщин с замерзшими скрюченными веточками .
Поэтому если мальчик к празднику дарил какие-то другие цветочки, например, маленький букетик цикломенов или подснежников, это было с его стороны просто признанием в любви.  И цикломены в то время  еще не были в Красной книге, да и подснежники еще встречались .
Поэтому и сейчас, когда я стала совсем взрослой, я не признаю мимозу в букетах. К тому же   от мимозы всегда исходит одуряющий запах, от которого начинает болеть голова.  Если кто-то по незнанию по традиции к женскому  празднику  дарит мне  такое "удовольствие", это вызывает у меня чувство досады, я не знаю, куда деть этот "веник". И жалко загубленных веточек.
Следующий "цветочный этап"- это свадебные цветы. Откуда к нам пришла мода на белые каллы- неизвестно, но без этих цветов в семидесятые годы невесту вообще нельзя было представить. И бедняжка сгибалась под тяжестью огромного букета с высокими каллами, завернутыми в целлофан. Нет, чтобы ограничиться хотя бы тремя цветками, обязательно нужно было иметь букетище, в котором чем больше цветов, тем лучше , а то окружающие могли подумать, что жених мало любит или пожалел цветов для любимой.
Я тоже не избежала этого ужаса, когда выходила замуж. Моему мужу и его маме пришлось здорово побегать по рынкам и  преодолеть большие трудности по добыванию этих цветов, так как дело происходило на Урале, куда такие цветы привозили редко. И тем не менее я пошла под венец ( хотя какой "венец" в то время, конечно, в ЗАГС) как положено с огромным букетом калл.
Уже позже, когда я изучала международный этикет, узнала, что  в разных странах одни и те же цветы могут дарить совсем к разным событиям.  Нам всегда приводили в пример казусный случай, который произошел в аэропорту, когда  встречали пару английских молодоженов, прилетевших из Лондона. Около трапа самолета невесте вручили пресловутый огромный букет  калл, а невеста, вместо того, чтоб обрадоваться, взяла да упала в обморок. Встречающие были удивлены такому непонятному поведению невесты. А ларчик открывался просто: оказывается, в Англии каллы преподносят в случае кончины близкого человека. Бедная невеста подумала, что скончалась ее мама, которая болела.
Вот тебе и свадебные цветы!
Это сейчас мы многое знаем, какие цветы кому и по какому случаю дарить, а раньше ведь были совсем темные...
А потом появилась мода на красные гвоздики, которые дарили всем подряд: женщинам, мужчинам, молодым, пожилым и даже невестам. Да, да-красные гвоздики и невестам тоже! Я сама умудрилась подарить их своей любимой подруге по случаю ее бракосочетания. Это сейчас "красная гвоздика- спутница тревог", а раньше "спутница всех радостей"и символ революционной борьбы.
Да и цветов других почти не было: только красные гвоздики, другой цвет встречался редко. Но дарить гвоздики другого цвета было как-то несолидно. Только красные- и все тут!
Понятно, когда красные гвоздики дарили участникам войны, героям труда и другим выдающимся личностям. А мои подруги подарили мне красные гвоздики, когда я родила сына. Ну что ж- тоже достойный трудовой подвиг совершила!
А чуть позже мы с сыном этой же моей любимой подруге подарили стильную красную стеклянную вазу, полную красных гвоздик. Это и правда было красиво!
А потом с красными гвоздиками, перевязанными черной ленточкой, стали провожать в последний путь вначале родителей друзей, потом коллег по работе, потом некоторых одноклассников, а потом и друзей. К сожалению, все чаще и  чаще приходится применять красные гвоздики именно по такому печальному случаю.
Уже лет двадцать назад я четко определила, какие цветы люблю больше всего. Это гладиолусы. Мне повезло: мой день рождения в июне, это море различных гладиолусов- и красных, и белых, и желтых, и сиреневых, да каких только цветов сейчас нет! Ко дню рождения мои родственники, друзья и коллеги по работе дарят мне гладиолусы, гладиолусы,  гладиолусы! Дома всегда не хватает ваз для такого количества моих любимых цветов.
Раньше все удивлялись: ну почему ты любишь гладиолус? Ведь он считается мужским цветком, еще говорят, что "гладиолус- это цветок-принц", а если перевести с латинского его название, то оно обозначает "пику, шпагу". Так назвали не за цветы, а за его острые листья, действительно чем-то напоминающие шпагу. А ведь действительно, такие цветы молодой человек не подарит на первое свидание девушке, это будут скорее всего розы.
 А мне нравится этот цветок, потому что он устремлен вверх, он в движении. Ведь другие цветы, например, розы увядают, а гладиолус никогда не увядает, он борется за жизнь- нижние соцветия засыхают, а верхние расцветают.
Каждый человек олицетворяет себя с каким-либо животным, как сейчас модно говорить "с тотемным зверем". Кто-то волк, кто-то медведь, кто-то соловей. А я себя олицетворяю с птицей Феникс, которая сгорает дотла, а потом возрождается снова. 
И это напоминает гладиолус, он всегда устремлен только в верх, в высь, в вечность. И мне это близко, это мой цветок.