Прятки за чашкой кофе

Олег Васанта
- Я никогда не слышал голосов в голове. За всю жизнь - ни разу! Специально прислушивался, старался изо всех сил. И ни намека!
- Да-да, понимаю, но зачем же так? Дело ведь совсем не в старании…
- Да... но когда все вокруг слышат эти голоса! С самого детства! Они подсказывают твоим друзьям ответы на экзаменах... позже помогают им успешно решать проблемы и даже очаровать женщин… А женщинам… мм, даже не знаю, что голоса говорят женщинам, но определенно, что-то важное… А я… А у меня… Люди вокруг ведь даже не понимают меня, когда я говорю об одиночестве… Ведь они всегда могут побеседовать со своим внутренним голосом…
- То есть, вы чувствуете себя обделенным?
- Да, да, именно так! Обделенным… абсолютно одиноким и несчастным.
- Но ведь, не все люди слышат голоса.
- Да, я, конечно, знаю, что пять процентов людей не слышат их, как и я...
- Но это вас не утешает?
- Конечно, нет!
- Да… понимаю. Что же… Существует решение этой проблемы.
- Существует?.. Решение действительно существует?!
- Конечно. Разве вы не слышали? Небольшое вмешательство в деятельность мозга. Совершенно безопасное…
- Слышал, да… Но ведь это будет Ненастоящий голос!
- Вы так полагаете?
- Ну... я немного читал про это… Создание автономного центра внутри личности, за счет воздействия на… Мм... Но ведь… У других свои голоса были практически с рождения!..
- Между прочим, поначалу таких людей считали психически больными… 
- Да-да, я слышал об этом… Но потом ведь выяснилось, что эти голоса очень полезны и совершенно безопасны. Да что тут говорить! Все современные известные люди: композиторы, писатели… Все творческие люди… Они ведь просто выносят на поверхность то, что…
- Да, да, конечно, сейчас у каждого в голове имеется свой особый неповторимый голос и никто больше не считает это сколько-нибудь ненормальным… Но ведь и идея искусственной трансформация личности тоже была подана одним из голосов!
- Неужели?!
- Именно так! Разве вы не слышали об этом?
- Как-то… Нет, не слышал… Но тогда… Этой процедуре… Можно доверять?
- Несомненно. Трансформация совершенно безопасна, а положительный результат гарантирован.
- Ну, да… Пожалуй... Если эту идею подсказали сами голоса, то….Что я должен сделать?
- Всего лишь заполнить стандартные бланки и заплатить установленную сумму...
- А у вас есть эти бумаги... Ну, прямо сейчас?
- Конечно… Так… Распишитесь здесь, пожалуйста. И на чеке...
- …все верно?
- Да, не беспокойтесь.
- Что теперь?
- Минутку… Так… Примите это, пожалуйста.
- …
- Воды?
- Да… Спасибо.
- Ну, вот и все! Первые две недели будете приходить ко мне на консультации. Айрин вас запишет. Это обычная формальность. На всякий случай.
- Хорошо… Доктор?
- Да?
- Я уже… должен что-то слышать?
- Хмм, это индивидуальный и весьма тонкий процесс. Я предполагаю, что это может произойти ближе к вечеру… Может быть, перед сном или даже утром. Иногда может пройти некоторое время. День-два. Прошу вас, не беспокойтесь. До сих пор не было зарегистрировано ни одного неудачного случая.
- Понятно. Пока я ничего не слышу…
- Да, да. Но вам совершенно не стоит беспокоиться!
- Хорошо. Что же… я, пожалуй, пойду?
- Конечно, процедура закончена. До свидания!
- До свидания.

***

- Ну и как вы себя чувствуете сейчас? Все хорошо?
- Кажется, да...
- Вы услышали голос?
- Да… услышал.
- Замечательно. Так как вы теперь себя ощущаете? Теоретически, после трансформации в вашем возрасте возможен небольшой психический шок, ведь принципиально меняется сам ваш внутренний мир. Вы в нем больше не один…
- Да... я как раз хотел спросить.
- Слушаю...
- Нельзя ли вернуть все, как было?
- Мм... Вернуть? Вас что-то не устраивает?
- Понимаете… Я чувствую себя довольно некомфортно…
- Отчего же?
- Из-за голоса!
- Вас пугает сам факт его наличия или же?..
- Н-нет… Было, конечно, немного странно поначалу. Но потом я как-то привык, тем более мысль, что все слышат голоса…
- Конечно, все слышат голоса, и это именно то чего хотели и вы. Слышать свой голос.
- Да, хотел, но… Понимаете… Я, кажется, больше не хочу его слышать…
- Не слишком ли вы поспешно...
- А вам нравится слышать ваш голос, доктор?
- Конечно, я не представляю жизнь без него...
- А я представляю!
- Но, вы же сами жаловались на обделенность, одиночество.
- По крайней мере, тогда я мог спокойно думать собственной головой…
- Вы и сейчас…
- Нет уж, простите, сейчас я вообще не могу думать! Я только и делаю, что дискутирую с этим дурацким голосом, пытаясь хоть как-то…
- Прийти к согласию?
- Кхм... Да… можно и так сказать. Но это совершенно невозможно! У нас с ним противоположные точки зрения по любому вопросу. Он даже не признает совершенно очевидных вещей!
- Очевидных?
- Ну не знаю... само собой разумеющихся вещей, обычной человеческой логики! Мы спорим по любому поводу!
- Что же… В период адаптации такое возможно. Но со временем…
- Нет. Я бы предпочел подписать бланки, выпить очередную микстуру и забыть этот кошмар. Как можно скорее... Вот и сейчас...
- И сейчас?
- Сейчас он настаивает на том, что это отнюдь не кошмар! Что он – именно то, чего мне не хватало всю жизнь. Он говорит, что если я попытаюсь смотреть на мир его глазами… Ну и так далее… Я уже так устал от этого…
- Но почему вы не хотите прислушаться к нему?
- Прислушаться?
- Попробуйте последовать его советам, внимательнее рассмотреть его взгляды…
- Но… Во первых, они совершенно алогичны, почти безумны!.. К тому же... ведь тогда я потеряю свою индивидуальность!
- Хмм… Кажется, вы не совсем понимаете…
- ???
- Индивидуальность - в каком-то смысле устаревшее понятие. Мы с вами живем в эпоху бинарных личностей.
- Э-э… бинарных?..
- Именно. Если позволите, приведу пример из курса химии, думаю, вам так будет понятнее, ведь вы инженер...
- Хорошо, но...
- Берутся два вещества. Они смешиваются... и получается нечто новое! Бинарная смесь. Конечно, она состоит из двух веществ, у каждого из которых свои свойства и свои индивидуальные реакции на внешние раздражители. Однако... при определенных внешних условиях: температуре, давлении внешней среды, а также определенном внутреннем соотношении компонент смесь может вести себя словно единая жидкость. Хм... нам проще всего рассматривать жидкость… Так вот, такую смесь называют азеотропной и вот ее-то уже никаким способом невозможно разделить на фракции… Понимаете?
- Более или менее…
- Вот и замечательно! Вам просто нужно достичь состояния «азеотропности». И все будет просто замечательно! Можно сказать, что вы и ваш внутренний голос, пока еще не испытали необходимых… Э-э… температур и давлений… Не перемешались в нужной пропорции… Не обрели единства!.. Но это, несомненно, произойдет! Нужно лишь запастись терпением.
- Терпением…
- Ну-ну, не стоит так вздыхать. Смотрите на все оптимистичнее! Вас еще ждут такие открытия, такие возможности! Вы пока даже не подозреваете!
- Хорошо… Я попробую…
- Вот и замечательно!
- Доктор?
- Да-да?
- Я тут немного думал... Какова все же природа этих голосов?
- Наших внутренних голосов, вы хотите сказать?
- Да…
- О… это совершенно естественное и замечательное явление. Нет никаких поводов для беспокойства. В наше время природа естественной дуальности личности полностью исследована. Могу порекомендовать вам замечательную монографию профессора Бермана... любопытные исследования доктора Тарга. Ну и, конечно, научно-популярный бестселлер «Я и снова я», вашего покорного слуги. Думаю, там вы найдете ответы на все мучающие вас вопросы…
- Хорошо… я приобрету эти книги...
- Вот и замечательно! Думаю, на сегодня достаточно... Непременно жду вас в следующий вторник.
- Да… да… До свидания доктор.
- Всего хорошего!

***

Оставшись один доктор выпивает чашечку кофе, откидывается на спинку кресла и некоторое время смотрит на портрет Макса Бермана на стене... Пару декад назад некий молодой подающий надежды студент самонадеянно наведался к именитому профессору, чтобы поделиться с тем своими, как ему казалось, гениальными мыслями по поводу естественного расщепления личности. Голосами в голове такое расщепление именовали лишь непрофессионалы.
Профессор, восстанавливающий силы после недавно перенесенного гриппа, не отказался принять молодого человека и даже терпеливо выслушивал его в течение первых пяти минут. Затем он прервал самоуверенного студента, подняв узловатую руку.

- Я понял вашу мысль, достаточно, молодой человек.
- Но разве... вы не согласны?
- Нет.
- Но ведь, мои выводы о прогрессирующей динамике расщеплений вполне логичны... Я уверен, пройдет еще какое-то время и на смену дуальным личностям придут личности с более высоким порядком расщепления, мультиличности...
- Молодой человек... вам конечно известно, что моя монография считается классическим трудом по обсуждаемой нами теме.
- Да, да, конечно, профессор, я много раз перечитывал вашу блестящую работу.
- Много раз... ну тогда вы могли заметить, что в рамках модели дуальной личности не предполагается дальнейшей ее фрагментации...
- Да, но...
- Впрочем, это все не имеет значения... Важнее другое, никто не замечает, что в моей книге не содержится главного ответа.
- Главного ответа?
- Да.
- Боюсь, я не совсем понимаю на какой вопрос, профессор!
- Вопрос самый обычный... Какого черта мы все вдруг стали слышать эти голоса?!
- Но ведь... это не научный вопрос...
- Вполне научный.
- Но как же... исследования... все эти многочисленные исследования, подтверждающие несомненную многостороннюю пользу...
- Конечно... да... исследования. Польза... Что-то я устал, молодой человек...
- Да-да, простите, что побеспокоил вас профессор, но...
- Могу дать вам на прощание лишь один совет. Быть может, когда-нибудь вы им воспользуетесь.
- ...
- Спросите его.
- Его?
- Ваш голос.
- О... о чем спросить?
- Спросите его кто он такой и что ему от вас нужно.

Доктор, сидящий за столом перед пустой чашкой, открывает глаза и в который раз смотрит на висящий на стене портрет. За минувшие годы он так и не понял, пошутил ли тогда профессор над слишком самоуверенным юношей или же это был обычный приступ старческого маразма. А может, и просто бессмысленный философский совет вроде некогда растиражированного и утратившего ныне всякий смысл «Познай себя»? Спрашивать голос являющийся органичной частью твоей личности о том, что ему от тебя нужно... Бессмыслица! Все равно, что спрашивать собственный нос, что он забыл на твоем лице - сделаешь несколько шагов в этом направлении и где гарантия, что однажды в безумном порыве не начнешь избавляться от странно торчащих ушей и прочих подозрительных органов... Чертов старик, - лениво думает доктор и, закрыв глаза, погружается в приятную не содержащую никаких мыслей дрему. Перед обедом у него имеется около получаса свободного времени.
Внутренний голос, хорошо знающий привычки доктора, тоже безмолвствует.