Батюшка в дальнем походе

Серафим Григорьев
Фото из газеты "Красная звезда".

Священник Александр Федоров в течение восьми лет регулярно принимает участие в морских походах. Это его краткий рассказ.

     26 августа 2004 года мне дали команду быть на крейсере «Москва». Это первый официальный поход и весьма знаменательный. Он стал для меня подарком к моему 50-летию, потому что удалось побывать «в гостях» у Святителя Николая Чудотворца в Италии.
     Задача у священника всегда одна – проповедь слова Божия. И эта проповедь должна быть явлена даже в любых обыденных обстоятельствах: в ношении священнической одежды, в соблюдении распорядка дня, в приеме пищи, в манере общения с моряками. Очень важно быть ближе к людям, нуждающимся в духовной поддержке. Это может быть молодой моряк, впервые попавший в шторм, или офицер, получивший нерадостное известие из дома, заболевший член экипажа в лазарете, военнослужащий, попавший в новую команду с другого корабля, и т.д.
     В любом армейском и флотском коллективе обязательно возникает проблема притирки людей друг ко другу. Чтобы эта адаптация происходила быстрее и безболезненней, человек должен понять и оценить причины возникающих трудностей. Кто ему может в этом помочь? Психолог – человек командования, которому, скорее всего, член экипажа просто не откроется. Священник же – человек независимый, поэтому с ним можно более доверительно поговорить о своих проблемах.
     С каждым походом обретались новые друзья, с которыми и сейчас поддерживаю связь, всегда поминаю их и членов их семей за богослужением. Впечатления положительные, к тому же воинский коллектив для меня привычная среда - ведь в ней прошла большая часть моей сознательной жизни.
     Самый простой и обыденный способ - индивидуальная беседа с глазу на глаз. Местом проведения такой беседы может быть каюта священника, рубка, любое место на корабле, если это не мешает делу и выполнению служебных обязанностей военнослужащего. Это также и проповедь священника перед выходом в море и по возвращении в порт, в местах боевой славы флота, после молебна или панихиды, при посещении православных святынь и церквей за рубежом.
     Понятно, что священник, у которого есть семья и который на длительное время отправляется в поход, должен обеспечить содержание семьи и воспитание своих детей. Это и материальная, и психологическая проблема. Кроме того, существует еще и дефицит той категории священников, которые имеют опыт служения в армии и на флоте. А я бы делал выбор в пользу именно таких людей, потому что для них положение дел в армии - навсегда становится личной заботой и болью.
     Обустроить храм на корабле - это дело будущего, потому что наличие храма должно быть предусмотрено конструкцией корабля. Переоборудовать какое-то помещение практически невозможно. На авианосце «Адмирал Кузнецов» есть храм только потому, что нашлось место для его размещения.
     Вообще служение литургии на корабле требует создания соответствующих условий и подготовки людей. Этим должны будут заниматься штатные корабельные священники. В частности, создавать хор, обучать чтецов, пономарей и даже организовывать выпечку просфор.
     Строительство новой армии – это строительство нового человека,  иначе ничего у нас путного не получится нигде - ни в армии, ни на флоте, ни в космосе, ни на земле. Если человек бездуховен, его путь направлен в никуда. Мы можем сформировать новое, здоровое общество, построить сильное государство, если только вернемся к тем истокам, которые сделали возможным создание великой державы – России!..
(«КРАСНАЯ ЗВЕДА». Анастасия Яковлева, в сокращении)