В Тель-Авив вернулся социальный протест

Михаил Вилькобрисский
В Тель-Авив вернулся социальный протест.

Лето прошлого года в Израиле выдалось неспокойным. Почти впервые за 64-летнюю историю Израиля израильтяне вышли на улицы с протестом против действий правительства. Началось все со студентки Дафни Лиф, которая больше не могла платить за съемную квартиру, и поселилась в палатке в центре Тель-Авива на бульваре Ротшильда. Потом к ней присоединились ее знакомые, друзья, однокурсники. На бульваре Ротшильда вырос целый палаточный городок. Каждую субботу вечером небольшой по российским меркам Тель-Авив сотрясали многотысячные демонстрации - до ста тысяч человек.  Осенью эти протесты закончились - правительство сделало вид, что прислушивается к протестующим, была образована комиссия Трахтенберга, которая через некоторое время выработала ряд рекомендаций. Очень вовремя осенью прошлого года подоспело начало занятий в университетах. Плюс по решению израильского правительства внезапно в секторе Газа был уничтожен один руководитель среднего звена небольшой группировки боевиков, и они начали обстреливать юг Израиля. Ну а протестовать во время войны израильтяне пока еще не способны. В результате мощнейший за всю историю государства Израиль социальный протест быстро сошел на нет. Палаточный городок был разобран, мусор убран.

В этом социальном протесте принимали участие в основном коренные израильтяне. В основном - средний класс. Самое интересное - что сначала не было даже определенных и сформулированных требований к правительству  - было только желание протестовать против отсутствия возможностей достойно жить в связи с очень высокими ценами на приобретение жилья или на съем жилья. "Русские" израильтяне в прошлогоднем протесте участия почти не принимали - некоторые в связи с незнанием иврита, некоторые потому, что работали все время и просто не было времени выходить на демонстрации или жить в палатках. "Русские" пенсионеры пытались разбить несколько своих палаток.

Осенью, зимой и весной в среде израильской молодежи шла самоорганизация. Через Фейсбук и другие сайты в интернете. Сейчас социальные протесты в Тель-Авиве и других городах Израиля возобновляются. Время все то же - вечер субботы, маршрут все тот же - от театра "Габима" (угол с бульваром Ротшильда) до кикар (площади) Рабина перед мэрией Тель-Авива. Последний раз, правда, место митинга было изменено на площадку перед тель-авивским музеем. В последних демонстрациях  стали появляться представители русскоязычной общины Израиля, которые сформулировали свои требования - достойные пенсии и социальное жилье для пенсионеров, прекращение дискриминации на работе, введение в Израиле института гражданских браков - для тех, кого в СССР считали евреями только по одному из родителей, а в Израиле раввины их не считают евреями. В результате эти люди (это примерно 250 тысяч человек) не могут в государстве Израиль заключить брак, развестись, быть похороненными на еврейском кладбище в случае смерти. Статистика говорит, что среди миллиона приехавших в Израиль людей из бывшего СССР, среди оставшихся примерно 800 тысяч человек (остальные вернулись в Россию и другие страны бывшего СССР, или уехали дальше - в Канаду, в США в поисках лучшей доли), так вот, из примерно 800 тысяч человек 50 тысяч пенсионеров находятся на грани физического выживания, отдавая почти всю свою пенсию за съем жилья. "На подходе" еще примерно 100 тысяч человек, находящихся примерно в таком же положении - без своего жилья и с перспективой на минимальную пенсию или пособие. Поэтому лозунги израильского социального протеста становятся актуальными и на "русской улице".