Воспоминания моего деда. 1909-1916 год. Часть 4

Ирина Тымчук
Часть   4. На фото из домашнего архива :1903г. Любовь Петровна Сорокина ( моя бабушка) со своей матерью.

Продолжение,(Начало см.Часть1-Часть 3)

  1909 год.

В этом  году  я познакомился с девушкой   Любочкой  Сорокиной, которая  также работала продавщицей. Вскоре  мы  решили пожениться. Свадьбу   сыграли  9-го  апреля  1909 года.
Я переселился в ее квартиру. Она жила с матерью в двух комнатах и кухней. Я вселился  третий.
 У меня с собой ничего не было, как говорили раньше: «вошел во двор».

Мать моей жены - Александра Васильевна, воспитывалась у одного часовщика по фамилии  Шиц.
Отец  Любочки - Сорокин П.В.  в молодости  имел игорную  лавку .В последствии он  проторговался и работал  приказчиком  у  Лоскутова. Умер он  в 1906 году и Люба  осталась вдвоем с  матерью.
Теща моя - Александра Васильевна  была удивительно  хорошая  женщина. Она была очень культурная и чистоплотная женщина. Ко мне относилась  лучше , нежели к родному сыну.

Вдвоем  мы  зарабатывали  55-60руб. и жили по тому времени безбедно, хватало на все.
Правда, работали  подолгу с 8 часов утра до 8 ч.  вечера, с перерывом на один час на обед.
По воскресеньям работали  с 8ч. утра и до 12 часов.
В конце декабря моя жена вынуждена была оставить работу, так как ждала ребенка. Жить стало намного труднее, работаю один.

1910 год.

10 января у нас родился сын Аркадий.  Роды были тяжелые, младенец  весил 12 фунтов. Только через две недели их привезла  из  больницы сестра  Любочки- Вера Петровна.
Работаю один  обычным  порядком , заработок-45 руб. в месяц .Жить стало труднее. Семья прибавилась, а жалованье меньше. Что-то надо придумать.

1911год.

Мне предлагают перейти на работу в  г.Козлов  на более лучших условиях, с большим окладом.
Хотя это предложение соблазнительное ,но переезд  также  вызовет известные расходы, да еще маленький ребенок. А в Тамбове  мать и сестра жены  помогают нам ухаживать за ребенком.
Представители торговых фирм предлагают мне  открыть в Тамбове свой магазин, давали товар и средства, только работай.

Обо всех  этих  предложениях  узнал  сам  Дедов,  позвал меня  к себе в  контору и рассоветовал ехать в Козлов  открывать свое дело. Он предложил мне остаться у него и ,как семейному человеку,
прибавляет  мне 15 руб.в месяц. Я согласился и стал  получать  60 руб. в месяц.
 А 8-го ноября  1911 года у нас родилась дочка, назвали её  Капитолина. Жить стало труднее, но веселее.

 1912 год.

 В конце мая на меня пришла беда. Идучи как-то на работу ,на улице ,без  лая, меня укусила за ногу собака. В Тамбове  от  укуса бешеных  животных  прививки не производили. Пришлось  ехать в Москву делать  прививку  Пастера.

В Москве назначили курс  лечения-целых 33 укола. Ежедневно вкалывали то в левую, то в правую часть живота. За  это время  я хорошо изучил   Москву, что дало мне  на будущее  хорошо ориентироваться  в ее улицах. Я  походил по соборам, любовался Москвой-рекой.  Жаль ,что во время прививки запретили купаться.

1913 год.

В этом году по  вызову  хозяина  часто  приходилось  ездить  в Москву за товаром. Когда мой хозяин Дедов находился в Москве, он почти целый день  ходил по церквям и монастырям. Ну а мне приходилось ходить по поставщикам , отбирать  или заказывать товары.
Очень редко, когда хозяин не утверждал, сделанные мною заказы. Сам он был большой знаток по  меховым товарам. Особенно хорошо он разбирался в шкурках каракуля и изделий из него. Тут он никому не доверял , отборку  товара  проводил  сам.

1914 год.

Как-то вечером 19 июля,идя из клуба с товарищем  Малининым, мы зашли в редакцию газеты « Тамбовский голос»и узнали, что с немцами война.  Царское  правительство  ещё  14  июля   объявило мобилизацию запасных. Германия, Австро-Венгрия  и Турция будут воевать с Россией, Францией и Англией.

22 июля меня ,как состоящего в запасе армии, мобилизуют на службу. Я получил назначение в 61  запасной батальон ,где обучали призванных военному делу. Батальон наш размещался в  лагерях за городом, на месте ранее стоявшего Полоцкого полка, ушедшего на фронт. Разместились мы в палатках, но тамбовские  часто потихоньку  ходили  ночевать домой.
С наступлением   холодов  наш полк  перегнали в зимние помещения, в красные  казармы,находившиеся в северо-восточной стороне города.

Командир батальона Юшенов  был строгий, но очень справедливый к солдатам. Адъютант, прапорщик Колобов, по профессии химик,  очень хорошо относился к солдатам,  за что они его уважали.
В неделю два раза отправляли на фронт маршевые роты. С фронта  начали  поступать раненые.
Тех, кто  выздоравливал , из госпиталей вновь отправляли на фронт с маршевыми  ротами.


1915 год.

В декабре месяце у меня в семье прибавление семейства- родилась дочь Валентина. Таким образом , семья моя теперь состоит из шести человек. Жить стало очень тяжело. Все, что было накоплено до войны, было прожито. Жена получала от казны 6 руб.30 коп в месяц, что едва хватало на хлеб. Моей семье большую помощь оказывала свояченица ( сестра жены) Вера Петровна .
К этому  времени  продуктов на рынке  стало  меньше и они  подорожали почти в три раза.
Из казармы я приносил солдатский хлеб, но надо было платить за квартиру, дрова,  одевать детей.
С фронта поступают неутешительные новости. Война ,надо полагать, затянется надолго.

1916 год.

 В январе в Тамбов приезжает инспектировать войска, находящиеся в городе, командующий Московским военным округом генерал  Сандецкий.  Он был трехаршинного  роста, седой старец.
Он лично просмотрел всех писарей канцелярии, расспросил ,кто чем занимался до призыва.
Затем приказал адъютанту  оставить в канцелярии только тех ,кто  занимался хлебопашеством ,а писарей ,рабочих и служащих отправить на фронт.
26 марта нас наметили с маршевой ротой отправить на фронт. Но 23 марта был получен приказ  отправить в распоряжение  Кавказского  военного  округа десять человек писарей .Я оказался в числе  этих 10 писарей и моя отправка на фронт откладывалась.

29 марта пришел поезд и ,простившись с родными, мы уехали по направлению   в г. Козлов.5 апреля  наша команда писарей прибыла в полном составе в г.Тифлис  в количестве 10 человек.

На следующий день мы прибыли в 218 запасной батальон. Здесь нас задерживать не стали, а разбили по частям. Меня назначили в 4-ю Кавказскую обозную бригаду ,расположенную в действующей армии в 4-м кавказском  армейском  корпусе. Свою часть мы разыскали только через месяц. Шли ежедневно пешком от одного этапного коменданта до другого. Шли только днем, ночью отдыхали в землянках
или юртах.

4 мая мы прибыли в свою бригаду и нас зачислили писарями. На меня возложили обязанность вести приказы, размножать их , печатать на машинке всякую переписку.
26 мая я ,наконец-то, получил письмо от жены, в котором она сообщает, что ребятки все живы-здоровы.


         Продолжение в части 5- http://www.proza.ru/2012/06/07/1456