4. Опыт литераторов

Татьяна Чехова
20 февраля 2010г.
    Ссылку на статью с рассуждениями и советами начинающим автором  писателя с мировым именем  Роберта Хайнлайна  прислал автор сайта Олег Кравцов.
      Итак, пять правил писательского успеха:
      Первое: Вы должны писать.
      Второе: Вы должны заканчивать написанное.
      Третье: Вы должны воздерживаться от переделки, кроме случаев, когда на изменениях настаивает редактор.
      Четвертое: Вы должны выйти с вашим произведением на рынок.
      Пятое: Вы должны держать его на рынке, пока его купят.
Полностью статью можно прочитать здесь. Прошу:http://www.klikin.ru/txt/kakstat.html

4 декабря 2010г.
      Писательский  самоучитель, посвященный навсегда ушедшим,  идущим и шагнувшим, обращённым и стоящим перед выбором создал автор сайта Анатолий Шуклецов.  Хлипкого духом они остерегут от напрасного шага, кому тяжкий удел неотвратим и Бог дал талант - помогут.  Самоучитель включает мнения великих литераторов о правке, самодисциплине, спешке, одержимости, многословии и краткости, точности, записной книжке. Поблагодарим автора за большой и нужный труд.
Прошу: http://www.proza.ru/avtor/l2o1p5s3i6a

3 мая 2011г.
    Автор сайта Асна Сатанаева в статье « Жуховицкий Леонид. Как стать писателем за 10 часов»  поделилась с нами уроками  писателя. Вот несколько  его высказываний:

Самое бесперспективное - писать для избранных, но требовать признания у всех: это не приведет ни к чему, кроме разочарования, озлобленности и зависти.

Для любого литератора, от начинающего до мастера, пережитое неоценимо и незаменимо. Сознание этого, кстати, здорово помогает жить. Если беды сыплются одна за другой, пусть удержит вас на плаву профессиональное соображение: вы не просто терпите бедствие - вы собираете уникальный материал для будущих книг.

Писательство - это марафон. Талант позволяет успешно взять старт, но только большая культура дает возможность достойно пройти всю дистанцию. Сколько очень одаренных людей успевало полностью выложиться в двух-трех книжках! А дальше? Печальный откат к аутсайдерам, самоедство, пьянство, зависть, озлобленность, трагическая потеря личности. Горькая участь! Так что если вас тянет к изящной словесности, помните о том, что впереди не только первая книга, но и долгая, даст Бог, очень долгая жизнь...

…художественное произведение - не речь с трибуны и не проповедь с кафедры. Вы не митинговый оратор, вы хороший или плохой, но писатель - а это значит, что ваше дело рассказывать занимательные истории. Чем займете внимание читателя, дело ваше, но скуки быть не должно.

Копите анекдоты: это ваши будущие статьи, пьесы и книги. А если внутренняя работа начинается с иного - с яркого ощущения, сильного характера, захватившей вас идеи - не торопитесь, не рискуйте будущей вещью. Подождите, пока многоплановый замысел не воплотится в короткий, ясный, легко формулируемый анекдот.

у первой фразы есть одна важнейшая задача - заставить читателя прочесть как минимум вторую фразу. А еще лучше - всю первую страницу.  Говоря цинично, первая фраза - это крючок, которым литератор, как рыбак зазевавшегося пескаря, цепляет читателя за губу.

Чем многочисленней и острей углы сюжета, чем изломанней его график, тем больше захватывает действие.

Полностью статью можно прочитать здесь: Прошу: http://www.proza.ru/2011/05/03/1415

26 мая 2011г.
     Дорогие друзья.  Мы уже не раз обсуждали технику написания литературного произведения  признанными мастерами  слова. Сегодня я представляю вам статью Хелью  Ребане «Умение писать – умение сокращать? Исаак Бабель» о технике  создания  рассказов Исааком Бабелем. Вот некоторые из его высказываний:
-Я стараюсь изгнать из рукописи причастия и деепричастия и оставляю только самые необходимые,
-Я считаю, что существительное требует только одного прилагательного, самого отобранного. Два прилагательных к одному существительному может позволить себе только гений.
Полностью статью можно прочесть здесь. Прошу : http://www.proza.ru/2003/04/18-05.

Антон Чехов и Жюль Ренар в статье Хелью Ребане - http://www.proza.ru/2003/04/18-02.
АНТОН ЧЕХОВ
-Лучше всего избегать описывать душевное состояние героев, нужно стараться, чтобы оно было понятно из действий героев.
....В маленьком рассказе лучше не досказать, чем пересказать, надо жертвовать подробностями ради целого. Подробности, даже очень интересные, утомляют внимание.
.....В нем(маленьком рассказе) не нужны большие вступления и картины пейзажа.
ЖЮЛЬ РЕНАР
1)Литературу могут делать только волы. Самые мощные волы – это гении, те, что не покладая рук работают по восемнадцать часов в сутки. Слава – это непрерывное усилие
4)Не быть никогда довольным.
5) Крестьянскую речь можно передать и не прибегая к орфографическим ошибкам.
6) Ясный стиль – вежливость литератора
9) Жизнь может себе позволить обходитьься без логики, литература никогда.

16 августа 2011г.
     «Мало иметь талант, надо еще верить, что все, что тебя волнует и интересует, обязательно будет интересно и для кого-то другого. В этом случае появится устойчивое желание все записывать, обо всем писать и писать, а без этого талант бессилен. Надо верить, что до тебя об этом никто еще ничего не рассказывал, а если и рассказывал, то не так, как ты можешь рассказать». (1961г) – это высказывание поэта и прозаика Александра Яшина.
А полностью статью можно прочитать на странице автора сайта Оксаны Студецкой «Писатели о творчестве». Прошу -  http://www.proza.ru/2011/08/16/897

3 марта 2011г.
        Слова Бальтасара  Грасиани  «Кто владеет самим собою, тот скоро овладеет и другими» стоят эпиграфом к работе автора сайта Анатолия Шуклецова, где предметом рассмотрения  - самодисциплина. Анатолий приводит мнения великих людей о власти над собой и  советы великих как прогнать лень. Вот всего две выдержки из этого замечательного труда:

Нужно преодолеть в себе отвращение к листу чистой бумаги, которое испытывает почти каждый настоящий писатель, и писать каждый день, регулярно, не дожидаясь вдохновения, настроения и тому подобного, писать как ходить на службу. /Иван Бунин./

Подвергай всё сомнению. Будь честен, правдив. В теме принимай всё, опасное и неприятное, уходи в неё с головой. Одарённость не ставь ни во что; талант встречается чаще, чем совесть. Гений даётся от Бога, твоё дело не дать ему угаснуть. Повинуйся верховной судьбе, исполняй свой долг, и откажись от многого. Художник, если он хочет работать, должен изолироваться от суеты окружающего мира. Не обращай внимания на преходящие моды, на злобу дня. Размеренность, одиночество, упорство, – что для других воплощение монотонности, – твоя неизменная участь. Беги всего, что может отвлечь: чревоугодия, развлечений, женщин! Однако искусство не отшельничество, это служение. Если хочешь одновременно житейского счастья и красоты, не добьёшься ничего. Искусство питается жертвоприношениями, для второй нужна жертва. Бичуй себя, и будешь приближаться к искусству./ Гюстав Флобер/
         А целиком статью можно почитать здесь. Прошу : http://www.proza.ru/2010/10/22/1306. 

3 октября 2011г.
   «Никаких дебрей не должно быть в голове, автор должен изображать свое личное отношение к миру.  Писать о том, что болит, что хочешь сказать людям, что хочешь оставить детям. Одним словом писать от души и правду - вот и все!
Творческий успехов Вам желаю! Пишите, коль пишется - это ваше, наше предназначение значит, данное Богом» - это слова автора нашего сайта Оксаны Николаевны  Студецкой.
Представляю статью Оксаны Николаевны «Писатели о работе в литературе».  Среди  них: Л.Н.Толстой,  Вальтер Скотт, Эмиль Золя, Ги де Мопассан, Томас Манн, Шекспир, Достоевский.
Прошу: http://www.proza.ru/2011/09/15/1308

18 июля 2012г.
   Несколько советов Джорджа Оруэлла о манере письма, позволяющих любому человеку улучшить писательские навыки:
• Никогда не используйте страдательный залог, когда можете использовать
действительный.
Действительный залог (active voice) употребляется в предложении, где объект, выраженный подлежащим, сам производит действие. Пример: My friend invited me. – Мой друг пригласил меня.
Страдательный залог (passive voice) употребляется в предложении, где действие направлено на объект, выраженный подлежащим, и сам объект никакого действия не производит. Например: I was invited by my friend. – Я был приглашён моим другом.

• Предложения и абзацы выигрывают от краткости. Если можете обойтись без
какого-то слова, уберите его.

• Короткие слова предпочтительнее. Никогда не используйте длинное слово, когда подходит короткое.

• Не смущайте читателя редкоупотребимыми словами. Никогда не используйте заимствованные из других языков фразы, научный жаргон или модные технологичные слова, если вы можете придумать общеупотребительный эквивалент на русском языке.

• Никогда не используйте избитые метафоры, сравнения и другие фигуры речи, которые можно видеть в печатных работах. Будьте оригинальны.

• Избегайте жаргона и бессмысленных сокращений — избегайте технических
терминов, если они не являются общеупотребимыми, отдавайте предпочтения полным названиям, если только аббревиатура не является более узнаваемой,   (например, НАСА, СПИД, ЦРУ).
• Не делайте первый абзац скучным набором фактов — это первое, что видит читатель, так что сделайте его интересным.

• Каждый абзац должен содержать одно или два предложения (три, если предложения очень короткие)

• Каждый абзац освещает только одну тему

Числа
Как правило, маленькие целые числа — 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10 прописываются в длинной форме: ноль, один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять и десять.
Однако двузначные числа предпочтительнее записывать цифрами, например, 42. Когда Вы оперируете данными, касающимися очень большой территории и приводите числа 10 000000, предпочтительнее использовать словесную форму «десять миллионов». В любом случае должно применяться чувство разумного, когда принимаете решение о записи числа. Там, где числа возможно передать словами, следует это делать, но не в случае «ста сорока двух», например. 142 лучше. В случае округления следует отдавать предпочтение словесной форме. Например, «свыше девяти тысяч» предпочтительнее, чем «свыше 9000».
Замечание: Двадцать третий пишется как «23-ий» — не «23-й»
Для представления больших чисел могут использоваться десятичные дроби.
Например, полтора миллиона можно записать как «1,5 миллиона» вместо «1 500 000». В русском языке принято разделять десятичные триады пробелом, а целую от дробной части запятой.

Заголовки.
• Делайте их уникальными и специфичными.
• Называйте кратко — заголовки должны быть настолько короткими, насколько это возможно.

8 августа 2012г.
        «Как написать интересный читателю рассказ» советует авторам сайта Потомок Олшеври.
 Прошу. http://www.proza.ru/2012/08/07/1177


         28 февраля 2013г.
В статье « Что, как и почему…Взгляд на литературный труд» автор сайта Виталий Валсамаки  делится бесценным человеческим и писательским опытом.
Вот некоторые цитаты из этой замечательной статьи:
      /  Для меня добротная литература – это ещё и долгая память народа, его духовный опыт.
  В своём творчестве я спешу воспевать человека во все его трудные и светлые дни.

Какие ценности в процессе работы остаются главными.
- Чтение классики для меня столь же необходимое занятие, как посещение художественных музеев или интересных выставок. Созерцание воспитывает вкус. Побывав в святых местах, я уже не имею права халтурить ни у мольберта, ни за письменным столом
- Обнажённая правда жизни ни писателю, ни народу не нужна – в искусстве важнее ложь, возведённая в степень художественной правды.
- никогда не приступаю к написанию рассказов с мелкими и маловажными темами – на пустяки не трачусь, по мелкотемью скакать не хочу.
- Обдумываю будущее произведение довольно долго, рисую в воображении живые картины, нащупываю внутренние связи, линии добра, зигзаги зла и конфликты противоречий.
-Основная идея всякого произведения должна быть понятна автору ещё до начала работы. Для меня важно иметь уверенность, ради чего сажусь за рабочий стол, точно знать, что я люблю, что ненавижу,  какие ценности несу читателю.
-  Хороший литературный стиль – это когда из тела произведения наружу ничто не выпирает, не берёт на себя избыточное внимание.  Читателю лишнее предлагать не следует. В простоте изложения –  преодолённая сложность. 
-  Особое внимание уделяю красоте звучания текста.
- Главное достоинство хорошей литературы – искренность
- Пишу долго и трудно, ещё больше времени уходит на шлифовку текста, на его окончательную доработку./

     И о многом,  необходимом для понимания важнейших законов литературного ремесла, можно прочесть в статье.
     Прошу - http://www.proza.ru/2013/02/28/594

15 июля 2013г.
Мастер-класс от Антона Павловича можно  получить на странице Сергея Сметанина.   
Кому интересны советы  непревзойденного мастера миниатюры, что крайне актуально для нашего сайта, прошу - «Как учил А.П.Чехов». http://www.proza.ru/2010/02/27/1014

13 ноября 2013г.
«Когда я пишу самый маленький рассказ, то все равно работаю над ним, как землекоп, как грабарь, которому в одиночку нужно срыть до основания Казбек» - говорил о себе  русский писатель и драматург И. Э. Бабель.
Подробнее в статье автора нашего сайта Галины Кошель.
Прошу  - http://www.proza.ru/2013/11/12/1322Как научиться писать
Игорь Поветкинhttp://www.proza.ru/2014/06/02/517