Рабство и свобода сознания

Сергей Корягин
Текст написан для форума "Философский штурм". Реплика к тексту «Рабство и свобода как режимы работы сознания». Проблема духовного рабства и духовной свободы совсем не еврейская, а общечеловеческая. В психологии существуют понятия – «интроверт» и «экстраверт». Первое характеризует человека, внимание которого более обращено внутрь себя, второе – человека, внимание которого более обращено на внешние факторы. Более свободен тот, кто поступает, ориентируясь на себя, на свои мысли и чувства. Но когда хочешь есть, поневоле думаешь о хлебе, а хлеб не лежит внутри нас. Когда нависла внешняя угроза, тут уж не до копания в собственных мыслях и чувствах. Характер (его основа) дается от природы, а тяжелые внешние обстоятельства могут превратить человека в раба обстоятельств.

Есть люди – «книжники». Они все думают, думают. Потом начинают писать, излагать свои мысли. Среди них немало духовно свободных людей. Однако… Однако и здесь возможны варианты. Некая «великая» мысль идеологического характера, как опытный рыболов в сеть, может захватить целые «косяки» думающих и пишущих. Образуется течение, учение,  …изм. Возникает ситуация, как в  Восточной деспотии: один свободен, а остальные – рабы.

Как чувствовали себя граждане Германии в период власти нацистов? Поневоле они были духовными рабами – надо было выжить. Было, конечно, и сопротивление, но слишком часто оно стоило жизни. А наши граждане при Сталине? Чувствовали себя так же. Однако  многих (в Германии и у нас) это устраивало – тихих по характеру, покладистых, не претендующих ни на что, кроме угла в бараке, примитивного пайка, возможности свободно ходить в баню или в магазин. Я скажу более: людям, склонным по природе к духовному рабству, нравится их рабское положение: за все отвечают «фараон» и его партия, а мое дело – слушаться, делать то, что прикажут. Многие из тех, кого Моисей вывел из египетского плена, тоже хотели вернуться назад, потому что свобода оказалось благом, ради которого надо тяжело работать физически и много думать. И рисковать, и воевать.

Превращает ли религия человека в духовного раба? Но в синагогу, в мечеть, в храм никого силой не загоняют! А если парторг института или завода предлагал Иванову вступить в партию, то Иванов мог и не устоять. Его отказ наверняка означал – о продвижении по лестнице службы забудь. Что касается иудеев, то им, как народу, их религия помогла выжить. А возьмите христианство! На начальном этапе христианство было религией свободы.

И вот еще что я прочитал у автора текста «Рабство и свобода»: «Современная агрессивная среда интенсивно загоняет людей в режим рабства». То есть превращает в духовного раба. Здесь явное преувеличение опасности. Автор не знает, что такое советская пропаганда. Вот когда от «агрессивной среды» не было спасения! Тесть партийный, теща партийная, дочь партийная (в стране их было 19 миллионов) – куда было деться беспартийному зятю? Современные средства информации не опасны для образованного и самодостаточного человека. Хочешь послушать новости – включил телевизор, не хочешь – выключил. К тому же из 50 (и более) программ можно выбрать то, что приятно, что по душе. А Интернет – великое поле свободы. Зайди к Гегелю, к Канту, Марксу, если все обыденное опротивело. Понедельник, 4 июня 2012 года