Пароход Дмитрий Фурманов - г. Астрахань часть 9

Юрий Литвак
                ПАРОХОД  «ДМИТРИЙ  ФУРМАНОВ» -  АСТРАХАНЬ

                (Часть  девятая)
                На фото: речной порт гор. Астрахани

     Рано утром, с первыми лучами солнца пароход «Дмитрий Фурманов» отчалил от пристани г. Сталинграда. Взят курс на город Астрахань (расстояние 400 километров). Разлив реки превышает пяти километров. Степи сплошные. Нескончаемые песочные пляжи. Сплошь у воды – лодки и разноцветные палатки отдыхающих.
     Скорость течения реки около пятнадцати километров в час. Дойти до Астрахани необходимо за световой день без единой остановки в пути.  Итак, целый день в пути.

     Утро.  Подъём.  Зарядка.  Туалет.
     Завтрак в столовой в две смены.  Работает буфет.

     Господа-товарищи! Слухайте сюда,- зазывает буфетчица Фира.  Граждане туристы! Шоб я была всем здорова! Подходите, не стесняйтесь, налетайте, покупайте.  Водка и вино на разлив. Пиво Жигулёвское свежее из холодильника. Риба копчёная, вобла вяленная, брала в Сталинграде, чесно слово, шоб я так жила.

     Покупайте сетки-авоськи, завтра будут арбузы. Есть мешки джутовые. Кремы от загара, тёмные очки.

     Все затариваются как в последний раз.

     -А на разлив вино – не разведённое? – беспокоится мужчина,- я  водку один - не пью.
     -Не болтай ерундой! И пиво свежее, и водка не разведённая. Шоб я умерла, если вру,- ответила Фира.
     -Фира, шо у вас так всё хорошо, так не бивает. Шо то же есть плохо? – спрашивает Рахиль.
     -Ой, перестаньте сказать. У меня таки почти всё съедобное, никто ишо не отравлялся и ни разу не умер. И, вообще, спрашивается вопрос: шо ви с меня хотите? – завозмущалась Фира,- берите таки шо осталось и делайте ноги и не терзайте мне жизнь. А то я щас же буфет закрою.

     Выстроилась очередь.  Молча смели в буфете всё, что кушается и глотается.
     Фира  довольная  закрывает  буфет  на  здоровый  висячий  амбарный  замок,- давно бы так!

     После завтрака стюардесса Татьяна обходит все каюты парохода. Знакомится с туристами и членами экипажа. Рассказывает о предстоящих конкурсах. Записывает вопросы и пожелания.
     Все единодушно отказались от пешеходной экскурсии по Астрахани. Татьяна пообещала экскурсию по Астрахани провести по-местному радиотранслятору. Будет прочитана небольшая лекция об истории края.

     10 часов утра.  Изя с Эвелиной прибираются в медпункте (Изиной каюте). Эва помыла пол, везде протёрла пыль, вымыла трюмо. Изя молча раскладывает в шкафчике медикаменты, купленные шприцы и таблетки.
     Изя, дорогой, ну ты уже успокоился? Тебя же не уволили! Таки шо случилось? Шо ты переживаешь? – начала свою «песню» Эвелина. Давай анекдот расскажу. Приходит женщина к врачу и говорит: у меня муж заболел, шо придти к вам не может. Врач ей говорит: раздевайтесь и покажите шо и где у вашего мужа болит. Она бистренько разделась,…но у меня этого нету… Изя, ты шо не смеешься? Мне таки смешно.
     -Эвелина, не морочь мне голову. Ти уже скоро не молодая такие анекдоты разговаривать,- сказал Изя.
     -Ты говоришь обидно,- возразила Эва.
     -Давай не будем,- закончил разговор  Изя,- тем более, шо этот анекдот ты мне уже рассказывала раньше.

     Семён с Адой  сидят в каюте повара за столом. Сёма показывает свой фотоальбом. Вот мне пять лет, вот моя мама, Царствие ей Небесное, а это – папа.
     Адочка, я за вас почти ничего не знаю, извини – за тебя. Ти меня точно полюбила или просто так, время подошло,- спросил Изя.
     -Мне это сильно начинает нравиться,- начала Ада,- знаешь, дорогой, таких ко мне вопросов быть не надо. А сам-то ты меня таки любишь? Или просто так, от некого делать? Увидел молодую…и айда? И шо, мне это надо? Такой  мне любови не надо!
     Шо ты, шо ты, Адочка! Я тебя очень люблю, от самой посадки в пароход, шоб ты была всем здорова. Я тебя умоляю, давай таки не будем ссориться. И перестань сказать разных глупостей. Через десять дней ми сходим с судна и едем ко мне  в Балаклаву. Я познакомлю тебя с папой. Он тебе понравится и ты ему – тоже.

     Многие туристы поднимаются на крышу парохода с одеялами – загорать. У штурвального бинокль. Он разглядывает эти «тушки», которые разлеглись на крыше в купальниках перед иллюминатором рубки.

     Внезапно подул сильный боковой ветер. Начала ощущаться качка судна. Поднялись большие волны, брызги от которых долетали до верхней палубы, а частично – и до крыши парохода. Ветер усиливается. Кэп прогоняет всех отдыхающих с крыши.  Снуют патрульные береговые катера. Загоняют на берег отчаянных пловцов и яхтсменов. Солнце спряталось за тучи и стало совсем темно. Кэп предложил всем зайти в каюты и не ходить по мокрым и скользким палубам. Пошёл проливной дождь с грозой.
     Кэп – на капитанском мостике, вся команда стоит по местам.
     Рулевой борется с ветром, выворачивая корпус парохода ему на встречу, не подставляя ветру свои бока. От туч и дождя, совсем не видно берегов. Враз потемнело как ночью.

     «Смотрящий» увидел справа по борту маленькую байдарку с одним гребцом. Лодка шла на перерез пароходу. Гребец, видимо, хотел успеть проскочить перед судном.
     Пароход дал звуковой сигнал, но лодка не останавливалась, раскачиваясь на большущих волнах.

     Кэп скомандовал «Лево руля» и тут же «Стоп машина» и «Полный назад». Волной от резко остановившегося парохода, лодку с пловцом перевернуло. «Человек за бортом!». Матросы бросили за борт спасательные круги на тросах, но пловца уносило вниз по течению. «Шлюпку кормовую на воду!». Это, конечно, не шлюпка, а небольшая лодка, которая во время путешествия всегда висит на корме вертикально. Её быстро опустили на воду, и два матроса сели на вёсла. Через пару минут насмерть перепуганный пловец был в лодке.

Подтянули и подняли на борт спасательные круги. Байдарки нигде не было видно. Подняли на борт пловца.
     -Ти в лодке бил один,- спрашивает Кэп.
     -Да,- ответил пловец.
     -«Малый вперёд»,- скомандовал мотористам Кэп. За это время пароход развернуло поперёк реки.
     Только заработали лопасти, раздался треск. Это колёса гребного барабана перемалывают байдарку. Она, оказывается, не утонула, а её затянуло под лопасти.
     Кэп не стал останавливать машину. Повторил «Малый вперёд».
     -Ты мог быть вместе с той байдаркой под колесом,- начал говорить Кэп,- видишь? Как тебя зовут? Валера? Ты шо, Валера,  так далеко заплыл? Жить надоело или с кем поспорил?
     -А вы откуда знаете? Поспорил со своей девушкой,- продолжил Валера,- что переплыву Волгу на байдарке туда и обратно без остановки.
     -А как узнают, шо доплыл до берега,- не унимался Кэп,- можно развернуться на середине. Не видно же ни хрена!
     -А меня на моторке друзья сопровождали,- сказал Валера.
     -Ну, и где они? – спросил Кэп.
     -Где-то здесь. Были рядом.
     -Дай три сигнала,- скомандовал Кэп рулевому. Резко в темноте прозвучали гудки парохода.
     Из темноты медленно  выползала моторная лодка с двумя пассажирами.
     -«Стоп машина!». Лодка причалила к борту стоящего парохода. Матросы помогли Валере перейти в лодку.

     Так закончилось приключение на широкой воде реки Волги по пути из Сталинграда в Астрахань.
     Как резко начался ветер и дождь, так же быстро всё стихло. Выглянуло солнце, моментально высохли палубы, прекратился ветер. Пароход «Дмитрий Фурманов» продолжил свой путь, не напрягаясь, отмеряя километры   вниз по течению прекрасной реки Волги.

     -Шо это било? – спрашивает Давида жена Рахиль, когда тот весь мокрый зашёл в свою каюту.
     -Дождь моросит. Пацаны устроили гонку.

     Обед. Все под впечатлением грозы. Про трагедию с байдаркой никто не знает.  Федя, сидя за своим столом, возбуждённо рассказывает: - Сплю я и вижу сон, что акула прокусывает дно парохода. Зубы длинные и острые…Днище затрещало натурально, даже стены каюты задрожали. Вот, это сон!
     -Меньше пить надо,- сказала жена Глаша,-  рождённый  пить – всю  ночь  храпить,  вот  и  приснилось.
     -Ну, я же слышал! Надо сказать капитану, пусть проверит дно парохода. Вдруг, и правда, прокусила дно? Я же сам слышал хруст дерева.
     -Успокойся, у парохода дно – железное,- со знанием дела сказала Глафира.
     -Что же это такое? Неужели, всё-таки, белая горячка? Глаша, давай в Астрахани сойдём и назад поездом. Не к добру всё это! А, если бы я не проснулся, точно бы утонули. Но, этот хруст я запомню на всю жизнь.

     Изя в белой куртке и колпаке на камбузе снимает пробу с обеда. Семён рядом с ним. Эвелина с Адой – в зале помогают убирать столы и посуду, сервируют столы. Они обе такие стройные и красивые и дочь, и мать. Так же в белых халатах. Видимо врач Изя их так одел.

     За одним столом сидят Рахиль и её дочь Софа с мужем Фимой.
     Последними в столовую во вторую смену пришли отобедать стюардесса Татьяна и Кэп. Сели отдельно, так как у них, видимо, серьёзный разговор.

     Пообедав первой, Рахиль подсаживается к столу Давида.
     -Ты шо не сел ко мне,- спросила Рахиль,- ребята тебя тоже ждали, а ты гуляешь где-то с кем-то.
     -Рахиль, я, между прочим, - на работе. Я вообще не должен здесь с вами сидеть. У меня обед с командой в кубрике.
     -А шо пришёл? В кубрике бы и пообедал. Тебя, наверное, там матросы тоже ждут? Давай, давай…к своим ребятам. А мы с Татьяной посидим, поболтаем… Давид извинился и ушёл.

     -Тань, ты его не слушай. У него такой бархатный голос, что не захочешь, да влюбишься. Заколдовывает, завораживает своими речами. Как в песне поётся: зацепил, заманил, заарканил. Вот он меня и заарканил. Мы поженились прямо на пароходе. Если успеем, то в Астрахани зарегистрируемся в Загсе. В Сталинграде нам отказали, надо целый месяц ждать. А в Астрахани порядка меньше, може и распишут. Пойдёшь в свидетели?
Мне спокойней будет. У него свидетель – старпом Миша Алвайс – двухметровый детина. Между прочим, холостой. Познакомить?- закончила Рахиль.
     -Я уже со всеми познакомилась, и с Мишей – тоже,- ответила Татьяна.
     -Ну, ладно, тогда кушай, я пошла. Так ты подумай на счёт свидетеля.
     Рахиль на выходе поджидали дочка с мужем.
     -Ты шо Давида выгнала из столовой - спросила Софа.
     -Пусть знает, где ему положено кушать. Ишь, хотел отобедать за счёт туристов, на халяву. Кстати, Татьяна тоже должна кушать с командой.

     Татьяна без всякого аппетита стала кушать.  Как он с ней собирается жить? Она приревнует его ко всему, что движется, даже к столбу.

     Стюардессу Татьяну разместили в освободившуюся от Рахиль каюту. Она навела порядок, всё блестит. Села за стол писать сценарий будущего конкурса «Мисс, Сиссисс и Мистер Круиз».
    
     Кроме безукоризненного внешнего вида, конкурсант (автор Проза. Ру или читатель) должен заставить улыбнуться  судейскую коллегию, послав вместе с отзывом или без него: короткую байку, анекдот, шутку, стих, басню, миниатюру, минирассказ. Можно спеть, на пароходе есть баянист. Одесская тема предпочтительна. Победителю в номинации – 100 баллов (натуральных).

     Татьяна отправляется в радиоузел парохода читать лекцию об  истории Астраханской области.

     В районе Астраханского заповедника, Волга впадает в Каспийское море многочисленными рукавами. Всего в Каспий впадает 130 рек, из них 9 – имеют устья в виде дельты: Волга, Терек, Урал и др.
     Каспийское море омывает берега девяти государств: Азербайджан, Грузия, Армения, Туркмения, Иран, Казахстан, Узбекистан, Турция и Россия.
     Береговая линия составляет 7000 километров, площадь моря 3,5 млн.кв. км, глубина – до 1000 метров. Это бессточное озеро, не имеющее выхода в Мировой океан. Из-за своих размеров названо морем.
     Астрахань находится в 25 километрах от Каспийского морского порта.
     В 1950 году в Астраханской области насчитывалось  11 совхозов и 214 колхозов. Посевная площадь составляла 97 тыс. га (до войны было 182 тыс. га).
     Было открыто газовое месторождение, пущен первый трамвай широкой колеи. В эти годы Астраханский аэропорт (Нариманово), бывший  «Сталинский», принимал самолёты только АН-2, Ли-2, вертолёт Ми-1. В 16 километрах от Астрахани создан новый аэродром «Приволжский», который принимает Ил-12, Ил-14 (сегодня - Як-40, Ту-134, Боинг-737). Нелётная погода в Астрахани бывает не чаще 5 дней в году. Аэродром построен в пустыне.
     В послевоенные годы Астраханская область получила значительное развитие. Построены судостроительный и судоремонтный заводы, судоверфь, началась добыча газа и нефти. Налажен промышленный лов рыбы. Транспорт переходит на дизтопливо, паровозы на тепловозы. Успешно выращиваются зерновые, яблоки, грецкий орех, дыни, арбузы, виноград.
     До войны в городе было 7 музеев, 4 кинотеатра, 40 библиотек, консерватория, Троицкий и Владимирский соборы, Кремль ХV1 века – символ города Астрахани. В 1942 году на площади Кремля стояла зенитная батарея, и ни одна бомба не упала на Кремль.
     Астрахань – один из старейших городов Волги. Здесь занимались охотой, рыболовством, добычей соли в ближайших озёрах.
     Астрахань был развивающийся портовый город, имеющий важное стратегическое значение для страны.

                ДАЛЕЕ    ОТ   АВТОРА:

     В 1953 году началось поднятие целины. В 1958 году – целинные земли закончились.
     С 1960 года началась широкомасштабная государственная компания по ликвидации неперспективных населённых пунктов. В эти годы, населённые пункты Астраханской области сократились с 2286 до 443.

     Начался устойчивый спад добычи в нижней Волге рыбы ценных пород. С 1990 года промышленных госпредприятий осталось 86, частных – 1146. Процент в общем объёме промышленности составил  в госсекторе 28,4%,  в частном – 43,9%.

     Однако при всём при этом, в городе происходят значительные и совершенно неожиданные изменения. Астрахань стала пограничным городом, совсем близко к границе. Пассажирское сообщение по Волге тихо умирает, и сейчас попасть из Москвы в Тюмень или Новосибирск куда проще, чем в Астрахань.  Чуть ли не основным занятием большей части населения Астраханской области становится незаконный лов осетровых, в просторечии – браконьерство. Такой Астрахань вошла в ХХ1 век – город с достойной историей, центр богатой нефтяной области, и безнадёжно нищий, с буквально разваливающимся центром, с дорогами
как после бомбардировки и снятым в 2007 году из-за невозможности его финансово поддерживать трамваем. В 2008 году городу исполнилось 450 лет.

                СПАСИБО  ЗА  ВНИМАНИЕ!

     Все разошлись по каютам. Федя вернулся в столовую, но буфет был уже закрыт. Он вспомнил чью-то маму и вернулся в каюту.
     -Глаша, давай в дурака сыграем, хватит лежать,- выступает Фёдор,- вон как бока отъела. После обеда вредно лежать. Вставай, давай!

     Рахиль с молодыми зашла в их каюту. - Ну, шо будем делать,- спросила Рахиль. Давайте в Кинга  или девятку сыграем? Фима, научи меня играть в очко. А то Давид каждый вечер уходит к Михаилу Алвайсу, говорит, что играют в очко, а меня не берёт, видете ли, я – не умею. Если бы умела, я бы посмотрела, во што, как и с кем, они  играют в это очко…
     Мама, может быть потом как нибудь? Щас нам надо отдохнуть,- сказала Софа,- ты поняла? Сон-час щас! Пусть тебя Давид учит в очко, а Фиме некогда, он хочет спать.
     -Вообще-то это и моя каюта, я оплатила за обе каюты, шо ты меня прогоняешь? - возмутилась Рахиль. Жизнь у вас большая, ещё полежите. Вот, не будет меня, так вообще можете не вставать!
     -Ладно, мама, не сердись,- успокаивает Софа,- Давид, наверное, тоже тебя ждёт, не ложится.
     -Спасибо, дочь родная, беспокоишься обо мне,- чуть не плачет Рахиль,- променяла меня на Фиму, который всё время только и хочет  с тобой  спать… Засони,- сказала Рахиль и быстро ушла.

     На пароходе воцарилась тишина. Сон-час.  В медпункте Эвелина «мурлычет» с Изей.  Семён с Адой закрылись в каюте шеф-повара.  Трезвый и злой Фёдор играет с Глашей в карты.  Давид, наконец, дождался Рахиль, и они тоже должны отдохнуть.

     Рахиль с порога: - Ти шо там со стюардессой трали-вали разводил? Чуть не под руку привёл её в столовую. На молодую потянуло? Не надо, Давид, на тебя люди смотрят. Только, при всех стоял на коленях и клялся мне в любви. Забыл что ли? Так, я напомню! Я тебе не сказала, что ревнивая. Не подавай повода. Не нагулялся что ли?  Вернёмся в Одессу, так я тебя там совсем потеряю.
     -Не делай скандала,- сказал Давид,- не надо паниковать свою голову. Я люблю только тебя и оставь своих глупостей – ревновать. Я таки возмущён!
     -Шо ты кипятишься, как паровоз,- успокаивает Рахиль своего мужа.
     -Я шо-то плохо не понял, мы шо ссоримся? – спросил Давид,- шоб ты была всем здорова! Оно мне надо, ссориться, я тебя спрашиваю?
     -Мне тоже -  не надо,- сказала Рахиль, обняла Давида и прижала к своей груди. Я, просто, такая дура ревнивая… прощай меня.

     Фима с Софой – занимаются любовью, им не до разговоров. Они не спрашивают друг у друга: любишь ли ты меня? Изредка, в минуты отдыха – шутят.  Фим, ты таки помнишь как затушивал пожар на чердаке? А угольки эти в темноте были – глаза кошки. Вот это была весна! Уже три месяца прошло!
     -Фима, а мы где будем жить, если мама  к Давиду перейдёт,- спросила Софа.
     -Только у меня! Я из своей квартиры никуда не уйду,- заявил Фима,- она таки большая и нашим детям места хватит.
     -Детям? – удивилась Софа,- каким детям? Чьим детям? У тебя шо уже  и дети есть?
     -Нет, но будут, наверное,- заволновался Фима,-  ты шо Софа меня пугаешь? Или ты больная? Ми уже год с тобой "трудимся", а детей нет. Шо ти скрываешь? Пойду к Изе, шоб он тебя посмотрел…
     -Щас! Разбегусь и сниму штаны перед твоим Изей,- возмутилась Софа,- дурак ты, Фима, ничего ты не понимаешь. Я на пароход села уже беременной! Хотела тебе сюрприз!
     -Не  может  быть!!! – закричал Фима,- врёшь ты всё, я тебя знаю!
     -Не вру,- спокойно сказала Софа, сев на край койки и положив руки на колени. Я проверялась в дорогу, было уже шесть недель. Скоро будет – восемь. В апреле рожу! Вот так, дорогой! Мама хочет внуков, у неё от тишины уже таки лопаются перепонки.
     Фима голый сидит на койке с открытым ртом и опущенной челюстью…
     Софья: «Картина маслом – К нам едет ревизор!».

     На ужин, почему-то, некоторые пришли очень голодными. Быстро ели и просили добавки.

     В Астрахани темнеет рано. Время девять часов вечера. Пароход пришвартовался к пристани г. Астрахань. Ни музыки, ни бойкой торговли. На перроне – никого!  Никто с парохода не выходит. Да и зачем? Куда идти? Кругом темнота. Завтра нагуляемся. Сегодня – все на пароходе. В кинозале снова крутят «Серенаду солнечной долины».

     В столовой собрались туристы постарше и вместе с Татьяной, душёй компании, и баянистом поют застольные песни.

     В отдельных каютах тоже слышны песни и смех. Наверное, репетируют к конкурсу, стараются.

     В кинозале несколько молодых пар целуются на последнем ряду. Им так не хватает   Попкорна.

     В кубрике тоже «репетируют» члены команды. Пьют, тихо чокаясь полными гранеными стаканами.

     В полночь мо местному радио объявили «отбой» и сразу отключили освещение. Где-то в каютах зажгли свечи. Тишина. Только на берегу слышно, как трещат цикады и сверчки. Где-то ухает какой-то зверь или птица. В темноте вдруг пропел запоздалый недорезанный петух.

     Вдоль всей реки нет свободного места. Весь берег усыпан прикованными цепями лодками и катерами. Как пароход подошёл к пристани и не задел ни одну лодку – просто чудо, плюс мастерство рулевого и, конечно, капитана - Давида Марковича Мартинсона.

     Утро.  Подъём.  Бегом: зарядка, туалет, столовая…и все с мешками бегут в город на рынок за дешёвыми арбузами и дынями.

     В одиннадцать часов стали появляться первые туристы с арбузами. Это были мужики поздоровше. Вот было зрелище! Арбузы не несли и не тащили, а… катили по земле, благо, что под гору. Арбузы большие от 10 кг и выше.  В сетку-авоську входит только один арбуз. В каждой руке по сетке и пару арбузов катит по земле, пиная ногами. И это лишь мизерная часть от плановой закупки.
     Гастербайтеров нет, нанять некого. Машин нет. Пять человек поднялись на борт с пятнадцатью арбузами. Закатили «ягоды» в каюты и «замертво» упали на койки. До рынка два километра! Стало ясно, что от заготовки арбузов придётся отказаться.
     Некоторые женщины возвращались вообще без арбузов, нет сил их тащить.
     Кэп с мостика наблюдал за растерянностью туристов.  Застегнул белый китель, натянул фуражку с начищенным крабом и спустился с мостика.
     -Старпом! Остаёшься за меня!- отдал команду Кэп и быстро сошёл по трапу на берег. Он исчез за дверями речного вокзала. Через десять минут Кэп вернулся на судно.
     -Михайло,- обратился Давид к старпому,-  возьми мегафон и дуй на рынок. Объяви, чтоб все туристы вернулись на судно. На причале продаются арбузы.
     -Вас понял,- отрапортовал старпом,-  быстрым шагом сошёл на берег и скрылся за угол улицы.
     Туристы возвращались на судно, но каждый, всё- таки, тащил один или даже два арбуза. Одна полная женщина даже плакала, молодые – матерились.  Все уставшие и злые молча расходились по каютам. И уже не выходили.

     Через пол часа к трапу парохода подошла «полуторка» , полная арбузов.  Следом, две конные подводы привезли  дыни.
     Капитан объявил по ретранслятору на весь пароход: «У трапа парохода продаются арбузы и дыни по рыночной цене. Спокойно, не спеша, выходите на перрон. Этих «ягод» всем хватит. Пока складируйте в каютах. Потом в мешках подымем на крышу.
     Люди не поверили, но когда в окна увидели, что творится на пристани, все, сбивая друг друга, кинулись на выход.
     Через два часа грузовой и гужевой транспорт возвращались порожняком!
     Кэп завернул в газету бутылку водки и отнёс начальнику речного вокзала.

               (Читайте  продолжение – часть десятая)


     http://www.proza.ru/2012/06/12/916