Впервые в зоопарке

Лексей Майлов
ВПЕРВЫЕ В ЗООПАРКЕ.

Как ни странно, но впервые я увидел настоящий, живой зоопарк только когда уже учился в школе, в третьем классе. Скорее всего, зоопарк приезжал в наш город и в предыдущие годы, но попасть мне туда не довелось. А взрослым было не до меня и не до зоопарков. Бурное было времечко и очень трудное. Вообще-то я очень много знал о животных, видел картинки с их изображением. К 8-ми годам я прочел уже немало книг, хотя в основном это были сказки и всякие книги для детей младшего возраста. Но как раз в этих книгах часто можно было прочитать и о животных. Так что львы, тигры, медведи, волки, лисы, зайцы и многие другие животные были известны мне, но как говорится «понаслышке», а не в натуре, живьем. И вдруг…
Шум, гам, выскакивает вся детвора нашего дома на улицу (к тому времени я жил с родителями на улице Ворошилова), и видим мы нечто необыкновенное! Огромные фургоны, на которых нарисованы различные животные, привозятся машинами на площадку перед нашим домом и выстраиваются в ряды, которые образовали замкнутое пространство, как бы городок. Тут же у нас у всех на устах зазвучало: «Зоопарк приехал, зоопарк»! Нашему восторгу не было конца. Мы все, конечно, хотели туда попасть. Было это не так просто. Проникнуть на территорию зоопарка бесплатно «пролезть под колесами», как надеялись некоторые пацаны, не удалось. Работники зоопарка, естественно, тоже не лыком были шиты, а билет стоил 30 копеек, немалая сумма по тем временам. Так что пройти в зоопарк в первые дни мне не удалось. Какая это была досада! Те мои друзья и знакомые, которые побывали в зоопарке, рассказывали о разных увиденных ими чудесах. Из зоопарка слышался рев животных, крики птиц. Я и группа таких же неудачников толклись перед входом, пытаясь хоть что-то разглядеть внутри. А нас прогоняли служители зоопарка, чтобы мы не мешали проходу зрителей с билетами. Но наконец, (о счастье!), мама сжалилась надо мной и необходимая сумма была выделена (со строгим предупреждением, чтобы больше не просил), и я смог купить билет. Понимая, что другого раза у меня не будет, я решил не торопиться, посмотреть всё как следует.
И вот я прохожу на территорию передвижного зоопарка. Контролер отрывает контрольный купон на билете и говорит: время осмотра 1 час! Эти слова, неожиданные для меня, заставляют меня поторопиться. Оказывается нельзя, сколько хочешь быть в зоопарке, могут выгнать! Посетителей слишком много, вот и ограничили время пребывания. Я догадываюсь, что контролер не может уследить за всеми, кто сколько уже находится в зоопарке, но все же необходимость следить за временем меня угнетала. А народу, в самом деле, набилось очень много. И конечно возле самых интересных клеток было не протолкнуться.
Возле самого входа находилась большая клетка с волнистыми попугайчиками. Там стояла целая толпа, так что мне ничего не было видно. Дело в том, что попугайчиков продавали, причем на выбор. И некоторые состоятельные граждане приобретали клетки и попугайчиков. Всё это вызвало такой ажиотаж, что протолкнуться поближе для меня не было никакой возможности. Тогда я решил пока посмотреть других животных. Но и возле других клеток народа хватало. Более или менее свободно было возле клеток с медведем и волками. Но медведь был мне малоинтересен. Возможно, что сработала психологическая особенность, связанная с тем, что большие, опасные хищники не слишком впечатляют, когда сидят в надежной железной клетке. Конечно, охотникам, которые добывают опасных хищников и которые рискуют жизнью, занимаясь этим промыслом, кажется, что всем должно быть очень интересно смотреть на пойманное животное. Но зритель, чувствуя себя в безопасности, не испытывает волнения. Для него животное в клетке сродни нарисованному на бумаге. Да, оно «очень интересно», но давайте пройдем к белкам, посмотрим, как они здорово бегают в колесе. Кстати, возле клетки с белками тоже было тесно. Но там было одно преимущество, через головы зрителей было хорошо видно колесо, в котором бегали белки. Оно было высоко установлено. Правда, когда я подошел, колесо не вращалось, и мне довольно долго пришлось подождать, пока одна белка соизволила пробежаться в колесе.
Интересно было возле клетки с обезьянами. Резус – макаки, которых все называли «красноп;пыми»,  вызывали обилие шуток и смех. Обезьянки лазали по бревнам, установленным в клетке, благодаря чему и я смог их увидеть через головы других зрителей.
Пройдя по кругу, я снова подошел к клетке с попугайчиками. И опять ничего не смог разглядеть. Толпа продолжала осаждать клетку, а издали через мелкоячеистую сетку ничего было не разглядеть. Тогда я пошел по второму кругу. Но не успел я ещё далеко отойти от клетки с попугаями, как раздался грозный рык. Медведь и леопард устроили шумную перебранку через прутья решеток. Народ отхлынул от других клеток, все захотели посмотреть, что там случилось, кто и на кого рычит? Возле клетки с попугаями стало значительно свободнее. Я сначала тоже двинулся в сторону клетки с медведем, внутренне сожалея, что я оттуда не вовремя отошел. Но тут же понял, что опять ничего не увижу. К клеткам с медведем и леопардом уже сбежалась огромная толпа. Вот тут-то я догадался пойти посмотреть на попугаев. Мне удалось протиснуться к самому барьеру и, наконец, я смог разглядеть всё во всех подробностях. Попугаев было много, штук 30 – 40. Они были, как мне показалось, очень яркими, разноцветными, хотя и не крупными птицами. Кто-то как раз покупал попугая и ему по заказу отлавливали красивого голубого попугайчика. Как бы мне хотелось иметь дома такого красавчика! Хотя в моей голове уже роились мысли о домашнем зоопарке. Ведь мои родители – геологи. Они могут привезти мне зверьков, например черепаху или ёжика! А я буду делать клетки, и содержать их. Вот будет здорово! – размечтался я. Мне казалось, что делать клетки – это нетрудное занятие. Проволоки я могу насобирать, сколько хочешь. Дощечки можно поискать возле магазинов и ларьков на рынке. Там выбрасывают ящики. В голове моей я уже напридумывал столько всего…
Тем временем наступал вечер, народ все прибывал, и служители зоопарка начали пытаться как-то регулировать движение посетителей. В первую очередь они взялись за мелкоту. Мальчишек и девчонок начали настойчиво приглашать на выход, мол, ваше время вышло, пора и по домам. Не без недовольства, но и я пошел на выход. А что делать? Кто был с родителями, те ещё могли надеяться на их помощь, чтобы задержаться, а мне-то кто поможет? Да и посмотрел я, честно говоря, все даже два раза.
Домой я прибежал, полный впечатлений. Не дожидаясь расспросов, стал обо всем рассказывать родителям. Отец только хмыкал, а мама сразу начала остужать мой пыл. На просьбы купить попугайчика мне было твердо отказано. О том, чтобы привезти домой дикую зверушку или даже черепаху, мама категорически возражала. И хотя отец отмалчивался, я понял, что и он против. Много позже я понял мотивацию отца. Он очень гуманно относился к любым животным. И противником «домашнего зоопарка» он был главным образом потому, что не верил в их гуманное содержание. По его мнению, это в любом случае была тюрьма. Он и против передвижного зоопарка был и не хотел его посещать. Мама же в первую очередь переживала о том, сколько забот и хлопот потребует животное, в случае, если оно будет жить у нас в доме. И, конечно, была права. Но тогда я этого не понимал и очень горевал из-за родительских запретов. Родители казались мне черствыми, не любящими животных. А вот я… И я опять впадал в свою задумчивость. Только в мечтах всё у меня было так, как я хотел. Впрочем, до определенной степени моим мечтам было суждено осуществиться, но произошло это позже, примерно через два года, когда наша семья переехала на жительство в очень дикие края на север Узбекистана, в Каракалпакию.