Гера

Алекс Боу
Гомер гимн к Гере

           Золототронную славлю я Геру, рожденную Реей,

           Вечноживущих царицу, с лицом красоты необычной,

           Громкогремящего Зевса родную сестру и супругу

           Славную. Все на великом Олимпе блаженные боги

 5        Благоговейно ее наравне почитают с Кронидом.


Сократ: А вот Гера - как прелестная и одержимая с эросом : ведь говорят же, что Зевс был в нее влюблен. А может быть, наблюдая небесные явления, законодатель тайно назвал Геру именем воздуха, переставив первую букву в конец. Ты заметишь это, если несколько раз подряд повторишь имя Геры.


Прокл: "Гера сама по себе повелевает рождением душ, предвосхищая всеостальные выходы душевных чинов за свои пределы".


Ф. Любкер. Солварь классических доевностей:

ГЕРА, Iuno, старшая дочь Кроноса и Реи, по этому Saturnia (Hes. theog. 453), воспитанные в доме Океана и Тефии (Hom. Il. 14, 200), сестра и супруга Зевса, с которым она, по самосскому преданию, 300 лет жила в тайном браке, пока он не объявил ее открыто своею супругою и царицею богов. Однако у Гомера она представляется царицею неба и богов не в том полном смысле, как Зевс — властителем неба и земли; она только в качестве супруги и старшей сестры Зевса занимает между богинями самое высокое и почетное место. Зевс сам чтит ее высоко и сообщает ей свои умыслы; но он все-таки удерживает ее в пределах ее подвластного положения. Часто она зазнается, гордясь своим высоким достоинством и своими супружескими правами, и требует более, чем Зевс может позволить ей; оттого часто происходит спор и разлад между супругами. Hom. Il. 1, 536 слл. В особенности в «Илиаде» Г. выказывает свою сварливость, строптивое упрямство, строгость и ревность, черты характера, пришедшие в «Илиаду» Гомера, вероятно, из древних песен, прославлявших Геракла; как и всех любимцев и детей Зевса, так в особенности она ненавидит и преследует Геракла. Когда Геракл однажды возвращался на корабль из Трои, она уговорила Гипноса (сон) усыпить Зевса, а сама возбудила бурю против героя, так что он чуть не погиб. Когда Зевс проснулся и узрел случившееся несчастие, он непременно бросил бы Гипноса в море, если бы тот не бежал к почтенной матери Ночи; а Г. Зевс в страшном гневе привязал неразрешимыми золотыми цепями к эфиру и повесил ей на ноги две тяжелые наковальни, и когда боги пришли ей на помощь, он бросил, кого мог схватить, через порог неба на землю. Hom. Il. 14, 249 слл. 15, 18 слл. Т. к. Г. силою ничего не может сделать против могучего небесного царя, она часто прибегает к хитрости. Il. 19, 97. 14, 215 слл. В борьбе за Илион она страстно становится на сторону врагов Трои и покровительствует любимым ахейцам; ахейские города, Аргос, Микены и Спарта — ее любимые места пребывания; троянцев же она ненавидит за суд Париса, на которого она гневается также в качестве богини брака. Il. 4, 7 слл. 50 24, 25. Брак ее с Зевсом — первоначально обозначавший связь между небом и землею, затем получивший отношение к гражданскому учреждению брака, составляет существенную черту ее характера и под названием ;;;;; ;;;;; выступает более всего на первый план в совершавшихся в честь ее обрядах; как единственная настоящая законная же.г на на Олимпе, она — покровительница браков и родов (;;;;;;, ;;;;;;;, ;;;;;, ;;;;;;;;;), и богини родов, элифии, называются ее дочерьми (Hom. Il. 11, 270). Поэтому ей были посвящены гранатное яблоко, символ брака и любви, и кукушка, вестник весны, той части года, в которую богиня вышла за Зевса. Кроме того, ей посвящены были павлин и ворона. Главные места ее культа были Аргос (по этому ';;;;;;, Argiva), где между Аргосом и Микенами находился главный ее храм, с прекрасным колоссальным изображением ее, сделанным Поликлитом из золота и слоновой кости, и где праздновались через 5 лет Гереи (;;;;;) с состязаниями; далее — Микены, Коринф, Спарта, где она имела храм под названием ;;;;;;;;; (козоядная, по причине приношения ей в жертву коз), Самос, Платеи (см. Deadala), Сикион и др. Искусство представляет Г. как высокую супругу Зевса, с благородною величественною осанкою, зрелою, цветущею красотою, округленным лицом, имеющим важное выражение, красивым лбом, густыми волосами, большими, сильно раскрытыми глазами (;;;;;;). Замечательнейшим изображением ее была упомянутая выше статуя Поликлита в Аргосе; она сидела на престоле, имела на голове уборку вроде короны (;;;;;;;;) с изображениями харит и гор (;;;;), держала в одной руке гранатное яблоко, в другой — скипетр с кукушкой на оконечности; сверх длинного хитона, оставлявшего непокрытыми только шею и руки, был наброшен гиматий, обвитый вокруг стана. Strab. 8, 372. Paus. 2, 17, 4. Брачное покрывало обыкновенно отброшено к затылку. Римская Юнона, Iuno (того же корня как и Iovis), была отождествляема с Г. и вследствие того называется дочерью Сатурна и Опы (Ops) и сестрою Юпитера. Она была супругою Юпитера и царицею неба и богов, даже с большею властью и в более полном смысле, нежели греческая Г. Она соединялась с Капитолийским Юпитером, властвуя и даруя власть, как и он, под названием Capitolina и Regina (Liv. 5, 22. 22, 1) и вместе с ним и с Минервою образовала тройственность богов, могущественно покровительствующую Римскому государству. Политическое значение имела также и Iuno Sospita, главный культ который был в Ланувие. Liv. 22, 1. 8, 14. Другая сторона, особенно выдающаяся в характере римской Юноны, это — отношение ее к женскому полу и браку. Она принимала участие во всех положениях женщины и руководила ею в жизни, как мужчиною руководил его гений, почему и гении женщин называются lunones. Сюда относящиеся имена ее суть: Virginalis и Matronalis, покровительница девицы и замужней женщины: в качестве богини брака она называется Iugalis, Domiduca и Unxia (оттого что косяки дверей мазались мазями, когда невеста входила в дом мужа); Lucina называется она как богиня родов. Замужние женщины праздновали в честь ее 1 марта (Kalendae feminarum) Матроналии, причем они с венками шествовали к храму Юноны Луцины на Эсквилинском холме и с молениями о счастье в браке приносили в жертву цветы. Это празднество, по преданию, было установлено Ромулом в память учреждения браков Ov. fast. 3, 179 слл. Подобный праздник праздновался замужними женщинами вместе с рабынями 7 июля в честь «Козьей Юноны» (Iuno Caprotina), на Козьем болоте, так называемые капротинские ноны (nonae caprotinae. Plut. Camill. 33), см. Caprotina. Гусь был посвящен римской Юноне, а не греческой Г





Лукиан. Раговоры Богов:

Гера и Зевс

1. Гера. Мне было бы стыдно, Зевс, если б у меня был сын такой женоподобный, преданный пьянству, щеголяющий в женской головной повязке, постоянно находящийся в обществе сумасшедших женщин, превосходя их своей изнеженностью и пляшущий с ними под звуки тимпанов, флейт и кимвалов; вообще он похож скорее на всякого другого, чем на тебя, своего отца.

Зевс. И тем не менее этот бог с женской прической, более изнеженный, чем сами женщины, не только завладел Лидией, покорил жителей Тмола и подчинил себе фракийцев, но пошел со своей женской ратью на Индию, захватил слонов, завоевал всю страну, взял в плен царя, осмелившегося ему сопротивляться, — и все это он совершил среди хороводов и пляски, с тирсами, украшенными плющом, пьяный, как ты говоришь, и объятый божественным безумием. А тех, кто осмелился оскорбить его, не уважая таинств, он сумел наказать, связав виноградной лозой или заставив мать преступника разорвать своего сына на части, как молодого оленя. Разве это не мужественные деяния и не достойные меня? А если он и окружающие его при этом преданы веселью и немного распущены, то невелика в том беда, в особенности когда подумаешь, каков он был бы в трезвом состоянии, если пьяный совершает такие подвиги.

2. Гера. Ты, кажется, не прочь похвалить Диониса и за его изобретение — виноградную лозу и вино, хотя сам видишь, какие вещи делают опьяненные, теряя самообладание, совершая преступления и прямо впадая в безумие под влиянием этого напитка. Вспомни, что Икария, который первый из людей получил от него в дар виноградную лозу, убили мотыгами собственные сотрапезники.

Зевс. Все это пустяки! Во всем виновато не вино и не Дионис, а то, что люди пьют, не зная меры, и, переходя всякие границы, без конца льют в себя вино, не смешанное с водой. А кто пьет умеренно, тот только становится веселее и любезнее и ни с одним из своих сотрапезников не сделает ничего похожего на то, что было сделано с Икарием. Но, Гера, ты, кажется, ревнуешь, не можешь забыть Семелы, и оттого бранишь прекраснейший из даров Диониса.


Чтобы хоть немного представить себе, что такое политеизм, необходимо усвоить следующее: в цивилизациях Египта, Греции понятие «смерть» вообще отсутствовало. Не было смерти как провала в ничто, полного, безвозвратного ухода тела и души, как это понимают люди, воспитанные в иудеохристианской традиции. А значит, и сопровождающего смерть пессимизма в античной традиции не существовало. По существу дела, бесконечная чреда авторов, упражнявшихся на тему античности, не имела о ней даже самого приблизительного представления. Лишь при чтении Бахофена, Буркхарта или, скажем, Ницше интуиция нам подсказывает, что эти писатели, кое-что понимали в античности.

Для того, чтобы составить хотя бы приблизительное представление о том, что античный человек думал о жизни, я хочу привести одну цитату из Парацельса: «Натура, космос и все его данности — единое великое целое, организм, где все вещи согласуются между собой и нет ничего мертвого, все органично и живо. Космос — пространная живая сущность, нет ничего телесного, что не таило бы духовного, и не существует ничего, что не таило бы в себе жизни. Жизнь — это не только движение, живут не только люди и звери, но и любые материальные вещи. Нет смерти в природе. Угасание какой-либо данности есть погружение в другую матку, растворение первого рождения и становление новой натуры».

В данном случае Парацельс совершенно правильно подходит к тому, что называется политеизмом. В XIX в. была «изобретена» идея оппозиции «эрос — танатос». Однако, перевод слова «танатос» при этом остался более чем спорным. «Танатос» никогда не означает «смерть», это скорее «неопределенное пребывание где-то». И когда, основываясь на оппозиции «эрос — танатос» (понятых как «любовь — смерть»), создаются некие концепции, претендующие на истинность, грош им цена. Такие понятия, как «Гадес», «Аид», и т.д. не имеют ничего общего с христианским адом, как мы его привыкли себе представлять. Аид — скорее неопределенное пребывание где-то перед следующей метаморфозой. Нельзя понять политеизм, не прочувствовав глубоко эту принципиальную идею. Идею метаморфозы. Когда мы читаем о любовных похождениях Зевса, мы должны понимать, что путем соединения с разными женскими сущностями Зевс создал тот космос, который мы сегодня уже почти потеряли, но все еще можем представить по зодиакальным знакам и названиям созвездий. Таким образом мы видим эротический путь создания космоса. То же самое относится и к «любовным похождениям» других богов. Демиурги греческого или египетского мира создавали космос путем любви.

Лукиан:

 В Сирии неподалеку от реки Евфрата находится город, называется он «священным» и посвящен Гере ассирийской. Как мне кажется, имя его возникло не при заселении города, и в древности он имел другое имя. Современное же нам наименование возникло лишь после того, как в городе стали справляться великие празднества.
Некая Стратоника, живя еще с первым мужем увидела однажды во сне, что Гера дает ей приказание построить в Гелиополе храм в ее честь и угрожает в случае неповиновения страшными бедствиями. Стратоника сначала не обратила на это внимания, но когда ее постигла тяжелая болезнь, она рассказала свой сон мужу и, желая умилостивить Геру, дала обет выстроить ей храм

 Гера же, если ее внимательно рассматривать, представляет многообразный вид. В общем она все же напоминает Геру, хотя у нее и есть и от Афины, и от Афродиты, и от Селены, и от Реи, и от Артемиды, и от Немезиды, и от Мойр. В одной руке она держит скипетр, в другой — веретено. На голове ее, украшенной лучами, находится башня и повязка, — последней украшают лишь Афродиту-Уранию; изображение выложено золотом и украшено драгоценными камнями. Одни из них светлы и прозрачны, как вода, другие искрятся подобно вину, а третьи горят как огонь. Среди них много сердоликов, гиацинтов и смарагдов, принесенных египтянами, индийцами, эфиопами, мидянами, армянами и вавилонянами. Несколько подробнее стуит остановиться на камне, который находится на голове Геры. Его зовут «светочем», и это имя вполне соответствует действию, производимому им: ночью он светит так ярко, что освещает собой весь храм как бы множеством светильников. Днем, когда этот свет ослабевает, камень по внешнему виду становится похож на огонь. Изображение Геры обладает еще и другим чудесным свойством: когда стоишь перед ней; то кажется, что она смотрит прямо на тебя, но и когда ты отойдешь, ее взгляд следует за собой. Если же кто другой посмотрит на изображение, хотя бы и с иного места, — то же повторяется и с ним.

33. Между обоими изображениями стоит другая золотая статуя, ничем не похожая на них. Собственного вида она не имеет и свои черты заимствует у прочих богов. Ассирийцы зовут ее «знаменьем», не прибавляя никакого собственного имени. Они не объясняют ни ее происхождения, ни странности ее внешнего вида. Одни сближают ее с Дионисом, другие с Девкалионом, а третьи даже с Семирамидой, ибо, действительно, на голове статуи находится золотой голубь. Поэтому-то и говорят, что «знаменье» есть указание на Семирамиду. Дважды в год изображение это носят к морю за водой, о котором я уже говорил.

34. В самом храме, влево от входа, стоит прежде всего трон Гелиоса, но самого бога на нем нет. Вообще ни Гелиос, ни Селена не имеют своих изображений в храме. Мне удалось узнать причину этого. Здесь считают, что создавать изображения всех других богов благочестиво, так как не всякий может их лицезреть, тогда как Гелиос и Селена непосредственно знакомы и видимы всем. Для чего же делать изображение богов, видимых в воздухе?


Имя царицы богов Геры допускает несколько взаимоисключающих толкований; по одному из возможных вариантов, оно связано со словом hora ("время года") и может быть понято как "созревшая для брака"2. Ее культ имеет два значительных центра - святилище между Аргосом и Микенами3, по которому богиня именуется у Гомера формулой "Неге Argeie" (Гера Аргосская), и остров Самос. При этом Гера повсеместно почиталась как Великая богиня. Она изображается в высоком венце (polos)4, подобно Матери богов, Артемиде и другим богиням, но сохранились воспоминания о более древнем, неантропоморфном изображении - колонна в Аргосе5, "доска" на Самосе6. Гомеровский эпитет Геры - boopis, "волоокая"7; ей принадлежат обширные, плодородные равнины с пасущимися стадами коров и коровьими жертвоприношениями.

Гера, третья дочь Кроноса и Реи, cестра Деметры, Гестии, Аида и Посейдона. Вместе с остальными детьми Кроноса была проглочена своим отцом, а затем, благодаря хитрости Метиды и Зевса, была им извергнута.

Перед титаномахией Рея спрятала дочь у Океана и Тефиды (в будущем она будет мирить дядю и тетку в их ссорах).

Является женой Зевса, своего брата — третьей после Метиды и Фемиды. Однако их тайная связь началась задолго до свадьбы, причем именно Гера играла в ней активную роль.


Её обязательный атрибут — диадема, как символ того, что она главная из богинь. Посвящённым ей животным является павлин; пара павлинов везет её колесницу.

Она может надевать Пояс Венеры, одолженный у богини, который делает ее неотразимой.

В античности ей придавали еще два атрибута — гранат (множество зерен которого символизирует плодородие) и скипетр, увенчанный кукушкой (эмблема брака, не оправдавшего надежд). Кукушка также была ее священной птицей.

Зевс полюбил Геру, когда она была девушкой, и превратился в кукушку, которую она поймала[4]. На горе Коккигион (Кукушечья) в Арголиде есть храм Зевса, а рядом на горе Проне — храм Геры[5]. (Кукушку называют «царицей Египта»)[6]. Брак Зевса и Геры оставался тайным[7] 300 лет[8]. Свадьба Зевса и Геры проходила в Кносской земле, в местности близ реки Ферена, где стоит храм[9].

Гера родила мужу Гебу (по некоторым авторам, Гера родила её от латука[10]), Илифию и Ареса[11] По версии, родила Ареса без мужа, получив от нимфы Хлориды цветок с Оленских полей[12]. «Миновав супружеское ложе», родила Гефеста (по Гомеру, его тоже от Зевса)[13] — самостоятельно в отместку мужу, единолично произведшего на свет Афину. От прикосновения к земле породила чудовище Тифона (по основной версии его матерью была Гея).

Также среди детей называют Аргу и Ангелу. У Олена в гимне Гере сказано, что Гера воспитана Орами, и её дети — Арес и Геба



По сравнению с культовой реальностью образ Геры у Гомера меркнет и даже переходит в область комического. Будучи супругой Зевса, Гера скорее выступает как пример ревности и семейной ссоры, нежели супружеской любви. За этим скрывается то, что Гера не подчиняется добровольно даже самому сильному, но сохраняет в союзе с ним собственное право. То, что она является кровной сестрой Зевса ("богиня старейшая, дочь хитроумного Крона")15, противоречит табу, наложенному на кровосмешение, и это подчеркивает ее уникальное равенство с Зевсом. "Ты почиваешь в объятиях бога всемощного Зевса"16, - на этом основывается авторитет богини, но и Зевс имеет постоянный эпитет "Геры супруг громоносный". У Зевса было много женщин, но только Гера восседает на золотом троне17 и носит скипетр; Парису она предлагает в награду царство.

 Знаменитая сцена любви, которую рисует "Илиада", - это "обольщение Зевса" и потому - триумф Геры. Благодаря взятому у Афродиты вышитому поясу она заставляет отца богов и людей забыть свое решение относительно хода Троянской войны: "только увидел, - и страсть охватила могучую душу"18, Зевс заключает ее в объятья, земля взращивает для них траву и цветы, и надо всем опускается золотое облако; гак они соединяются в священной области на вершине Иды. Сквозь это описание мы видим, как грозовые облака окружают вершину горы - происходит явление бога погоды; но Гера - не бессловесная земля, а волевая, сильная личность.

 Картина божественного бракосочетания имела большое влияние: воспоминанием об этом событии чтили Геру. В Герайоне на Самосе найден глиняный рельеф VII в., на котором среди кустов изображен мужчина, который берет за руку обнаженную женщину и одновременно гладит ее по подбородку19. Несколько более позднее, вырезанное из дерева изображение, найденное в том же святилище, представляет стоящего Зевса обнимающим Геру и при этом властным жестом касающимся ее груди20. В сублимированном виде мы находим ту же сцену на одной селинунтской метопе V в., а затем на фризе Парфенона: сидящий Зевс удивленно смотрит на женщину, которая стоит перед ним, снимая с себя покров21.

 О божественной свадьбе рассказывают местные мифы и других областей Греции, например, на Эвбее22, или в районе Кносса, где этой свадьбе "подражали" во время ежегодного праздника урожая23, или на отдаленных, благословенных западных островах, где зреют яблоки Гесперид24.

 В качестве прообраза совершившегося брака, "старого обычая супружеского ложа"25, Гера повсюду признается богиней свадьбы и брака, тогда как за обольщение и наслаждение "отвечает" Афродита. В месяце свадеб гамелии ей приносили жертвы вместе с "ее" Зевсом - Зевсом Гереем (Heraios)26. Ее призывают как "приготовительницу свадьбы" (ga-mostolos), "соединяющую" (zygia), а главное, "исполнившуюся" (teleia), ведь свадьба представляет собой особого рода цель и исполнение, telos, человеческой жизни. Перед храмом Геры на Лесбосе происходят состязания в красоте27; Сапфо молится о том, чтобы ее посетила Гера28.


Самым замечательным и типичным ее изображением считается колоссальная статуя Поликлета, изваянная им для храма в честь этой богини в Аргосе. Вот как описывает эту статую поэт Марциал: «Поликлет, эта Юнона — чудо твоего искусства, главное основание твоей славы, — сам Фидий позавидовал бы твоему резцу. Ее красота так величественна, что на вершине Иды Парис не колеблясь признал бы ее превосходство над всеми богинями, и они должны были бы признать себя побежденными. Поликлет, если б Юпитер не любил своей Юноны, он бы полюбил твою!» Колоссальная статуя Юноны, находящаяся теперь в Риме, считается лучшим ее изображением, сохранившимся до наших дней



 В Олимпии женщины каждые четыре года справляли свой праздник Геры29. Шестнадцать избранных женщин, по две из каждой общины, занимались его устройством. Для Геры ткали новый пеплос. Девушки соревновались в беге на стадионе, причем бежали они в коротких хитонах, обнажив правое плечо. Приз за победу - оливковая ветвь и часть мяса коровы, принесенной в жертву Гере. Миф свидетельствует о том, что Гипподамия учредила этот праздник в благодарность Гере за свой брак с Пелопсом. Поэтому один хор пел и танцевал в честь Гипподамии, в то время как другой - в честь Фискои, возлюбленной Диониса, которого женщины также призывали явиться, причем в обличье быка. Женщины объединяются в собственную организацию, которой покровительствует Гера, и таким образом противопоставляют себя сообществу мужчин на большом Олимпийском празднике, одновременно здесь присутствует и "антипод" Геры Дионис - антитеза удваивается.

 Это может показаться странным, но в образе Геры отсутствует одна характерная черта - материнство. Правда, Алкей, кажется, называет ее "прародительницей всего" (panton genethla)30, но у нее нет собственного и любимого ею ребенка. Единственный важный бог, происходящий от законного брака отца богов, - это Арес, и именно его Зевс отвергает как "ненавистнейшего" из своих детей31. Есть еще второстепенные персонажи - Геба, "цвет юности", которая наливает богам вино, и чтимая издревле, но ограниченная в своих функциях Илифия32. Геру никогда не призывают как "мать", ее никогда не изображают в виде матери с ребенком. Только Гераклу, прежде ненавистному ей, она подставляет в знак примирения грудь33. Ее женское существо ограничено связью с супругом - актом любви, тем, что ему предшествует, и тем, что следует после него, то есть свадьбой, с одной стороны, и разрывом, с другой. В Стимфале Гере посвящены три храма: один - как "девочке" (pais), другой - как "исполнившейся" (teleia), а третий - как "безмужней" (chera)34.

 Итак, миф говорит о том, что было "до", о том, как Гера и Зевс соединились "первым супружеским ложем, от милых родителей тайным" - об этом говорит "Илиада", и еще больше об этом болтали женщины35. Еще оригинальнее история о том, как Зевс превратился на горе Форнакс близ Гермионы в кукушку, чтобы спорхнуть на лоно к Гере. Хрисоэлефантинная скульптура Поликлета, установленная в аргосском Герайоне, держала скипетр с изображением этой кукушки36. Необходимой предпосылкой для заключения брака, а потому и атрибутом Геры является девственность. Самос (в греческом языке женского рода) назывался, видимо, по этой причине Parthenie, "Девственная", а река Имбрас у святилища - Parthenios, поскольку там происходило бракосочетание Геры37. Кроме того, в Гермионе почиталась Гера Партенос38; в реке Канаф близ Навплиона ежегодно купали Геру (то есть, очевидно, ее статую), и от этого купания она вновь, как считалось, становилась девственной39, после чего ее вновь выдавали замуж за Зевса.

 Но у брака Геры есть также и другая сторона: раздор и разрыв. В "Илиаде" Гера - сварливая, ревнивая супруга, которая к великому огорчению своей половины раскрывает его маленькие тайны, так что тот не может сохранить свое превосходство иначе как угрожая побоями40. После вышеупомянутого "обольщения" Зевс, проснувшись, даже напоминает своей супруге о том, как он уже однажды подвесил ее связанной между небом и землей, привязав к каждой ноге по наковальне, и бил ее ударами молний; эта варварская экзекуция космических масштабов стала излюбленной темой авторов аллегорических сочинений41.

 В то же время, Гера опасна, зла и непримирима в своем гневе; то, что она "лучшая" из богинь, должно подтверждаться ее умением причинять зло своим врагам42. Если она не мать, то тем более ужасная мачеха. Она преследует Диониса еще до его рождения, и добивается того, что Семела сгорает в огне зевсовой молнии43, а кормилица Диониса Ино бросается со своим собственным сыном в море. Она заставляет дочерей Прета, насмехавшихся над ее изображением в Тиринфе, носиться по Пелопоннесу подобно бешеным коровам. Преследует она и свою аргос-скую жрицу Ио, на которую положил глаз Зевс, сделав ее безумной, обратив в корову и гоня ее по всему свету44. Особенным разнообразием отличаются интриги Геры против Геракла, которого она заставляет служить микенскому царю Еврисфею. Она сама вскармливает противников Геракла - немейского льва и лернейскую гидру; наконец, она заставляет его в припадке безумия убить в Фивах свою жену и детей45. Это уничтожение собственной семьи, совершаемое в безумии, становится неким "выворачиванием наизнанку" понятия брака, "старого обычая супружеского ложа". Анархическая уничтожающая сила богини обращается и против самого Зевса: она сама породила Тифона, который должен был положить конец власти Зевса46. Сама, без мужа, родила она и Гефеста, безобразного бога кузнечного ремесла; правда, потом она в гневе сбросила его с Олимпа в море47, а он отомстил, подарив матери трон, снабженный хитрым автоматическим устройством; затем Дионис вернул Гефеста на Олимп и примирил его с Герой48.

 Узнавая подробности о праздниках Геры, мы видим, что это были не просто веселые свадебные торжества, но тяжелые кризисы, когда рушился существующий порядок и самой богине грозила гибель. Правда, в аргосском Герайоне этот кризис проявляется (если не считать смутных намеков49) только в мифах о гибели Аргуса от рук Гермеса Арго-убийцы, а также о бегстве обращенной в корову Ио. Во время герей, новогоднего праздника, порядок утверждался заново: жрица богини направлялась к святилищу на повозке, запряженной коровами, а мальчики со щитами проходили в торжественной процессии50. Культовая легенда, бытовавшая на Самосе, рассказывает, как морские разбойники хотили ночью похитить священное изображение Геры, и как это похищение было чудесным образом предотвращено; разбойники оставили статую на берегу и поставили перед ней кушанья; древние жители Самоса, "карийцы", искали и нашли эту статую, убрали ее ивовыми ветвями и привязали к ивовому кусту, чтобы она не могла снова уйти; наконец, жрица очистила изображение богини и вернула его в храм51. Эта легенда не дает ясного представления о праздничном ритуале, но известно, что в наказание за пленение Геры "карийцы" должны теперь сами увенчивать себя ивовыми ветвями, в то время как-собственно "почитатели богини", среди них, очевидно, и жрица, носят лавровые венки. Праздничный пир происходил в святилище, на подстилке из ивовых прутьев, с ивовыми венками и, очевидно, в присутствии изображения богини: как установлено, между храмом и алтарем есть основание - очевидно, для статуи, а прямо около большого алтаря росла ива52. Этому особому виду ивы (lygos) повсеместно приписывалось "антиафродисийское" действие, отчего по-латыни растение именуется agnus castus, "целомудренный агнец"53. Толкование праздника как очищения, купания невесты и свадьбы здесь мало что дает54. Ночная потеря и утреннее обретение, насилие над изображением бога и искупление, мужчины в "карийских" венках целомудрия, вкушающие трапезу на обычной простой подстилке из хвороста, в святилище, расположенном вдали от города - все это черты исключительного состояния, которое ведет к установлению нормального порядка жизни (thesmos) тем более уверенно, что затем очистившаяся богиня возвращается в свой прежний дом.



Брак Геры с братом — рудимент древней кровно-родственной семьи. Хотя супружество Геры определяет ее власть над другими олимпийскими богинями, по сути, в этом образе видны черты великого женского божества доолимпийского периода. Его черты — самостоятельность и независимость в браке, постоянные ссоры с верховным божеством, ревность, гнев. Гера преследует внебрачные связи мужа и как богиня-блюстительница моногамной семьи эпохи классической олимпийской мифологии[27].

Архаичность Геры заметна в том, что ее ребенком от прикосновения к земле было чудовище Тифон (это выдает ее связь с хтоническими силами). Древность ее также сказывается в том, что Арес, один из самых кровавых и стихийных богов — ее сын[27].

Возможно, имела зооморфное прошлое. На это указывает ее эпитет «волоокая» у Гомера и Нонна Панополитанского, а также то, что в жертву ей приносились коровы. Однако изображений ее в нечеловеческом образе нет («В нашем распоряжении имеется огромный археологический материал, но не говоря уже о том, что никаких следов изображения Геры в виде коровы или с головой коровы нет, среди огромного количества культовых изображений микенских и домикенской эпох, так называемых идолов, нет ни одного с коровьей головой».[28]).

При этом, прочно войдя в систему искони греческой героической мифологии, Гера является покровительницей героев и городов[27].

Любовная сцена обольщения Зевса с помощью пояса Афродиты для помощи ахейцам в троянской войне — среди благоухающих цветов и трав на вершине горы является явным аналогом крито-микенского священного брака Геры и Зевса, который торжественно справлялся в различных городах Греции, напоминая о величии матриархального женского божества[27]. Брак праздновался и на Крите в Кноссе. Этот брак рассматривался как связь неба с землей, оплодотворяемой благодатным весенним дождем, напоминая о величии матриархального женского божества. Вестником данного дождя была кукушка. (В дни праздников Геры женихи приближались к алтарю богини в масках кукушки).



В архитектуре известны замечательные храмы Геры, основная их часть была построена в Древней Греции. Самым выдающимся Геродот считал храм на острове Самос. Его историк включил в список чудес света.