Петербург Достоевского посвящается моему учителю Ю

Людмила Криворуцкая
                (  Ю.А Ракову)
    Когда мы говорим "Петербург Достоевского", в нашем сознании встаёт картина, совсем не похожая на "Пушкинский Петербург", хотя писателей разделяет небольшой промежуток времени и столица за эти годы не успела ещё сильно измениться.  Город в изображении Достоевского, ближе к петербургу Гоголя и особенно Некрасова, хотя и по сравнению с ними весьма своеобразен. достоевский был талантливым живописцем "приютов нищеты печальных", кварталов, в которых обитали " униженные и оскорблённые".
   Литературная биография героев книг Достоевского начинается с канала Грибоедова (ныне Екатерининский канал).
   Дорогой читатель, раскроем первую страницу " Преступления и наказания". Время и место действия раскрывается в первых же строках":" В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости отправлялся к К-ну мосту". В 1907 году А.Г.Достоевская на полях " Преступления и наказания" раскрыла многие сокращения в пёстрой топонимике романа.  Выяснилось, что С-й переулок - Столярный (Ул.Прежевальского), где жил Достоевский, а К-н мост - Кокушкин мост через Екатерининский канал ( канал Грибоедова).
   Вместе с литературоведом Юрием Раковым пройдём по следам литературного героя Родиона Раскольникова.
   Столярный переулок был в то время самым пьяным переулком Петербурга.  1865 году в "Петербургском листке" сообщалось, что в 16 домах по этому переулку размещалось 18 питейных заведений. Одна интересная деталь. Достоевский  доверял своей молодой жене Анне Григорьевне и показал ей во дворе дома по Вознесенскому пр. д.3 камень, под которым Раскольников, спрятал украденные у старухи- проценщицы драгоценности.
   Юрий Абрамович Раков, как следователь литературных героев, разбирал запутанные следы преступления Раскольникова.  Домом  Раскольникова называют - Гражданская ул.д.19/5.  Прекрасную иллюстрацию крыльца этой лестницы дал художник-иллюстратор Достоевского - М.Добужинский.
   Поднимемся вместе с Раковым по лестнице Раскольникова. Мы видим старые, низко нависающие над головой своды. Они приводят на площадку 4-го этажа. На чердаке - крутая узкая лестница - 13 последних ступенек ведущих к каморке Раскольникова. При Достоевском было 5-ть этажей, и была в подворотне слева маленькая дверца в дворницкую, где Раскольников нащупал топор. Проследим внимательно , как он взбирается по лестнице Мармеладовых, к старухе-проценщице( и переживает самые страшные мгновения у порога убитой им старухи).    В душный жаркий день - это был июль 1865года -Натянутые нервы Раскольникова гнали прочь из тесной каморки к дому старухи.  Разгаданные Раковым адреса -дом проценщицы-старухи -это Средне-Подьяческая ул.д.15/104.  Помните из романа :" Раскольников приближается к дому старой проценщицы. Идти ему было немного" Он даже знал, сколько шагов от ворот его дома : ровно 730.    И действительно, Юрий Абрамович шёл по следам Раскольникова и нашёл кратчайший путь... Но как утверждал Раков, что у дома как и у самого героя может быть не один, а несколько прототипов.
  " Мы не можем порой утверждать, - писал Раков, - здесь жили Раскольников, Соня Мармеладова или старуха. Мы приближаемся к адресам героев. И в этом наше проникновение в мир писателя и его персонажей".
                ПЕТЕРБУРГ  ДОСТОЕВСКОГО

                По улице Подьяческой усталый,
                По мосту Кокушкину бредёт
                Сам Достоевский - гений бурный
                И мысль его тревожит -" Идиот".

                Бездонность жизни. Хлам и грязь в жилищах
                Кишащих мелкой беднотой.
                Здесь запах гнили - голос нищий,
                Слоняется по мостовой.

                Вот Петербург разит харчевней,
                Трактиров уйма - "Мёртвый дом".
                В каморке селится наш Гений,
                Мрак. И сознания разгром.

                В бреду как в зеркале сомнений,
                Где мука сердца и ума
                И в страшном мире всё надменней
                Тома теснятся как дома.


                РАСКОЛЬНИКОВ,

                В жарчайший день июльского восхода
                Из тёмного холодного угла
                Таится в дикой муке у прохода -
                студенческая мгла.

                Какая-то двухсмысленная сила,
                Взыграла. Не по-доброму глуха.
                А сердце бешенно давило,
                И доводило до греха.

                Вот серый дом проценщицы-старухи
                Отмеривая чётко каждый шаг
                По лестнице крадутся муки -
                подспудный страх.

                И по-старушечьи словно подкова,
                Горбился месяц и стучал в окно,
                Безумны руки - к смерти всё готово,
                Свершилось то что было суждено.

        "Раскольников так же двойственен, как и породивший его Петербург. Весь роман посвящён разгадке этой двойственности Раскольникова- Петербурга", писал Ю.Раков.
     " Человек есть тайна...Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком",- писал Достоевский.

                СЕННАЯ  ПЛОЩАДЬ.

                "...Там били женщину кнутом
                Крестьянку молодую..."
                Некрасов.

                Сенная площадь - оживленья,
                Здесь душ и тела торгоши,
                И вопль бродяг без сожаленья,
                На дне измученной души.

                Паденье нравов - жадный доступ
                Страдальцам ухватившим шанс.
                И шаг читателей как поступь,
                И гордый падший проферанс.

                И сладостно самопреступно,
                Свою вину топить в вине,
                Во тьме лишь Гению доступно
                Все муки принимать вдвойне.

     Сенная площадь - "чрево Петербурга". С её знаменитым рынком. По булыжной мостовой к Спасу Никольского Собора на Сенную тянулись богомольцы.  Здесь было много трактиров, кабаков, ремесленных лавочек. По вечерам у дверей дымных трактиров и кабаков толпились бездельные женщины. Всё это хорошо отображено в книгах Ю.Ракова "По следам литературных героев"Л.,1974 и "Лестница Раскольникова"Л.,1989