( Ю.А Ракову)
Когда мы говорим "Петербург Достоевского", в нашем сознании встаёт картина, совсем не похожая на "Пушкинский Петербург", хотя писателей разделяет небольшой промежуток времени и столица за эти годы не успела ещё сильно измениться. Город в изображении Достоевского, ближе к петербургу Гоголя и особенно Некрасова, хотя и по сравнению с ними весьма своеобразен. достоевский был талантливым живописцем "приютов нищеты печальных", кварталов, в которых обитали " униженные и оскорблённые".
Литературная биография героев книг Достоевского начинается с канала Грибоедова (ныне Екатерининский канал).
Дорогой читатель, раскроем первую страницу " Преступления и наказания". Время и место действия раскрывается в первых же строках":" В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости отправлялся к К-ну мосту". В 1907 году А.Г.Достоевская на полях " Преступления и наказания" раскрыла многие сокращения в пёстрой топонимике романа. Выяснилось, что С-й переулок - Столярный (Ул.Прежевальского), где жил Достоевский, а К-н мост - Кокушкин мост через Екатерининский канал ( канал Грибоедова).
Вместе с литературоведом Юрием Раковым пройдём по следам литературного героя Родиона Раскольникова.
Столярный переулок был в то время самым пьяным переулком Петербурга. 1865 году в "Петербургском листке" сообщалось, что в 16 домах по этому переулку размещалось 18 питейных заведений. Одна интересная деталь. Достоевский доверял своей молодой жене Анне Григорьевне и показал ей во дворе дома по Вознесенскому пр. д.3 камень, под которым Раскольников, спрятал украденные у старухи- проценщицы драгоценности.
Юрий Абрамович Раков, как следователь литературных героев, разбирал запутанные следы преступления Раскольникова. Домом Раскольникова называют - Гражданская ул.д.19/5. Прекрасную иллюстрацию крыльца этой лестницы дал художник-иллюстратор Достоевского - М.Добужинский.
Поднимемся вместе с Раковым по лестнице Раскольникова. Мы видим старые, низко нависающие над головой своды. Они приводят на площадку 4-го этажа. На чердаке - крутая узкая лестница - 13 последних ступенек ведущих к каморке Раскольникова. При Достоевском было 5-ть этажей, и была в подворотне слева маленькая дверца в дворницкую, где Раскольников нащупал топор. Проследим внимательно , как он взбирается по лестнице Мармеладовых, к старухе-проценщице( и переживает самые страшные мгновения у порога убитой им старухи). В душный жаркий день - это был июль 1865года -Натянутые нервы Раскольникова гнали прочь из тесной каморки к дому старухи. Разгаданные Раковым адреса -дом проценщицы-старухи -это Средне-Подьяческая ул.д.15/104. Помните из романа :" Раскольников приближается к дому старой проценщицы. Идти ему было немного" Он даже знал, сколько шагов от ворот его дома : ровно 730. И действительно, Юрий Абрамович шёл по следам Раскольникова и нашёл кратчайший путь... Но как утверждал Раков, что у дома как и у самого героя может быть не один, а несколько прототипов.
" Мы не можем порой утверждать, - писал Раков, - здесь жили Раскольников, Соня Мармеладова или старуха. Мы приближаемся к адресам героев. И в этом наше проникновение в мир писателя и его персонажей".
ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО
По улице Подьяческой усталый,
По мосту Кокушкину бредёт
Сам Достоевский - гений бурный
И мысль его тревожит -" Идиот".
Бездонность жизни. Хлам и грязь в жилищах
Кишащих мелкой беднотой.
Здесь запах гнили - голос нищий,
Слоняется по мостовой.
Вот Петербург разит харчевней,
Трактиров уйма - "Мёртвый дом".
В каморке селится наш Гений,
Мрак. И сознания разгром.
В бреду как в зеркале сомнений,
Где мука сердца и ума
И в страшном мире всё надменней
Тома теснятся как дома.
РАСКОЛЬНИКОВ,
В жарчайший день июльского восхода
Из тёмного холодного угла
Таится в дикой муке у прохода -
студенческая мгла.
Какая-то двухсмысленная сила,
Взыграла. Не по-доброму глуха.
А сердце бешенно давило,
И доводило до греха.
Вот серый дом проценщицы-старухи
Отмеривая чётко каждый шаг
По лестнице крадутся муки -
подспудный страх.
И по-старушечьи словно подкова,
Горбился месяц и стучал в окно,
Безумны руки - к смерти всё готово,
Свершилось то что было суждено.
"Раскольников так же двойственен, как и породивший его Петербург. Весь роман посвящён разгадке этой двойственности Раскольникова- Петербурга", писал Ю.Раков.
" Человек есть тайна...Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком",- писал Достоевский.
СЕННАЯ ПЛОЩАДЬ.
"...Там били женщину кнутом
Крестьянку молодую..."
Некрасов.
Сенная площадь - оживленья,
Здесь душ и тела торгоши,
И вопль бродяг без сожаленья,
На дне измученной души.
Паденье нравов - жадный доступ
Страдальцам ухватившим шанс.
И шаг читателей как поступь,
И гордый падший проферанс.
И сладостно самопреступно,
Свою вину топить в вине,
Во тьме лишь Гению доступно
Все муки принимать вдвойне.
Сенная площадь - "чрево Петербурга". С её знаменитым рынком. По булыжной мостовой к Спасу Никольского Собора на Сенную тянулись богомольцы. Здесь было много трактиров, кабаков, ремесленных лавочек. По вечерам у дверей дымных трактиров и кабаков толпились бездельные женщины. Всё это хорошо отображено в книгах Ю.Ракова "По следам литературных героев"Л.,1974 и "Лестница Раскольникова"Л.,1989