5. Доброму - везде добро

Наталья Ладица
Вот и настали долгожданные выходные! Дашины родители, взяв с собой дочку и бабушку Олёну, отправились отдыхать за город. До чего же хорошо летом за городом, на природе! Зелень кругом, деревья, трава, стрекочут кузнечики, поют птицы. Даша, радостно смеясь, бегала между деревьями, гонялась за бабочками, искала в траве муравьёв.

-Только далеко не убегай, - ласково попросила дочку мама.

Вволю набегавшись, девочка присела рядом с бабушкой.

-Как красиво кругом! – с восторгом проговорила Даша. – Гораздо красивее, чем на картинке или фотографии!

-Конечно, - подтвердила старушка. – Это потому, что мир вокруг нас – живой, а картинка – лишь его отражение. Здесь, на природе, ты чувствуешь все чудеса и тайны окружающего мира, а на фотографии их не видно.

-А какие в мире чудеса и тайны?

-А вот послушай…


Славяне, жившие задолго до нашего с тобой рождения, считали, что весь мир вокруг наделён душой и разумом, он способен чувствовать и живёт своей жизнью. Живыми считались не только деревья, трава и кусты, но и камни, реки и даже сама земля. Землю называли матушкой, почитали её как родительницу всего. Травы, кусты, кустарники, деревья казались её пышными волосами, каменные скалы – костями, реки и ручьи – кровью. Предки говорили: «Добра мать для своих детей, а земля – для всех людей», «Мать-сыра Земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех теплом своим согревает». Считалось, что Земля засыпала студёною зимой, а весной пробуждалась и прихорашивалась.

Мир, окружающий наших предков, казался им полным тайн, чудес, не-мыслимых загадок, но в их глазах он также был враждебен и временами даже жесток. Враждебность природы в представлении славян была сосредоточена в дремучем лесе. Конечно, ведь там дикие звери водятся, ягоды и грибы  ядовитые попадаются, овраги и ямы, из которых трудно выбраться. Да и просто заблудиться можно. А без леса как быть? Там ведь и охотятся, грибы, ягоды, орехи, мед собирают. Да и дерево для постройки дома и для поделок больше взять неоткуда, и дров для печи, чтоб зимой согреться. Но как же тогда быть – в лес идти опасно, и без леса никуда. Вот тогда и подумали наши предки, что раз лес живой, то с ним можно договориться. Только не с каждым деревцом отдельно, а с его душой или хозяином.

Душой и властелином леса считался Леший или, как его ещё называли, Лесной Дед. Именно от него зависело, каково человеку будет в лесу, соберёт ли он грибы и ягоды, заблудится или нет, вернётся ли домой с добычей. Поэтому перед тем, как войти в лес, нужно было попроситься в гости к Лесному Деду. А для того, чтобы Леший был благосклонен, его нужно было задобрить: оставить на опушке леса краюшку хлеба или кружечку молока, или, быть может ленту, какое-то украшение. Ещё в лесу нужно было соблюдать некоторые правила: не отдыхать на дороге, не губить напрасно и не мучить животных и птиц, не ломать без нужды деревья и кустарник, не мусорить. Тогда Леший мог и помочь человеку: вывести его на полянку с грибами и ягодами, подсобить на охоте, отвести заблудившегося к его дому или вернуть заплутавшую в лесу корову. В противном случае Леший мог рассердиться и не выпустить человека из леса.

Не менее страшной и опасной представлялась вода – река, озеро, море. Ещё бы, ведь в этой самой воде можно утонуть, даже если плавать умеешь. Особенно если вода холодная или неожиданно поднялась буря. Но водоёмы не менее важны, чем леса – это ведь и рыба, и питьевая вода, и для стирки, и чтобы помыться. Значит, и с водой нужно попробовать договориться.

Люди считали, что в водоёмах живут духи воды – Водяные, русалки, берегини. Все они подчинялись Морскому Царю. Если Водяной сердился, то на озёрах и морях случались бури, у рыбаков рвались сети, а рыба не ловилась. Что же могло рассердить водяных обитателей? Прежде всего, конечно, грязь и мусор в самой воде и на её берегах, слишком сильный шум, а и просто неуважение. А уж если разозлился владыка водоёма, то берегитесь, обидчики!
Ещё считалось, что Водяному на дне очень скучно, и поэтому он иногда принимается хулиганить: перегонять рыбу с одной части реки в другую, заманивать к себе людей и требовать, чтобы те его повеселили. А то и потехи ради устраивать небольшие бури и утаскивал к себе рыбаков. Однако если Водяного развеселить-потешить, он не только отпускал пленников, но иногда даже вознаграждал их, как, например, в сказании о Садко.

Ещё страшнее для наших предков был дух, обитающий на болоте – Болотник. Вообще селиться на болоте было нежелательно, но иногда это случалось. Болотник был злобным, жестоким стариком, который развлекался тем, что заманивал в топь неосторожного путника. Детей на болото старались не пускать, чтобы с ними не случилось беды.

Однако иногда эти духи могли обратиться к человеку со своей бедой, а после могли щедро отблагодарить за помощь. Или, обратившись обычным человеком, постучаться в гости к селянину, попросить пищи, воды или переночевать. Если тот оказывался злым, жадным хозяином, мог наказать, а то и разорить его. А вот щедрого, гостеприимного, хлебосольного человека часто вознаграждал. Так что в первую очередь от любого человека требовалось блюсти вежество, т.е. быть вежливым и доброжелательным.

Также вокруг человека обитало множество других враждебных духов, которые вызывали различные болезни. Но и от них можно было уберечься. Главное, что требовалось от человека – быть добрым, не пускать в себя плохие мысли, не делать другим зла. В этом случае никакие злые духи не могли добраться до человека.


-О чём это вы тут беседуете? – спросила Дашу тихонько подошедшая мама.

-О духах природы, а ещё о том, что мир вокруг живой, - блестя восторженными глазёнками, ответила девочка.

-Да? Как интересно! А про семью и её покровителей тебе бабушка уже рассказывала?

-Нет ещё, - с улыбкой ответила бабушка Олёна. – Но в следующий раз обязательно расскажу.